Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА ТРЕНИНГАХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Е.В. Супрун
учитель физики МБОУ СОШ № 47, г. Красноярск

В статье рассматривается процесс формирования самостоятельных исследовательских действий учащихся на основе личностно-ориентированной системы обучения на тренингах в исследовательской лаборатории в рамках работы школьного научного общества учащихся.

 

В 2011 году образование переходит на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения [1]. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике [2].

Современное понимание качества образования связано не с наличием у школьников знаний как таковых, а с умением действовать в различных изменяющихся ситуациях, а именно: мыслить, изменяться и совершенствоваться. Построение процесса обучения, ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам в равной мере с ним отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.

Чтобы формировать в ребенке стремление к интеллектуальному росту, к развитию, помочь развиться его потенциальным возможностям, необходимо включать учащихся в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную деятельность. Важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно только, когда ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает. Когда ребенок понимает чему еще надо научиться; задумывается, о чем он узнает и чему научится, если выполнит предложенную ему работу. Когда он фиксирует, какими способами работы он уже овладел, и какими предстоит овладеть. Иными словами, только, если ребенок сам и главное осознано через самостоятельную исследовательскую деятельность выстраивает свою образовательную траекторию, он достигает самых высоких результатов. В связи с этим первостепенное значение в процессе любого обучения приобретает четко выстроенная самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Тогда целью деятельности педагога выступает создание единого образовательного пространства основного и дополнительного обучения на основе развития исследовательской активности учащихся, обеспечивающей становление самостоятельной экспериментальной деятельности. Успешное её осуществление возможно на основе личностно-ориентированной системы обучения, которая неразрывно связанна со свободной и творческой деятельностью учащихся во внеурочной деятельности. Рассматривая задачи развития мышления и исследовательских способностей учащихся в качестве приоритетных для их обучения, развивать интеллект учащихся необходимо не через увеличение объема знаний, а через методы их усвоения. Таким образом, за основу обучения может быть принято исследование, а в качестве вспомогательных технологий эффективно использоваться индивидуализация обучения, метод проектов, и информационно-коммуникационные технологии. Целенаправленная работа над повышением познавательной активности учащихся, формированием творческого мышления, выстраивается за счет использования активных форм и методов обучения: научно – практические конференции, исследовательские лаборатории, где возможно проведение с учащимися интегрированных научных исследований, тренингов обеспечивающих формирование у них целостной картины мира и положительно-действующей позиции экологической воспитанности.

Однако специфика преподавания в современной школе особенно на базовом уровне обучения не позволяет широко развернуть исследовательскую работу учащихся на уроках. В этих условиях огромную роль играют кружки и внеурочные мероприятия, а так же элективные курсы. Применяя во внеурочной деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания, можно достичь очень высоких результатов. Но только в том случае если сформирована система развития детей, проявляющих интерес и способности к разным видам деятельности, если выстроена с данной категорией учащихся индивидуальная работа с учетом направленности их интересов, личных качеств. Что способствует формированию благоприятных условий для самопознания и профессионального самоопределения. С этой целью во внеурочной деятельности с учащимися необходимо создание, например, исследовательских лабораторий, которые, как раз и являются тем самым местом, где любой желающий может не только попробовать себя в исследовательской деятельности, но и развиваться и совершенствоваться в ней. Такая лаборатория может быть создана на базе общеобразовательной школы в рамках работы школьного научного общества учащихся.

Основной характеристикой исследовательской инициативности детей является мощная творческая направленность на разнообразие всех компонентов познавательной деятельности - целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений. Эта направленность на разнообразие каждого из компонентов деятельности обеспечивает ребенку обнаружение новых направлений дальнейшего развития. Внутренний механизм саморазвития исследовательской инициативности состоит в следующем. Полученная ребенком исходная разнообразная информация и материальные результаты используются им как отправные пункты для дальнейшего развертывания тех или иных новых направлений исследовательской инициативности. Тем самым обеспечивается петля положительной (синергической) обратной связи - развитие многообразия одних компонентов приводит к многообразию и расширению других. Важнейшим направлением познавательного развития человека является формирование комплекса исследовательских способностей, обеспечивающего деятельность в новых и сложных многофакторных динамических средах. Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: "интеллектуальная активность" (Д.Б. Богоявленская), "познавательная активность" (М.И. Лисина), "креативность" (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, В. Henderson, E.P. Torrance и др.), "любознательность" и "исследовательское поведение" (Д. Берлайн, В. Henderson, H. Keller, H.-G. Voss и др.).

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения школьником представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. К навыкам и умениям, необходимым в решении исследовательских задач относятся: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи [3]. Формирование этих умений требует систематичных тренингов, например, на занятиях в исследовательской лаборатории во внеурочное время.

Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Развиваются они в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для развития этих умений на тренингах в исследовательских лабораториях можно подобрать специальные упражнения, которые в значительной мере помогут в решении этой педагогической задачи. Например, разделить учащихся на три группы, попросить их представить себя молекулами, одну группу молекулами твердого тела, вторую - жидкости, а третью – газа. Попросить изобразить свое движение и взаимодействие и определить, почему молекулы твердого тела не могут двигаться так же как молекулы газа. Или, например, выстроить учащихся в одну шеренгу и попросить представить себя электронами в металле, которые должны двигаться направленно, то есть создать электрический ток из учащихся и предложить им разные дороги для прохождения: узкий и широкий туннель, туннель с большим количеством препятствий и маленьким, длинный и короткий. Какой путь выбрать, где и с какими проблемами столкнется длинная шеренга учащихся, почему? После такого тренинга учащимся не только понятно, что такое сопротивление проводника, но и от каких физических величин оно зависит и самое главное как. Однако это еще будет только гипотеза, которую необходимо проверить и теперь на тренинге начнется настоящее исследование.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Умения выдвигать гипотезу можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».. [3] Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы, причем самому себе. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит. “Задавать вопросы “вообще” легко, но хороший вопрос задать не так просто. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы...” (Ричард Х. Флеминг). Опять же, нет ничего лучше, чем представить себя изучаемым объектом и спрашивать самого себя, как, почему, что является причиной и т.д. Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на стекле; очертания отраженных объектов; старые бытовые приборы; новые игрушки. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем. Следующей безусловной нормой исследовательской деятельности является необходимость доказательности и обоснования позиции данных, способов достижения результатов исследования, необходимости специальной проверки результатов, адекватности их практической реализации. В коммуникационном аспекте очень важным является обсуждение результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности.

Главной составляющей формирования исследовательских действий учащихся является применение системы специально ориентированных самостоятельных работ для учащихся. Речь идет о разработке творческих задач, в которых четко прослеживается система развивающих заданий, направленных на становление самостоятельной исследовательской деятельности конкретного учащегося или группы учащихся. В методической копилке педагога-исследователя должно быть накоплено и систематизировано большое количество экспериментальных и исследовательских заданий, а так же заданий вида – разработка нового варианта показанного на занятиях в исследовательской лаборатории опыта способствующих развитию воображения, творчества и экспериментаторских умений. Например, «придумайте и проделайте опыты по наблюдению явлений смачивания и несмачивания», «придумайте и проделайте опыты доказывающие существование выталкивающей силы», или «пронаблюдайте все виды деформации, используя ластик с начерченной на его поверхности сеткой».

Причем исследовательские задания тоже можно дифференцировать по уровням вовлеченности в самостоятельную исследовательскую деятельность. Для одних учащихся - это самостоятельное исследование, где например, опираясь на свои знания молекулярно-кинетической теории, учащимся необходимо выдвинуть гипотезу о том, как изменяется давление газа при его сжатии, если температура газа остается неизменной. Затем им необходимо подтвердить свое предположение, опираясь на математическую модель процесса. В данном случае, опираясь на уравнение состояния идеального газа, проследить прямо пропорционально или обратно пропорционально зависит давление от объема, если в уравнении температуру перенести в константу. Следующим действием должно быть - сформулировать цель исследования и при необходимости разбить её на задачи, придумать как и какой эксперимент или опыт или серию опытов провести и в последствии экспериментально доказать правильность своей гипотезы. Для учащихся недавно занимающихся исследовательской деятельностью это же задание может быть сформулировано по-другому: внимательно изучив, предложенный текст, сделать предположение увеличится ли давление газа на стенки сосуда, если при неизменной температуре газ сжать. Проверить свою гипотезу математически и экспериментально используя предложенный закон (формулу) и предложенное оборудование. И это же задание для учащихся только начинающих свои первые исследования должно быть сформулировано совершенно в другой форме: прочитать текст, заполнить пропуски в формулировке гипотезы, провести серию предложенных вычислений и подтвердить или опровергнуть гипотезу, при необходимости внести изменения в свое предположение. Затем заполнить пропуски в формулировке цели работы, обязательно разбить цель на отдельные конкретные задачи и провести опыт или серию опытов, используя предложенное оборудование, сделать вывод.

Так можно построить весь тренинг или его часть в зависимости от тех задач, которые ставит педагог для конкретной ситуации с конкретной группой учащихся. Работа учащихся должна обязательно включать этап рефлексии для того, чтобы показать ученику, как он вырабатывал суждение, выдвигал гипотезу, как достигал поставленной цели исследования и как пришел к выводам. Таким образом, в некоторых случаях учащиеся приходят к выводу о необходимости продолжения уже новых исследований, так как возникают новые проблемы и вопросы. Смещение акцента с полученного результата на рефлексию процесса его достижения – отличительная особенность личностно ориентированного образования. В этом случае исследовательская деятельность, как на занятии, так и в целом становится осмысленным делом, имеющим важное для самого учащегося значение; ученик уже не выполняет учебные задачи по принуждению, а добывает знания, выполнив задание, требующее личной работы. Для обучения рефлексии можно при проведении любых исследований на занятии в исследовательской лаборатории просить ребят в выводе к своей работе прописывать, что они делали и как пришли к такому результату. Такая форма рефлексии позволяет преподавателю выстроить индивидуальную работу с каждым учащимся. При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения; при этом ученик сравнивается не с другими учащимися, а с самим собой и видит свой рост, чувствует себя покорителем трудной вершины, творцом заслуженной личной победы. Отслеживаться должен и результат работы. Чтобы его замерить, необходимо проводить диагностику. Диагностику желательно проводить 2 раза в год. Можно использовать оригинальную методику Е.Е. Туника по изучению уровня креативности.

