Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Лунгу Ольга Анатольевна
МОУ №5 «Гимназия» г. Мегиона Ханты- Мансийского автономного округа – Югры

 

Пояснительная записка

Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Цели курса:

1 образовательная: обучение обучающихся технологии проектной- исследовательской деятельности;

2 воспитательная: стимулирование познавательной активности и индивидуальных творческих задатков обучающихся;

3 развивающая: формирование научного мышления.

Задачи:

  • - познакомить обучающихся с технологией проектной- исследовательской деятельности;

  • - формировать готовность к работе над проектами;

  • - дать представление о типах проектов, целях и задачах, плане действия, гипотезе, структуре проектов;

  • - развивать навыки проектной- исследовательской деятельности;

  • - формировать умения работать с источниками информации;

  • - развивать творческий потенциал младших школьников.

Аннотация курса

Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет энергией для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием во внеклассной работе, но и в рамках учебных занятий. Они соединяют общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы урока. Например, проблемное введение в тему урока (на уроке- постановке учебной задачи), совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания (на уроках контроля и оценки разных видов), групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе (на уроках по конкретизации и отработке обобщённого способа действия).

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей).

Знания и умения обучающихся

К концу прохождения курса обучающиеся должны знать:

  • - основные понятия курса: «учебный проект», «цель», «задачи», «актуальность проекта», «проблема», «гипотеза», «исследование»;

  • - типологию проектов;

  • - виды продуктов проектной деятельности;

  • - виды исследований;

  • - этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе;

  • - формы защиты презентаций;

  • - требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации;

уметь:

  • - формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее;

  • - изготовлять продукт проектной деятельности;

  • - составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе;

  • - составлять структуру своего проекта;

  • - проводить исследование и делать выводы по его результатам;

  • - работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы;

  • - структурировать материал, выделять главное для презентации;

  • - грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления;

  • - проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса.

  • Данная программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектно- исследовательской деятельностью, а также для одарённых детей ( то есть разновозрастная группа обучающихся 2- 4 классов), с целью создания в новом учебном году «Научного Сообшества Обучающихся- НСО «Юный исследователь»), рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю. Состав обучающихся предполагается определить с помощью анкетирования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    Курс ориентирован на овладение основными знаниями о проектно- исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических.

    Курс призван:

    • - предоставить новые возможности для развития личности средствами включения младших школьников в проектно- исследовательскую деятельность;

    • - осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;

    • - дать возможность каждому обучающемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления проектно- исследовательской деятельности;

    • - вооружить обучающихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.

    Принципы отбора содержания

    • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
    • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
    • Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
    • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
    • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

    Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

    Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.

    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы),уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

    Содержание курса

    1.Введение. (1час)

    Цель. Знакомство обучающихся с целями и задачами изучаемого курса.

    Понятие «проектно- исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика интересов обучающихся.

    2. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

    Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

    Умение видеть проблему 3 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

    Выдвижение гипотезы 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

    Умение задавать вопросы 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

    Умение давать определения понятиям 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

    Умение классифицировать 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

    Умение вести наблюдение 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    «Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

    Эксперимент 2 часа.

    Тренинговые упражнения.

    Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

    3. Этапы работы в рамках проектно- исследовательской деятельности. (11часов)

    Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

    Выбор темы исследования 2 часа.

    Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

    Цель исследования 1 час.

    Определение цели исследования.

    Задачи исследования 1 час.

    Отличие цели от задач. Постановка задач.

    Гипотеза исследования 1 час.

    Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

    Организация и методика исследования 2 часа.

    План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

    Подготовка к представлению результата 1 час.

    План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

    Защита результатов исследования 1 час.

    Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

    Игра – исследование 2 часа.

    4. Самостоятельные исследования. (5часов)

    Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

    5. Защита результатов проектно- исследовательской деятельности. (2часа)

    Цель. Презентация проектов.

    Тематическое планирование занятий

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    1

    Введение

    1 ч.

     

    Способы мыслительной деятельности (17 часов)

    2

    Умение видеть проблему

    1 ч.

    2 ч

    3

    Выдвижение гипотезы

    1 ч.

    1 ч.

    4

    Умение задавать вопросы

    1 ч.

    1 ч.

    5

    Умение давать определения понятиям

    1 ч.

    1 ч.

    6

    Умение классифицировать

    1 ч.

    1 ч.

    7

    Умение вести наблюдение

    1 ч.

    1 ч.

    8

    Эксперимент

     

    2 ч.

    Этапы работы в рамках проектно- исследовательской деятельности (11часов)

    9

    Выбор темы исследования

     

    2 ч.

    10

    Цель исследования

     

    1 ч.

    11

    Задачи исследования

     

    1 ч.

    12

    Гипотеза исследования

     

    1 ч.

    13

    Организация и методика исследования

    1 ч.

    1 ч.

    14

    Подготовка к представлению результата

    1 ч.

     

    15

    Защита результатов исследования

     

    1 ч.

    16

    Игра – исследование

     

    2 ч.

    Самостоятельные исследования (5часов)

    17

    Защита результатов проектно- исследовательской деятельности

     

    2 ч.

    Литература

    Метод проектов

    • Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
    • Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
    • Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
    • Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
    • Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

    Исследовательский метод

    • Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ.технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
    • Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
    • Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
    • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
    • Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
    • Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
    • Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

     

    Приложение 1

    Анкета

    Ф. И. ___________________________________________ класс _________________

    Внимательно прочитай вопрос, подумай… Рядом с ответом поставь + или запиши свой ответ.

    1. Хочешь ли ты участвовать в творческой группе обучающихся «Юный исследователь»?

    Да Нет Не знаю

    2. Какой учебный предмет тебе интересен? Подчеркни.

    Русский язык

    Математика

    Литература

    Окружающий мир

    Другие предметы (запиши) ____________________________________________________

    3. Что тебя интересует больше всего? (запиши)

    __________________________________________________________________________

    4. Что тебе хочется узнать? (запиши)

    __________________________________________________________________________

    5. Твои предложения по организации группы «Юный исследователь»

    __________________________________________________________________________

    СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!



    Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

    На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


    Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

    • полевые практикумы,
    • экологические образовательные экспедиции,
    • экологические лагеря,
    • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
    • материалы семинаров и конференций,
    • методики полевых исследований (проектной деятельности),
    • детские исследовательские работы (проекты),
    • экологические тропы,
    • "экспедиционная жизнь".

    О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

    Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


    Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




    Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

    Загрузить приложения из AppStore / iTunes


    Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
    Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


    Поделиться/Share:
    Обращение с посетителям сайта



    : ml : [ stl ] [ pp ]
    Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
    - share this page with your friends!
    Поддержать сайт / Donate

    Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
    Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


    © Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017