Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская работа в школе: рефлексия научных руководителей

Сергей Владиславович Вершинин
заведующий Информационным центром Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат технических наук

Светлана Юрьевна Прохорова
доцент, проректор по развитию регионального образования Ульяновского УИПКиППРО

 

Вот уже 20 лет в Ульяновской области действует не совсем обычная форма организации педагогических исследований. Ситуация, когда кабинет учёного из академического института перемещался непосредственно в школу, нередко встречалась в нашей стране и раньше. Но массовое превращение школьных классов в исследовательские лаборатории, а учителей — в исследователей — явление достаточно новое и необычное.

Медиабезопасность: от испуга до признания

Сначала казалось, что это результат какого-то редкого стечения обстоятельств, следствие минутного порыва энтузиазма, который, вскоре рассеявшись, исчезнет без следа. Но идут годы, а движение не угасает, напротив, оно набирает силу и радует своими всё более прочными и глубокими результатами. Сегодня областная программа развития инновационных процессов (РИП) включает более 100 образовательных организаций разного уровня и по разным темам.

Салмановская средняя школа Ульяновского района участвует в программе РИП с 2007 года. Тема исследования «Формирование информационной компетентности сельских школьников» оказалась актуальной и перспективной. Предлагая тему коллективу школы, мы, как научные руководители, подразумевали под ней проблему защиты от манипуляции сознанием, на что участники работы вначале поглядывали с опаской. Понятно, что на манипуляционных технологиях держится вся реклама, но основное направление их использования — управление «массами», политтехнологии, промывка мозгов, а это афишировать не принято. С другой стороны, «запретность» темы создаёт дополнительный интерес, а материалы для работы можно брать не из «окружающей среды», а из жизни «потенциального противника» (в это время о нём снова начинали говорить в таком аспекте). А дальше надеяться на перенос навыка — технологии-то используются одни и те же.

Но с 2011 года актуальность этой темы неожиданно была подтверждена на самом высоком уровне, и это направление даже сменило название на «медиабезопасность». По инициативе П.А. Астахова, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, 1 сентября 2011 года был объявлен днём медиабезопасности. Под медиабезопасностью чаще всего понимается умение пользоваться современными средствами связи без вреда для себя. Но растёт и осознание важности умения оценивать степень достоверности сообщений средств массовой информации.

Так, Астахов, в частности, отметил: «Часто дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны — теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. …Считал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемой “Медиабезопасности детей и подростков”».

Вот так мы и оказались впереди паровоза — по крайней мере, в школьной среде. Учителя Салмановской школы с начала работы по теме исследования проявили активность и заинтересованность. Правда, вначале главной проблемой было — поверить в свои силы. У многих основным ощущением был ... испуг. До слёз — как это я буду выступать, когда я не умею! Но оказалось, что неверие в свои способности было именно неверием, а не отсутствием этих способностей — в повседневной школьной рутине они были просто не востребованными.

Учителя стали участвовать в мероприятиях в других школах, на районном и областном уровне. Начали проводить их у себя, приглашать других к себе. Сейчас и районные, и областные мероприятия проводятся школой в рабочем порядке, причём на достаточно хорошем организационном и методическом уровне. Школа стала заметной и в районе и в области.

Однако не секрет, что внешне схожие результаты могут получаться весьма различными способами, и иметь различные мотивы. Одно дело — как мы видим это со стороны, другое дело — как в этом чувствуют себя сами участники. Чтобы получить картину субъективного восприятия этой работы учителями школы, мы предложили им оценить своё участие в ней, предложив несколько «наводящих вопросов».

Главная цель предложенных вопросов — понять, а полезна ли исследовательская работа в школе в принципе? Программа РИП — это хорошо, но если вся эта деятельность отделена от повседневной школьной жизни, представляет собой просто очередную шумиху для аттестации, а ученикам от неё никакой пользы, то нужна ли она школе...

Результаты получились интересными, хотя и не неожиданными, но и эти результаты вполне показательны, причём не только с точки зрения участия в исследовательской работе: и содержание, и стиль ответов, и сама манера осмысления своего участия в жизни школы иллюстрируют состояние сегодняшнего учителя, его надежды и устремления.

Пожалуй, первое, что настораживает в отзывах, это ориентация «на правильный ответ». Здесь совмещаются два фактора: 1) отвечать надо так, чтобы получить хорошую оценку (а не так, как я думаю), и 2) формулировать ответ надо «развёрнуто» и стереотипно (а не так, как говорят нормальные люди).

