Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Очно-заочная система обучения исследовательской деятельности – инновационное направление в системе образовательного пространства Белгородской области

О.Ф. Боброва
ГОУ ДОД
«Белгородский областной детский эколого-биологический центр», г. Белгород

Аннотация. В статье представлена система работы государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» по развитию системы выявления и поддержки одаренных, мотивированных детей по эколого-биологическому направлению и развития интеллектуального, научного потенциала, профессионального самоопределения школьников.

 

В настоящее время развитие творческих способностей учащихся является одним из запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность.

К сожалению, приходится признать, что зачастую уникальные творческие способности, которыми обладают дети, оказываются вне сферы школьного образования. Миссия дополнительного образования в том и состоит, чтобы увидеть, отобрать и предложить адекватные пути развития этих способностей. Именно в поддержке талантов детей, раскрытии их способностей, в своеобразном «предвидении» будущего вклада в развитие России видит свою задачу государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Белгородский областной детский эколого-биологический центр».

В современных условиях научно-исследовательская и проектная деятельность становится мощным действенным фактором, влияющим на результативность труда всего коллектива образовательного учреждения, на развитие педагога и ребенка; это эффективное средство получения современного образования.

Направляющим в этом процессе для образовательных учреждений области является деятельность Центра. Традиционными для педагогов и обучающихся школ и учреждений дополнительного образования стали областные конкурсы, конференции, олимпиады и слеты.

Результаты многолетних наблюдений практической реализации областных конкурсов и конференций исследовательских работ школьников, олимпиады школьников по экологии и биологии, слеты юных экологов, лесоводов и по сельскохозяйственным профессиям показали, что критериями мотивации учащихся к участию в данных мероприятиях не всегда являются интерес к предмету и выбор будущей профессиональной области. В последние годы показателем педагогического профессионализма и успешности работы образовательного учреждения является количество победителей, призеров и лауреатов конкурсов, конференций и олимпиад, что и служит главным стимулом участия педагогов и школьников в такого рода деятельности.

В то же время, экспертная оценка исследовательских и проектных работ школьников выявили не только недостатки в практике научного руководства, плагиате студенческих дипломных и курсовых работ, но и отсутствие лабораторной базы для экспериментального этапа исследовательской деятельности школьников.

Для решения вышеперечисленных проблем и с целью создания в Белгородской области образовательного пространства для ориентированных на научную деятельность ребят, которое будет мотивировать школьников на самообучение и саморазвитие, освоение навыков исследования и реализацию их собственных внутренних потребностей, что в конечном итоге будет способствовать научному прогрессу и профессиональному определению школьников и привлечения исследовательского опыта ученых и преподавателей Вузов Центром в 2005 г. была разработана и реализуется образовательная программа областной очно-заочной экологической школы «Исследователь» и «Первые шаги».

По результатам работы за период 3-х лет, сохраняя в работе ООЗЭШ первоначально заявленные положения, основные методические подходы и формы организации познавательной и исследовательской деятельности в 2008 году была разработана комплексная образовательная интегрированная программа, с переориентацией на профильное обучение, обеспечивающее научно-методическую поддержку развития естественной образовательной направленности в образовательных учреждениях области, областная очно-заочная профильная школа (ООЗПШ).

Специализация программы - личностно-ориентированная, способ реализации – образовательный маршрут.

Цель программы: Создание благоприятных условий для формирования интеллектуальных качеств личности обучающихся, их самоопределения, развития способностей к естественным наукам, потребности к продолжению образования и самообразованию, профессионального самоопределения.

Задачи программы:

-активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащейся молодежи;

-выявление талантливых, одаренных учащихся в предметных областях естественных наук;

-привлечение к работе со школьниками ученых ВУЗов и научно-исследовательских институтов;

-повышение качества участия обучающихся образовательных учреждений области в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня;

- привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала области;

-оказание учебно-методической помощи обучающимся, педагогам образовательных учреждений области.

Контингент учащихся: учащиеся образовательных учреждений всех видов и типов в возрасте 13-17 лет.

Сфера сотрудничества. Обеспечение научно-методического сопровождения образовательных программ, руководство секциями по направлениям деятельности школы осуществляется профессорско-преподавательским составом НИУ «БелГУ», БелГТУ им. Шухова и БелГСХА, методистами Центра: Вузы предоставили возможность использования школьниками своей лабораторной базы, разработано и используется более 200 единиц методических материалов (методические и учебные пособия, рекомендации, сборники, контрольные и олимпиадные задания, программы и методическое обеспечение семинаров для педагогов области, очных мероприятий, «Лабораторный практикум», «Летняя экологическая школа» и т.д.).

