Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Капаева Светлана Владимировна
учитель технологии МБОУ«Средняя школа № 16» г.Балаково Саратовской области

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым;

  • Информационные – владение информационными технологиями;

  • Социальные – умение жить и работать в коллективе;

  • Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию;

  • Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Эти компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.

Предмет «Технология» является интегрированным предметом, так как предполагает не только изучение собственно «технологии», но и синтез знаний по другим предметам. Основной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной деятельности и формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности.

Остановлюсь на закономерностях научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Если педагог ставит цель – обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера – то такая деятельность учащегося будет научно-исследовательской. При этом на выходе мы получаем научно-исследовательские работы с безусловной или спорной научной ценностью. Путь совместного поиска педагога – научного руководителя и учащегося проходит по нескольким моделям.

Модель I

Педагог знает путь поиска, предлагает ученику пройти этот путь, предполагая или наверняка зная искомый результат. Такая модель характерна для школьных требований, на выходе мы имеем реферат. Работу по такой модели можно считать учебно-продуктивной деятельностью учащегося. Педагог направляет ученика по искомому пути, дает методические основы исследовательской работы.

Модель II

Педагог знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата, предлагая ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. На выходе, при умении учащегося анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, мы имеем полноценное исследование. Работу по такой модели можно считать учебно-исследовательской деятельностью учащегося. Главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.

Модель III

Педагог владеет методикой и различными методами научного исследования, он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути, ни конечного результата исследования. Работа на выходе дает настоящее научное исследование с элементами открытия. Работу по такой модели можно считать научно-исследовательской деятельностью учащегося.

На мой взгляд, ошибка многих педагогов, начинающих внедрять научно-исследовательскую деятельность учащихся в качестве инновационной результативной технологии обучения в том, что педагог начинает ее не определив: есть ли у него способные учащиеся, есть ли у него самого возможность помочь реализовать способности обучающегося, и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в области, интересной для исследования.

Мой собственный опыт работы с учащимися пока проходит по пути моделей I и II и позволяет выделить следующие типы работ, выполненные и представленные на конференциях и конкурсах:

проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы («Что полезно для ума или рацион питания при подготовке к экзаменам»);

экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат («Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон»);

описательные – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления («Цветы в жизни человека»).

Учебно-исследовательская деятельность определенным образом нормируется, нормы деятельности задают принципы учебного исследования. Основными принципами для учебного исследования служат принципы научной деятельности: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности. Приведу дополнительные принципы, используемые мною в работе с учащимися:

Принцип иерархичности. Разделяю позицию Новикова А.М. в том, что деятельность имеет иерархическую структуру и считаю, что в зависимости от личных качеств учащегося, степени сформированности у него исследовательских умений, а также условий проведения исследования, учебная деятельность может осуществляться на разных уровнях иерархии (операционном, тактическом, стратегическом).

Принцип самоорганизации учебно-исследовательской деятельности предполагает способность учащихся организовать свою деятельность как систему, самостоятельно планировать цель, содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственными за них, критично оценивать результаты своих действий.

Принцип сотрудничества учащегося и педагога. Предполагает совместную деятельность юного исследователя и руководителя над исследовательским объектом. Подобный уровень сотворчества позволяет моим учащимся выйти на функциональную позицию «коллега», в работе над исследованием создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ученика и результаты его самореализации.

Принцип продуктивности учебно-исследовательской деятельности, главным ориентиром которой выделяю личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта (исследовательской работы) у учащихся происходит формирование и развитие внутренних исследовательских умений и способностей.

Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.

Принцип индивидуализации предполагает создание условий для максимально свободной реализации заданных природой или приобретенных в индивидуальном опыте способностей и возможностей данного индивида, помощь в творческой самореализации, в жизненном самоопределении. При проведении исследования обращаю внимание на выбор темы, способов, темпов работы в соотношении с индивидуальными способностями и интересами учащегося.

Рассмотренные принципы характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, позволяют мне корректно регулировать свою деятельность и деятельность ученика в этом процессе. Непосредственное претворение всех выше означенных моделей и принципов в учебном процессе осуществляется посредством применения перспективных педагогических технологий.

Для меня, учителя технологии, такими технологиями являются:

    • личностно-ориентированный подход;
    • технология сотрудничества и развивающего обучения;
    • проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
    • технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
    • информационные системы и технологии.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Как происходит формирование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся?

Работа с литературой

Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). В качестве литературных источников на занятиях по технологии использую учебники «Технология», справочники, научно—популярную тематическую литературу по различным видам труда. При работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания, какой фрагмент текста книги следует прочитать, какой таблицей воспользоваться в справочнике. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы часть текста. В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл содержания текста разделов книги. В 8 классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

Лабораторный опыт

Это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт служит доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, в 5 классе на занятии по кулинарии ученики проводят опыт «Определение свежести яйца», в результате которого делают вывод о качестве яиц и возможности их использования в различных блюдах.

Рисунок 1 «Погружение яиц в стакан с соленой водой»

  1. свежее яйцо, подходит для приготовления яичницы-глазуньи и других блюд;
  2. яйцо средней свежести, подходит для добавления в тесто;
  3. не свежее яйцо, в пищу не пригодно;

В старших классах учащиеся проводят опыты по свойствам веществ, например с солью, сахаром (растворимость, концентрация), содой, столовым уксусом (химические реакции).

