Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская деятельность - условие или показатель профессионализма педагога

Афанасьева Елена Александровна
учитель истории и обществознания, МОУ «Кулундинская СОШ №2» с.Кулунда Алтайского края, I квалификационная категория.

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования. Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура носителей образовательного процесса. Что такое «профессиональная компетентность педагога»? Как ее росту способствует исследовательская деятельность? Что собою представляет исследовательская деятельность учителя и ученика? Как это взаимосвязано? Достижение высокого уровня педагогической компетентности – это главная стратегическая цель профессионального педагогического образования. Проблемам формирования компетентного специалиста посвящены труды отечественных ученых (И.А.Колесникова, В.А.Сластенин, А.К.Маркова и др.), которые уделяли большое внимание формированию и исследовательской культуры педагога. Мало у кого подобная теория вызывает сомнения, но эту теоретически «сухую» информацию «оживляем» не менее конкретные специалисты – мы, учителя-практики. Молоде специалисты, заряженные энергией исследования в ВУЗах, должны пополнять и умножать мощность этой энергии уже на местах, в школах.

Под профессиональной компетентностью я понимаю обобщенную профессионально-личностную характеристику, выражающую готовность и способность педагога выполнять свои профессиональные функции, повышать свою квалификацию и рационально использовать современный опыт развития личности обучаемого. Исходя из этого, я для себя определила три главные составляющие, которые, по – моему мнению, должны быть ВСЕГДА в соответствии:

    1. насколько современный учитель подготовлен профессионально (в ВУЗах, СУЗах), насколько готов в дальнейшем осуществлять свои профессиональные функции;
    2. насколько «хватит» его профессиональных способностей, данных; насколько он готов совершенствоваться;
    3. насколько он качественно способен в зависимости от своей подготовки и потенциала, выполнять требования, предъявляемые ему в педагогической деятельности.

Для меня важно наличие этих составляющих профессиональной компетенции педагога во взаимосвязи и в соответствии! К сожалению, на практике сталкиваешься чаще с несоответствием уровня подготовленности учителя с потенциалом и его реальной деятельностью, которую он осуществляет, пытаясь удовлетворить требования «абы-как». Ведь, сегодня стандарты усложняются, технологии совершенствуются, и некомпетентный учитель не будет в состоянии выполнять те самые стандарты и претворять в жизнь те самые технологии.

Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это проходят даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает = ведёт, идёт). Что помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата… А не есть ли все это ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Кто и как ее осуществляет?

Существует очень много классификаций, мнений, в которых не сложно запутаться. Но любая классификация всегда условна и относительна. Поэтому я для себя определила следующую схему рассуждения (извините, если слишком просто):

Начнем с того, что разграничение исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс: исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся. Здесь может встать вопрос о соотношении исследовательской работы и проектной деятельности ученика. На мой взгляд, первое намного шире второго понятия. Интерес побуждает ученика заняться исследованием, а мастерство учителя должно проявиться в том, чтобы ребенок, постигая методы и формы исследовательской деятельности, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Учитель ВДОХНОВЛЯЕТ – ОРГАНИЗУЕТ – НАПРАВЛЯЕТ. Такой развивающийся учитель интересен не только своим детям, но и самому себе. Исследование может стать средством создания проекта.

Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?

Во-первых, выполнение разного рода (иногда это громко звучит) исследовательских работ. Исследование базы первоисточниковдля раскрытия определенной темы реферата в младшем и среднем звене; создание проекта, где исследование являлось одним из средств; проведениеполноценных научно-исследовательских работ старшеклассниками.

Во-вторых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Это могут быть сократовские беседы, интеллектуальный марафон и т.п. Полезна такая работа в плане исследования тем, что никогда не знаешь результата заранее: к чему же придут дети в своих поисках.

Таким образом, исследовательская деятельность является отличным условием для профессионального роста педагога. Именно условием, а не показателем. Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании. Как это возможно для современного педагога?

Для себя я определила 4 направления исследовательской компетенции педагога: - узко специальная компетентность (повышение профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета), т.е. я, как историк, другой - как биолог и т.д. Какие изменения произошли в исторической науке? Новые гипотезы, теории? Что скрыто? Что обсуждаемо? ... изведай, познай, исследуй; в этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, темой по самообразованию);

- методическая компетентность (как совершенствуется твоя методика преподавания: что удается? над чем стоит поработать? какие приемы, методы и техники, применяемые тобою, способствуют повышению качества знаний учеников?Сравнивай работу по четвертям, полугодиям, за год... соотноси, делай выводы; здесь тоже актуальна работа над темой по самообразованию, если носит методическую, а не предметную основу);

- социально-психологическая компетентность (проследи свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык? почему сейчас ты покоряешь детей одним только взглядом, интонацией, тогда как раньше, не могла добиться внимания и половины класса. Работая в этом направлении, у меня в голове сидит постоянно фраза советского педагога А.С.Макаренко: "Я почувствовал себя настоящим педагогом лишь тогда, когда научился произносить "нет" с сотней различных интонаций". У меня пока не получается. Но над этим надо работать);

- аутопсихологическаякомпетенстность  (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. Подведи итог: мои достоинства и недостатки как личности, и как педагога. Отличный способ - это твое портфолио). В рамках этих направлений учитель может проводить как внедренческо-исследовательскую деятельность (заимствованные разработки, методики, которые адаптируются в конкретных педагогических условиях), так и поисково-исследовательскую (это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии). В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследователя. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе своего собственного теоретического запаса, опыта и интуиции.

Техника исследования хоть и более произвольная, нежели проектная деятельность, но все-таки необходимо придерживаться определенных принципов:

- принцип последовательности;

- принцип поуровневости;

- принцип разнообразия (выбор тематики, форм, методов исследования);

- принцип постоянного совершенствования (ориентация на достижение более высоких результатов). … так не в этом ли секрет непрерывного повышения профессиональной компетенции педагога?

Итак, профессиональная компетентность – это обобщенная профессионально-личностная характеристика педагога. О профессионализме было сказано уже много, а вот о совершенствовании личностных качеств… Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует (развивает) такие ВАЖНЫЕ качества как трудолюбие, целеустремленность (кстати, у детей тоже) и ЧИСТОПЛОТНОСТЬ (не в плане чистоты оформления собственных исследований, а уважение авторских прав, формирование собственной позиции, собственного видения проблемы, достижение СОБСТВЕННОГО результата).

Выводы:

    1. исследовательская деятельность, бесспорно, способствует росту профессионализма педагога;
    2. исследовательская работа учителя и ученика – это взаимообуславливающий процесс: педагог формирует исследовательскую позицию и направляет деятельность ученика;
    3. только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.

Использованная литература и источники:

  • 1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников №1, 2002. С.24-34.

  • 2. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: изд. Дома учителя, 2000. 236 С.

  • 3. Мостяева, Л. В.Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ // Преподавание истории в школе. - 2006. - N 7. - С. 12-19.

  • 4. Написание и оформление учебно-исследовательской работы : метод.рекомендации /сост. О. Ф. Ситникова, Л. Л. Кшнясева. – Екатеринбург, 1998. - 21 С.

  • 5. Савченко, Л. В. Совершенствование педагогического мастерства учителя //Методист. - 2008. - N 5.С. 8-12.

  • 6. http://www.altstu.ru/structure/unit/cpo/article/fdo_cpo_kba/ (фото-ресурсы, дипломы из личного архива)



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017