Зажатость в формулировках собственных мыслей возникает не только вследствие профессиональной деформации личности. Да, когда от учеников постоянно требуешь изъясняться определённым образом, это действует и на тебя самого. Но в положение виноватых учеников поставлены и сами учителя: документы, планы, отчёты, курсы и аттестации — всё это требует специфического способа описания, усвоения специфических шаблонов и произнесения специфических наборов слов. Причём содержание этих слов во многом оказывается неважным — важно уложить их в правильную форму, а форма эта обусловлена не здравым смыслом, а произволом её создателя. В конечном счёте, явление социального конформизма берёт своё, и учителя начинают считать, что так говорить — нормально, и изъясняются таким образом даже там, где это не обязательно.

Таким образом, полученные отзывы затемняет мощный фильтр «правильного ответа», послушности и дисциплинированности учителей. И оценивать их надо с соответствующим отфильтровыванием «тяжёлой артиллерии школьной бюрократии» и переводом на нормальный язык. Поэтому из полученных ответов мы убрали формальные и тривиальные, по возможности переведя оставшиеся на обычный язык. Часто при этом из 8–10 строчек текста получается коротенькое «Да». Кстати, отрицательных отзывов нет ни в одном ответе — остаётся надеяться, что это не просто стремление угадать правильный ответ.

После таких оговорок давайте познакомимся с некоторыми впечатлениями учителей. 

Полезно ли для Вас участие в исследовательской работе школы

Полезно и интересно. Очень нравится. Полезно тем, что в этой работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». 

Интересно ли Вам этим заниматься?

Тема совпадает с моими личными интересами. Тема манипуляции сознанием хорошо изучена в теории, но мало практически значима на практике. Многому учишься и много нового узнаёшь для себя. Этой работой я могу увлечь детей и привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Общаешься с коллегами своей школы и региона. 

Чему новому Вы научились в ходе этой работе?

Разбираться в понятиях проектной деятельности. Я научилась по-другому воспринимать услышанную и увиденную информацию. Приобщать детей к исследовательской работе на обычном уроке. Такая работа с детьми возможна только на добровольной основе, поэтому на первом этапе я формирую группу учащихся, желающих заниматься творческой деятельностью. 

Как менялось ваше отношение к этой работе за время участия в ней?

Появлялось много вопросов, на которые хотелось побыстрее получить ответ. Первоначально работа воспринималась как рутина, а потом захватила. Я познакомилась с новыми направлениями в образовании. В начале работы было много непонятного, а со временем всё встало на свои места.

Моё отношение к исследовательской работе изменилось в положительную сторону после участия в 2011 году в конкурсе «Малая академия». Я стала тьютором зонального этапа конкурса, и мне стало намного интереснее. Я научилась работать не только с компьютером, но и собственно с информацией. Я стала приобщать детей к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования, что позволяет мне выявлять и развивать их способности. Я обратила внимание на то, что Интернет может влиять и негативно, и учитываю это в работе с детьми. 

Помогает ли эта работа школе, учащимся и учителям?

Кроме опыта и знаний она даёт возможность «продвижения» — участия в конкурсах и т.п. Она даёт учителям больше возможностей заявить о себе, возможность публикаций. Ребята участвуют в конкурсах, которые им действительно интересны.

Появилась возможность представлять результаты деятельности учащихся и педагогов на уровне региона и даже страны. В школе образовался творческий исследовательский коллектив учителей. Школе всё труднее конкурировать с телевизором, но наши ученики тут в выигрышном положении.

Узнаёшь для себя много нового. Индивидуальная работа с детьми и направленность на успех создают особые отношения — они с тобой уже в любых начинаниях. Исследования повышают заинтересованность учащихся. Направление работы помогает практически реализовать концепцию модернизации российского образования — с развитием личности и способностей ученика. В процессе работы в школе формируется новый вид педагогического общения, сотрудничества учителей и учащихся. 

Помогает ли она Вам в подготовке к аттестации?

Конечно, ведь для аттестации нужны документы, подтверждающие участие учителя в такой деятельности. Благодаря программе спецкурса, подготовленного мной в рамках этой деятельности, я аттестовалась на высшую категорию. Помогли материалы, наработанные в её рамках. У меня и моих учеников хорошие результаты в региональных конкурсах, печатные материалы областного уровня, сертификаты и грамоты. 