Второй составляющей формирования исследовательских действий является эмоциональный настрой учащихся. Если ребенок в своей деятельности постоянно сталкивается с новыми трудностями и учится преодолевать их, он успешно развивается. Ребенку должно быть трудно, когда все легко – нет развития его интеллектуальных способностей, нет роста. Но обязательно преодолев трудности, учащийся должен достичь результата, пусть даже не очень значительного, если этого не происходит, то пропадает смысл его деятельности. Только ориентируясь на личность и индивидуальность конкретно каждого своего ученика, педагог сможет создать условия, в которых любой учащийся будет развиваться, и чувствовать себя успешным, причем каждый в своем виде деятельности. Когда совершенствуются не общие познавательные способности, а индивидуальные, т.е. каждого ученика независимо от его успеваемости, обучение становится личностно ориентированным. При этом обязательно должна учитываться избирательность каждого в выборе способа учебной деятельности, а для реализации этой идеи педагогу необходимо иметь огромный дидактический материал.

Создать и постоянно поддерживать атмосферу, благоприятствующую творчеству и успеху всех учащихся, помогают задания разных видов, в основном исследовательского и конструкторского характера, различающихся по тематике и содержанию, объему и сложности, как теоретические, так и экспериментальные. А также развивающие задания следующих типов: на поиск причины, на объяснение наблюдаемого явления (например, «что произойдет с двумя листами бумаги, если между ними поместить каплю воды»), на выбор наиболее рационального решения, на конструирование и усовершенствование прибора, на сопоставление технических устройств. Для определенной группы учащихся просто необходимы задания, требующие суммирования и обобщения данных на составление отчетов, докладов, таблиц, рассказа о своих результатах, описания хода работы над экспериментом или просто наблюдений. Именно при выполнении этих заданий наиболее ярко проявляются творческие способности учеников. Такие задания полностью исключают списывание, все они раскрывают индивидуальность учащихся.

Особенно большую ценность имеют задачи, при решении которых ученики строят модель процесса или объекта, применяют знания для объяснения новых явлений. В этих случаях работа в максимальной степени формирует и развивает мышление. Решая задачи “на установление взаимосвязей”, ребята получают знания самого общего характера - знания о многовариантности решения проблем, а также о возможности их неполного решения, у учащихся формируется более сложная система структурированных знаний. Условия некоторых задач допускают даже, что ученики могут что-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений, и проведя необходимый анализ.

Целенаправленная работа по формированию исследовательских действий учащихся на тренингах в исследовательской лаборатории во внеурочное время в общеобразовательной школе в течении четырех лет привела к значительным результатам. Количество учащихся желающих серьезно заниматься научно-исследовательской деятельностью ежегодно растет. Ребята с удовольствием пишут исследовательские работы, участвуют в конференциях различного уровня, занимают призовые места, видят свою результативность в данном виде деятельности, строят свои дальнейшие планы.

Имеется положительная динамика участия учащихся со своими исследовательскими работами в краевой научно - практической конференции. Не просто растет количество учащихся, чьи работы отбираются для очного участия, а растет их результативность, почти все участники краевой конференции становятся победителями и продолжают участвовать со своими работами в региональных, всероссийских и даже международных конференциях. В этом году уже появились первые результаты на очной конференции международного уровня. Что свидетельствует о росте качества самостоятельных исследований учащихся исследовательской лаборатории.

Когда все ученики педагога становятся результативными, его работу можно считать эффективной, но самое важное в исследовательской деятельности учащихся и педагога - это удовольствие, которое испытывает ребенок, когда открывает что - то на самом деле новое, чего до него не открыл никто. А такое бывает только, если ребенок долго и кропотливо ищет, ежедневно размышляет над своей проблемой, постоянно наблюдает, а сталкиваясь с трудностями, не сдается. Научиться этому можно, только если регулярно заниматься дополнительно, выполняя задания учиться видеть проблемы, размышлять и наблюдать, задавать себе вопросы. Поэтому главная задача преподавателя создать то самое единое образовательное пространство для развития исследовательской активности учащихся, которое обеспечивает становление самостоятельной экспериментальной деятельности каждого ученика.

Библиографический список

    1. Стандарты второго поколения.
    2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
    3. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 7. – С. 35-40



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017