Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Инновационность деятельности системы муниципального образования города Великие Луки по реализации проектной идеи на старшей ступени школы

И.А.Бушенкова

 

Ключевые слова: проектная идея, проектная деятельность, проектное мышление, проектная культура, проект,

В последнее десятилетие XXI века во всех сферах жизни российского общества произошли радикальные перемены, которые не могут не оказать влияние на развитие образования и ставят его перед необходимостью переосмысления целей и задач подготовки выпускников школы к жизни.

Эти перемены обусловлены, в первую очередь, экономическими факторами, к числу которых следует отнести развитие рыночного хозяйства и вместе с этим рост конкуренции; сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда; глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в образовании, профессиональной мобильности; повышение значение человеческого капитала, который является национальным богатством, что обусловливает опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Немаловажное значение имеют и социокультурные факторы, среди которых следует назвать увеличение глобальных проблем, решаемых лишь в сотрудничестве с международным сообществом, что требует формирования проектного мышления у современного молодого поколения; переход к постиндустриальному информационному сообществу, что приводит значительному расширению межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают такие качества личности, как толерантность и коммуникабельность.

Ориентация российской системы образования на интеграцию в европейское образовательное пространство потребовало разработки соответствующих стратегий, учитывая при этом особенности и традиции национального образования. Основным механизмом развития образования выступает инновационная деятельность образовательных учреждений, которая направлена не столько на передачу учащимся знаний, сколько на развитие ключевых компетентностей, включающих умения работать с информацией, результативно действовать в новых ситуациях, не встречающихся в прошлом опыте, расширять границы предметных знаний за счет вновь приобретенных, переносить их в другие области знаний и применять в разных видах деятельности; способности к проектированию собственной образовательной стратегии (прогнозировать, планировать, осуществлять, рефлексировать).

В соответствии с концепцией «Социально-экономической стратегии России до 2020 года» инновационность проектной идеи связывается с ориентацией муниципальной системы образования на развитие инновационного потенциала личности, проектной культуры; создание системы образовательных практик для удовлетворения разнообразных запросов учащихся и родителей; усиление практической направленности обучения и расширение социального партнерства.

Муниципальное объединение «Великие Луки» выполняет функции культурного, финансово-экономического, образовательного, гуманитарного, туристического и индустриально развитого административно-хозяйственного центра межрайонного и зонального уровня юга Псковской области. Городской округ Великие Луки и Великолукский район является единым агропромышленным и лесопромышленным, хозяйственным и социальным комплексом и поэтому располагает широкими возможностями для предоставления учащимся старшей ступени обучения разнообразных образовательных услуг.

Широкая палитра профессий, которую предлагает рынок труда города, и потребность работодателей ведущих отраслей экономики и производства в качестве выпускников школ и вузов, усиливает внимание руководителей муниципальных органов образования к вопросам практико-ориентированной подготовки учащихся старших классов. Опыт, накопленный школами в период осуществления национального проекта «Образование», позволил разработать приоритетные направления деятельности, направленной на развитие личности и гражданина, способного самостоятельно проектировать образовательную стратегию и самоопределяться в выборе профессии для будущего.

Проектная деятельность, организованная на старшей ступени школы, направлена на развитие индивидуальности личности выпускника. Идея организации проектной деятельности связывается, прежде всего, с тем, что в современном мире достижения каждого человека во многом определяется способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Проектная деятельность имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений.

В отличие от других этапов обучения проектная деятельность на старшей ступени школы принимает научно-исследовательский характер и базируется на знаниях и умениях, приобретенных учащимися в процессе предпрофильной подготовки.

Опыт работы школ с профильными классами в системе муниципального образования города Великие Луки, которые вступили на инновационный путь развития, показал, что на этом этапе:

  • - определяются и утверждаются темы исследовательских проектов с учетом профессионально-ориентированных интересов учащихся;

  • - формируются команды для совместного исследования актуальных практико-ориентированных проблем;

  • - назначаются научные руководители проектов из числа преподавателей вузов или учителей школы, имеющих опыт научной работы;

  • - совместно с преподавателем разрабатывается концепция проекта, определяются этапы работы над его содержанием;

  • - учащиеся информируются о том, что исследуемые вопросы, являются предметом обсуждения на научно-практической конференции и подкрепляются презентациями.

