Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Из опыта организации проектной деятельности школьников на уроках «Технология»

Самсонов Александр Николаевич
Учитель МОУ СОШ № 5, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» города Канска Красноярского края

 

В проектной деятельности школьников социальные мотивы играют важную роль - желание получить положительные отметки за знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно-познавательныемотивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивовсамообразования и самосовершенствования.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др.

Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

Cформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от условий, в которых она рассматривается.

Планируя проект, необходимо в деталях продумать его «запуск». Грамотно организованная работа над проектом захватывает и учителей, и учеников. Чтобы «запустить» проект, надо заинтересовать учащихся конкретной ситуацией или конкретной проблемой.

В образовательной области «Технология» видится возможность использования трёх вариантов работы над проектами.

Первый вариант. Ученику предоставляется идеальная модель в виде проекта, разработанного другими людьми, и ставится задача скопировать этот проект, внести в него, по необходимости, изменения и выполнить соответствующую реальную модель. В ходе такой работы у ученика формируются знания о проекте и проектной деятельности. При оценке работы рассматривается готовое изделие, но оценивается только уровень технологических (не проектных) умений и навыков.

Второй вариант. Ученик самостоятельно занимается идеальным моделированием и разрабатывает проект как соответствующий пакет документов. Учителем оцениваются знания, умения и навыки проектной деятельности.

Третий вариант. Ученик самостоятельно разрабатывает проект и выполняет соответствующую реальную модель. Совершенно очевидно, что в данном случае будут оцениваться уровни сформированности и проектных, и технологических знаний, умений и навыков. К разработке критериев оценки результатов работы по каждому варианту следует подойти очень строго, ни в коем случае не смешивая их.

Отметим, что в настоящее время в образовательных учреждениях чаще всего используется первый вариант работы над проектом. К слову сказать, предложенный подход к рассмотрению проектной деятельности в образовательной области «Технология» не вступает в противоречие с программой. За 16 часов ученик вполне может справиться с разработкой и оформлением проекта как пакета документов. Если же под проектом понимать не только пакет документов, но и готовое изделие, то этого времени явно недостаточно.

Опыт свидетельствует о заинтересованности многих учителей в овладении такой инновационной формой организации обучения технологии. Но, проанализировав многие источники, мы убедились, что материал по организации и применению метода проектов очень обширный и объемный. Соответственно все это составляет затруднение для начинающих при использовании метода проектов в своей практике. Учитывая эти обстоятельства, мы предлагаем изложение материала в другой форме.

Структурно-логические схемы по теории обучения можно отнести к учебно-методическим материалам нового поколения.

В соответствии с действующими программами обучения на проектирование отводится 25% учебного времени во всех классах с 2 по 11, при этом можно предположить, что время, отводимое на проектирование, будет постепенно увеличиваться. Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащихся к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.

Практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения. В классах, где учащиеся только начинают знакомиться с проектированием, целесообразно первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем можно переходить к групповым или индивидуальным проектам.

Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских.

Рекомендации по организации и проведению занятий с использованием метода проектов.

  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
    • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
    • обсуждение возникших идей;
    • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
    • формирование темы проекта для класса или группы учащихся.

    1. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
      • уточнение намеченной цели и задач;
      • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
      • обмен информацией с другими людьми (учащимися, учителями, родителями, консультантами);
      • интерпретация данных;
      • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

      1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
        • систематизация полученных данных;
        • построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации).

        1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
          • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
          • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города).

           

          МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

          Адресация

          1. Тема учебно-тематического плана предмета
          2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
          3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
          4. Возраст учащихся (класс)
          5. Время работы над проектом
          6. Режим работы

          Обеспечение

          1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение
          2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
          3. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы
          4. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.
          5. Мотивация к работе

          Предполагаемые приращения

          1. Новое содержание по каждой теме
          2. Новые практические приемы
          3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
          4. Развитие навыков:
            • самостоятельность работы с источниками информации, инструментами, технологиями;
            • самостоятельное решение;
            • коммуникативностив информационном обмене в ролевом взаимодействии;
            • мыслительной деятельности: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;
            • самоанализа и рефлексии.

          5. Воспитание толерантности

          6. Расширение кругозора

          Статус учебного проекта

          • Автор-разработчик
          • Опыт использования (апробация)
          • Степень распространения: № школы

          Организация процесса обучения.

          Формирование навыков и знаний

          Практическая деятельность

          Проектирование

          Изготовление

          Знания

          Термины

          Исследовательская деятельность

          и дизайн – анализ

          Упражнения до выполнения проекта

          Упражнения во время выполнения проекта

          Краткий список умений, изучаемых или закрепляемых во время работы над проектом

          Краткий список навыков, которые учащиеся приобретают или закрепляют, создавая изделие

          Перечень областей знаний, изучаемых или закрепляемых во время выполнения проекта

          Список новых слов

          Исследования, которые учащиеся проводят в процессе выполнения проекта

          Список упражнений, которые необходимо выполнять перед началом работы над проектом.

          Список упражнений, которые необходимо выполнять во время работы над проектом.

          Понедельное планирование

          № недели

          Выполнение проекта

          Деятельность учителя

          Деятельность

          учащихся

          Материальное обеспечение

               

          на уроке

          дом

          Наглядные пособия

          Материалы

          Инструменты

          Краткое описание основных занятий в течение каждой недели.

          Краткое описание деятельности учителя на уроках данной недели.

          Например: просмотр видеофильма, организация работы в группах, работа со всем классом, индивидуальные консультации и др.

          Краткое описание деятельности учащихся.

          Список

          Список

          Опыт использования метода проектов в технологическом образовании школьников показал:

            1. значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
            2. школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
            3. учащиеся видят социальную и личную значимость деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.



          Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

          На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


          Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

          • полевые практикумы,
          • экологические образовательные экспедиции,
          • экологические лагеря,
          • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
          • материалы семинаров и конференций,
          • методики полевых исследований (проектной деятельности),
          • детские исследовательские работы (проекты),
          • экологические тропы,
          • "экспедиционная жизнь".

          О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

          Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


          Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




          Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

          Загрузить приложения из AppStore / iTunes


          Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
          Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


          Поделиться/Share:
          Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017