По форме организации – очно-заочная. Заочный этап предусматривает самостоятельную работу обучающихся - выполнение 7 контрольных заданий по блокам программы.

Задания контрольных работ направлены на формирование познавательной активности обучающихся, умение приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, развитие интуиции, логическое мышление, возникновению потребности к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы и классифицируются по степени сложности:

– задачи и вопросы, требующие воспроизведения изученного материала;

– задачи и вопросы, требующие умения практически использовать полученные знания;

– задачи и вопросы на установление причинно-следственных связей, алгоритмирование в процессе работы;

– задачи и вопросы, предполагающие нестандартный, творческий подход к решению.

Очные сессии (9 мероприятий) - лекции, семинары, лабораторный практикум, итоговые занятия - олимпиада и конференция, летняя экологическая школа, научно-методические семинары для педагогов.

Содержание программы: включает 2 направления (эколого-биологическое и сельскохозяйственное), представленные 11 образовательными программами, рассчитанными на три ступени обучения:

- «Садоводство», «Полеводство», «Овощеводство», «Животноводство», «Цветоводство и ландшафтный дизайн»;

- «Экология водных объектов», «Экология почв», «Экология и физиология человека», «Урбоэкология», «Общая и прикладная экология», «Экология животных».

Первая ступень обучения предполагает интегрированный цикл - синтез дополнительного и основного образования, при этом учитываются особенности психологии и физиологии подростков, ориентированного на повышенную готовность к включению в исследовательскую деятельность через все ступени обучения. Первая ступень является своего рода мотивацией к более глубоким знаниям в рамках той или иной предметной области.

Вторая ступень предполагает развитие и углубление интересов и навыков обучающихся по одной из выбранных программ и органическое включение обучающихся в исследовательскую деятельность. Большая часть времени уделяется самостоятельному поиску необходимого материала: полевые исследования, экспедиции, различные способы обработки данных, планирование опытно-экспериментальной работы, применение различных способов и методов изучения одного и того же явления, представление работы в виде статьи, реферата, исследовательского проекта.

На третьей ступени содержание образования реализуется по индивидуальному маршруту развития обучающихся через лекционно-семинарскую форму плюс самостоятельные исследования, планируемые и управляемые обучающимися. Необходимо стимулирование и обеспечение условий для творческой реализации личности, самостоятельной постановки и решения проблем, развитие исследовательских умений для осуществления проектов: планирование собственной исследовательской работы, составление тезисов автореферата, устные и письменные, вербальные и визуальные формы представления результатов самостоятельной исследовательской работы.

Образовательная программа ООЗПШ проходит апробацию в 24 территориях области (19 сельских и 5 городских) с ежегодным охватом более 354 учащихся из 50 муниципальных образовательных учреждений области.

Система оценивания достижений обучающихся является средством отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности. Оценка знаний, практических умений и навыков на каждой ступени обучения проводится форме тестирования, выполнения проблемных и творческих заданий, лабораторных работ, защиты автореферата и исследовательской работы.

По результатам и достижениям в очной и заочной сессиях, а также участии в программах молодых исследователей складывается личный рейтинг обучающегося.

Результативность за прошедший год составляет 64 % качества участия в районных, 19 % - областных и 13% - Всероссийских мероприятиях. В Вузы по профилю поступили 100 % выпускников.

Прогнозирование результатов программы: Личность с развитыми интеллектуальными и исследовательскими способностями к естественным наукам и сформированным стремлением к профессиональному самоопределению.

Важной составляющей процесса обучения в ООЗПШ является специально организованная система психолого-педагогического сопровождения. Ее можно считать одним из основных условий для раскрытия и развития способностей учащихся.

Мониторинг проводился с использованием следующих психодиагностических методик:

  1. Анкета «Мотивационные и познавательные потребности».
  2. Тест «Самооценка личности».
  3. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности».
  4. Методика «Дифференциально-диагностический опросник».
  5. Тест «Экологическая культура».
  6. Тест «Уровень удовлетворенности учащихся работой в ООЗПШ».