Исследовательские проекты могут завершаться семинарами, форумами, олимпиадами. Так, в городе Великие Луки присвоение гимназии имени Ковалевской было связано с перестройкой учебно-воспитательного процесса и реализации программы «С именем Ковалевской». Вместе с музеем-заповедником «Полибино» и другими культурными и образовательными учреждениями педагоги и учащиеся провели большую исследовательскую работу по изучению научного творчества ученого, ее жизненного пути и научного наследия как ценности города Великие Луки. Учащиеся при поддержке педагогов проектировали процесс проведения конференций и семинаров, интернет-олимпиады по математике среди девочек "С именем Ковалевской.

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем технологии проектной деятельности. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

Так, образовательные учреждения муниципальной системы образования включились в мероприятия, непосредственно связанные с исследовательской проектной деятельностью. Ключевым мероприятием стал «День Великолукского образования», который по традиции празднуется ежегодно 19 мая. Это городской праздник детства, демонстрирующий талант, мастерство, творчество, достижения учащихся и воспитанников образовательных учреждений города Великие Луки за учебный год.

Другими инновационными проектами явились:

1. «Социальное партнерство». В проекте «Социальное партнерство для муниципальной сферы образования» принимает участие 45 предприятий и образовательных учреждений Великих Лук, заключено пятнадцать договоров о социальном партнерстве.

2. «Сотрудничество». В рамках названо проекта осуществляется сотрудничество с рядом образовательных центров России: Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России (ФИРО); с ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования; с РАПКРО (Российская Академия повышения квалификации работников образования); с Западным окружным Управлением образования Москвы и Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга; с Кировским межведомственным научно-практическим Центром социальной педагогики; с Гимназическим союзом России. Сложились эффективные договорные отношения с издательскими центрами Москвы по презентации УМК по отдельным предметам и их апробации в общеобразовательных учреждениях города: «Вентана–Граф», «Мнемозина», «Дрофа», Издательским домом «Первое сентября», редакциями журналов «Методист» и «Обруч».

3. «Месседж» – тематический год образования в городе. По решению Конференции педагогов объявлялись: «Год дошкольного образования», «Год дополнительного образования», «Год педагогических династий», «Год детских общественных организаций и детского самоуправления», «Год Учителя», «Год юного патриота Великих Лук», «Год детской книги».

4. «Развитие учительского потенциала» Данный проект уделяет особое внимание развитию потенциала современного учителя, который является одним из основных ресурсов современной школы. Развитие потенциала учителя зависит от многих факторов: от соответствующей материально-технической базы, от методов, формирующих современное педагогическое мышление, нацеленное на подготовку конкурентноспособного выпускника. В городе внедрена долгосрочная целевая программа «Педагогические кадры», система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации: проводятся общественные конкурсы муниципальной сферы образования: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования», «Лидер великолукского образования». Реализуется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей строятся по модульному принципу, изменяются в зависимости от интересов педагогов. Педагогический марафон учебных предметов проходит на базе города Великие Луки - совместный проект Управления образования Администрации города Великие Луки и Издательского Дома «Первое сентября» (г. Москва). В рамках марафона проходят лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы ведущих учёных-специалистов в области образования, лучшие педагоги города Великие Луки демонстрируют опыт работы в форме мастер-классов, открытых уроков. Администрацией города Великие Луки по инициативе Управления образования учреждена награда «Просветитель», которая представляет собой знак установленного образца и премию в размере 50 тысяч рублей. Учреждена денежная премия Благочинного Великолукского округа работникам образования за наиболее весомый личный вклад в дело возрождения и становления духовности и нравственности в г. Великие Луки.

5. «Внуки героев Победы». В ходе этапов проекта реализуются: конкурсы социальной рекламы, акция «Равнение на Героев!», «Я – против фашизма», электронный музей, «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, Братский партизанский край», «Победные знамена», «В наших знаменах – частица Победных знамен», Героико-патриотическая акция «Я – наследник Победы!».