Лабораторная работа

Выполняется на специальном оборудовании, позволяющем быстро и наглядно получить необходимые результаты серии лабораторных опытов. Провожу по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. Лабораторные работы провожу фронтально, т.е. все учащиеся одновременно выполняют одни и те же задания. Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности. Лабораторные работы по технологии связаны с изучением материалов (бумаги, тканей и др.), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений. Например, при выполнении лабораторной работы по определению свойств тканей учащиеся проводят исследования по растяжимости, гигроскопичности, усадке хлопчатобумажной и льняной ткани (5 класс), шерстяной и шелковой ткани (6 класс), синтетическим и искусственным тканям (7 класс).

Лабораторно-практическая работа

Выполняется на оборудовании, применяемом в быту и на производстве. В процессе исследований возможно изменение состава и структуры элементов лабораторной установки. Например, знакомя учащихся с приспособлениями к швейной машине, рассказываю о приспособлениях и специальных машинах, которые используются на производстве и беседую о том, какие приспособления и специальные машины хорошо бы сконструировать, чтобы облегчить выполнение трудоемких операций. Ознакомление с проблемами и перспективами науки и техники ставит учащихся в положение будущих участников решения этих проблем, необходимой ступенью к которому является усвоение основ исследовательской работы, приобретение необходимых знаний, умений и навыков. В старших классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в процессе выполнения практических работ. Постепенно от руководства деятельностью учащихся перехожу к консультационной, наблюдательной и контролирующей работе.

Проекты, исследования

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках технологии занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

На выполнение проекта программой по образовательной области «Технология» отводится по 10 часов в 5-7 классах , 8 часов в 8 классах, но с учетом национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения количество часов может быть увеличено.

В 5 классе я использую мини-проекты, например, «Чай пить – приятно жить». Проект рассчитан на 3 урока, очень важно осуществлять индивидуальный подход в руководстве проектной деятельностью школьников этого возраста. Сильные ученики могут выполнить мультимедийную презентацию с ответами на проблемные вопросы, поставленные учителем. Ребята с низким уровнем обученности – оформить информационный бюллетень, например, «Национальные способы заваривания чая». Возможно сочетание индивидуальной и коллективной работы. Методика разработки этого проекта представлена на моем персональном сайте «Обслуживающий труд» [13].

При выполнении проектов учащиеся оформляют пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский раздел. Например, учащиеся 6 класса в ходе выполнения проекта могут проводить экологическое исследование, в ходе которого делают вывод о том, не принесет ли эксплуатация проектного изделия вред окружающей среде. В 7-8 классах ученики выбирают разноуровневые математические, химические, физические, социологические исследования в зависимости от темы проекта.

Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии, очень разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами – физикой, химией, биологией, математикой, историей, литературой и др. Поэтому, организуя исследовательскую работу учащихся, я использую межпредметные связи, учитывая знания, полученные учащимися по другим предметам и опираясь на эти знания.

У старшеклассников 9-11 классов наибольший интерес вызывают интегрированные межпредметные проекты, например, технология +история; технология +экология, технология +биология. Это исследования или информационные проекты, темы которых предлагают сами ребята: «Что полезно для ума?» (рацион питания школьника при подготовке к экзаменам); «Осторожно, еда» (или «Что такое ГМО?»); «Формула красоты»; «Мои профессиональные планы и карьера». Моя роль - консультант, или организатор имитационных игр (производитель-потребитель, конструктор-технолог, дизайнер-производитель и т.д.). Учащиеся охотно участвуют в тренингах по элементам публичной защиты проектов и исследований, пользованию экспертными анкетами, разработкой критериев оценки.

Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. На уроках технологии такая деятельность заключается в формулировании целей и задач предстоящего исследования, нахождении необходимых знаний, выполнении на их основе практических работ: написание мини-сочинений «Обоснование выбора темы исследования», критический анализ литературы (описательно-исследовательские работы), составление чертежей, схем, разработка технологических процессов, конструирование предметов и разнообразных устройств, их оформление, изготовление предметов и т.п.

Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы на уроке при проведении практических работ (разнообразие изделий, способы их оформления) и стимуляции самостоятельной практической или исследовательской деятельности.

Список литературы и интернет ресурсов:

1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,С.80-88.

2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, М.: 5 за знания, 2007.

3. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте, Научно-методический журнал Школа и производство, 2008, №7, с.33.

4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.-2001 №5, С. 146-149.

5. Леонтович А.В. Учебно-иследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Школьные технологии-1999 №1-2, С.132-137.

6. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: 5 за знания, 2008.

7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении, - СПб., 2005.

8. Татьянкин Б.М. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе, М.: 5 за знания, 2008.

9. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя./ Под редакцией Симоненко В.Д. Брянск: Ишим,2004.

10. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001, С.272.

11. Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского URL: www.vernadsky.dnttm.ru.(дата обращения 15. 12. 2011)

12. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника» URL: www.issl.dnttm.ru (дата обращения 15. 12. 2011)

13. Сайт «Обслуживающий труд». Каталог файлов. Уроки. URL:ot.ucoz.ru/load/2 (дата обращения 15.01.2012)



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017