Из анкетирования («Мотивационные и познавательные потребности») следует, что обучающиеся 2-го года испытывают желание углубить и расширить объем своих знаний по направлениям, к которым проявляют большую познавательную активность, определить приоритетные проблемы для самостоятельной исследовательской работы.

Система занятий с обучающимися к 3-му году обучения в ООЗПШ приводит к закреплению мотивации в изучении естественных предметов, переходу общих интересов к конкретным, интеллектуально-поисковым.

Тест на самооценку проводился с обучающимися ООЗПШ с целью оценки себя как личности, своих возможностей, качеств и места среди других людей. У обучающихся 1-го и 2-го годов обучения присутствует завышенная и заниженная самооценка. (таблица 1).

Таблица 1. Результаты тестирования обучающихся ООЗПШ

Показатели самооценки

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Завышенная

8%

6%

4%

2%

-

-

Адекватная с тенденцией к завышению

31%

21%

22%

11%

21%

8%

Адекватная

46%

62%

63%

77%

79%

92%

Адекватная с тенденцией к занижению

11%

9%

8%

8%

-

-

Заниженная

4%

2%

3%

2%

-

-

Результат отражает скорее желаемое, чем действительное. Анализ полученных данных показывает, что к концу учебного года эти показатели снижаются. Самооценка обучающихся 3-го года обучения более адекватна и гармонична (более реалистична). Это говорит о том, что обучающиеся 3-го года, под влиянием процессов биологического развития, более осознанно относятся к той деятельности, которую они выбирают.

С целью выявления коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся проведены диагностические исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности». Итоги представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики по выявлению уровня коммуникативных и организаторских склонностей

Показатели

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий уровень

45%

45%

52%

64%

71%

79%

Средний уровень

32%

32%

26%

19%

21%

14%

Низкий уровень

23%

23%

22%

17%

8%

7%

Процентное соотношение обучающихся с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей на начало и конец учебного года возрастает, причем у обучающихся 3-го года показатели значительно выше. У обучающихся 1-го года показатели не меняются. Из этого следует, что с каждым годом обучения в ООЗПШ расширяется круг общения обучающихся, они не теряются в новой обстановке, занимаясь в интересующей их области деятельности, активно принимают участие в массовых мероприятиях.

Дифференциально-диагностический опросник предназначен для изучения предпочитаемой сферы профессиональной деятельности обучающихся. Применив эту методику к обучающимся ООЗПШ для определения выраженности интересов к различным типам профессий, мы получили следующие результаты:

Таблица 3. Итоги диагностики по выявлению предпочитаемой сферы профессиональной деятельности обучающихся

Типы профессий

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Человек-человек

43%

29%

23%

30%

53%

55%

Человек-природа

38%

52%

43%

62%

32%

38%

Человек-техника

10%

10%

4%

1%

4%

1%

Человек - художественный образ

9%

9%

30%

7%

11%

6%

Наибольшее предпочтение обучающиеся отдают профессиям «Человек – природа», «Человек – человек». Учитывая профиль ООЗПШ, дети выбирают типы профессий, связанных с животным и растительным миром, с общением и обслуживанием людей.

При определении уровня развития экологической культуры обучающихся отслеживался характер отношений ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Таблица 4. Уровень развития экологической культуры

Показатели

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий уровень

56%

68%

54%

77%

68%

89%

Средний уровень

34%

22%

29%

20%

32%

11%

Низкий уровень

10%

10%

17%

3%

0%

0%

Процент обучающихся с высоким уровнем экологической культуры на конец учебного года увеличивается за счет уменьшения среднего и низкого. Это позволяет сделать вывод, что овладение обучающимися новыми знаниями и навыками способствует формированию системы убеждений, ценностных ориентаций и др.

Изучая уровень удовлетворенности обучающихся работой ООЗПШ (Рис.1), можно отметить, что обучающиеся считают занятия в ООЗПШ интересными и разнообразными. На них они узнают много нового и нужного для себя. Обучающиеся уверены, что в ООЗПШ созданы все условия для развития их способностей, которые помогут определиться с выбором профессии.

Рис. 6. Уровень удовлетворенности обучающихся работой ООЗПШ

Потенциал развития программы: По результатам работы по программе будут откорректированы направления работы (мероприятия), виды методической помощи (педагогам, обучающимся), формы контроля усвоения знаний. Дальнейшая реализация программы предполагает внедрение новых технологий обучения (дистанционные спецкурсы, onlain - конференция).



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017