Разрабатывая проекты, во внимание принималось то, что итогом исследовательских проектов является достижение истины, получение новых знаний (субъективного и объективного характера), воспроизводимых и достоверных. Учитывалось то, что проектная деятельность предполагает не только наличие субъективной или социально значимой проблемы, не просто исследования, поиск путей решения, но и практическое внедрение полученных результатов. Соотношение проблемы и практической реализации результатов её решения и делает метод проектов привлекательным в учебно-познавательном процессе.

Одним из таких ярких значимых исследовательских проектов можно назвать проект «С именем Софьи Ковалевской», который реализовывался муниципальной сферой образования г.Великие Луки в связи со 160-летием со дня рождения великого русского математика, первой в мире женщины – профессора. Конечной целью реализации данного проекта стало привлечение внимания общественности к проблемам реставрации музея – усадьбы С.В.Ковалевской в Полибино. Гражданская ответственность, уважение к этому историческому памятнику, удивительным людям, которые там работают, каждого, неравнодушного к истории родного края, побудили открыть этот проект. Письма, публицистические статьи, сбор методических и дидактических материалов наполняли жизнь Великолукского образования в течение года. В рамках проекта состоялись: первая открытая Интернет-олимпиада по математике, в которой приняли участие (девочки-восьмиклассницы) Великих Лук, Москвы, Санкт-Петербурга, Полоцка, Вильнюса, Маарду и других городов, турнир юных математиков и шахматистов, «Ковалевские чтения» по произведениям С.В.Ковалевской, организовывались выставки конкурсных рисунков учащихся общеобразовательных учреждений и Детской художественной школы им.А.А.Большакова, волонтёрские выезды в музей-усадьбу. 1 сентября, в День знаний, проведены «Уроки С.В.Ковалевской».

В ходе мероприятий, посвящённых 120-летию со дня рождения И.М.Виноградова и 25-летию со дня открытия мемориального дома-музея академика, в г. Великие Луки состоялась вторая Международная открытая Интернет - олимпиада по математике. Этот проект реализован Управлением образования совместно с Мемориальным домом-музеем академика И.М.Виноградова и Математическим институтом им. В.А.Стеклова РАН. В интернет - олимпиаде участвовали 10-классники общеобразовательных школ России и Белоруссии, всего 247 человек. Победители и призёры интернет олимпиады с педагогами были приглашены в город Великие Луки для награждения. Дипломы и Благодарственные письма юным математикам вручали учёные Математического института им. Стеклова. В этот день гости, учащиеся и учителя математики школ города имели возможность встретиться с учёными из Москвы, услышать их лекции и выступления.

Проектная деятельность, в которую вовлекаются учащиеся, ориентирована, в первую очередь, на развитие проектной культуры Проектная культура предполагает наличие у учащихся системы проектных знаний, проектных личностных качеств, а также наличие проектного мышления.

Показателями проектной культуры являются следующие умения учащихся:

  • сформулировать исследуемую проблему и предложить пути ее решения;
  • определить структуру проекта в соответствии с поставленной целью;
  • разработать содержание проекта;
  • творческая работа с информацией (поиск, анализ, критическое осмысление, выделение главного и второстепенного, оценка по значимости, применение, презентация);
  • работать в команде и проявлять способность к коммуникации;
  • проявлять индивидуальность в решении разного рода задач;
  • оформлять проект, используя информационно-технические средства обучения;
  • презентовать свою работу и аргументировать выводы

Таким образом, проектная деятельность может рассматриваться в контексте инновационного практико-ориентированного образования.

Литература

1. Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности Текст. / Э.Ахмедзянова // Воспитание школьников. -2008.-№1.-С.10-14.

2. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции / В.В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16–21.

3. Стенина, Т.Л. Аксиологический подход к исследованию проблемы становления проектной культуры личности / Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 132–137.

4. Филимонюк, Л.А. Творчество в проектной деятельности учителя [Текст] / Л.А. Филимонюк // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки: труды II Международного форума молодых ученых и студентов. – Самара, 2006. - Ч. 41: Педагогика.– С. 164-168.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017