Стала ли Ваша деятельность в школе более разнообразной?

Материалы нашей работы помогают мне разнообразить свои занятия. Разработки тем использую и в урочной и во внеурочной деятельности. Исследовательская работа не обязательна, ею занимаются чаще из интереса. — это новая точка зрения на любой материал, в том числе и на учебный. На своих занятиях я стала использовать материалы в рамках исследовательской тематики. Я стала использовать в работе с детьми проектные методы и методы исследовательского обучения. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. По этой теме в школе стали проходить различные мероприятия — школьного, районного и областного уровня. 

Какие трудности возникали у Вас в процессе работе?

Дефицит времени. Загруженность различной документацией, Ранее — новизна и необычность темы, сейчас — необходимость оплаты участия учащихся в мероприятиях регионального и всероссийского уровня. Поддержка мотивации младших школьников. Тут нужна ещё и помощь родителей. Выбор темы, актуальной и интересной и для ученика, и для педагога. Выявилось слабое место школьников — публичное выступление. 

Ваши предложения по развитию темы

Включать в неё родителей, жителей села, учащихся и учителей других школ. Больше вовлекать учащихся в эту работу, знакомить с ней их родителей. Наработанные материалы представлять учащимся и родителям. Обмен опытом с коллегами из других школ. Развивать внеурочную деятельность младшего школьника. Попробовать начинать эту работу с детского сада. Нужно больше конкурсов для детей из начальных классов, чтобы они могли лучше раскрывать свои способности. Одной «Малой академии» уже мало. Уроки медиабезопасности нужно проводить повсеместно — именно по противодействию манипулированию.

Интересно учителю — интересно ученику

Вот такие отклики. Да и по общим впечатлениям о школе результаты схожие. Получается, что и в самом деле участие в программе развития инновационных процессов полезно и интересно не только для отчётов.

Одним из первых крупных мероприятий по теме исследования стал областной конкурс учащихся «Медиабезопасность школьника» (в 2012 году). Конкурс проводился в два этапа: заочный — когда жюри оценивало и отбирало письменные разработки учащихся, и очный — в виде межшкольной конференции учащихся с выступлениями авторов лучших работ. Двухступенчатый конкурс позволил участникам существенно доработать свои доклады к очному этапу и подготовить хорошие сопроводительные материалы — жюри особо отметило высокий уровень представленных докладов.

В феврале 2014 года также на базе школы проведена областная научно-практическая конференция «Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения». Её целью было обсуждение состояния и тенденций медиабезопасности школьника, выявление актуальных проблем, поиск возможных путей их решения на основе опыта Ульяновской области.

Работа проходила по направлениям: медиабезопасность: восприятие информации школьником; методика медиабезопасности; медиабезопасность в общеобразовательных предметах; практика обучения медиабезопасности; безопасный Интернет и безопасный телевизор.

Выпущен сборник материалов конференции «Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения»; основные результаты работы с 2007 по 2012 годы представлены в методическом пособии: «Медиабезопасность школьника»: на сайте школы создан раздел «Медиабезопасность школьника» — http://ul-salmanovka-sosh.ru. — виртуальная выставка образовательных программ по теме исследовательской работы. Учителя Салмановской школы участвовали в областном семинаре «Дети и Интернет: проблемы информационной безопасности», организованном региональным информационным центром. А для участников областной программы развития инновационных процессов в Ульяновском ИПКиППРО проведён семинар по теме: «Медиабезопасность школьника».

Другие школы Ульяновской области тоже начали интересоваться этой темой. В рамках обмена опытом на базе средней школы № 35 г. Ульяновска был проведён совместный проблемный семинар «Информационная компетентность школьников на разных ступенях обучения».

Ещё одна форма распространения опыта на региональном и всероссийском уровнях — выпуск научно-методического журнала «Инновации регионального образования»: каждый выпуск посвящается одному образовательному учреждению — участнику областной программы РИП — и, соответственно, отражает всю методическую систему, лежащую в основе деятельности этой школы. Девятый номер журнала за 2013 год посвящён описанию опыта педагогического коллектива Салмановской средней школы.

Многие учителя начали принимать участие в новых для них мероприятиях — и не только по теме исследования. В первую очередь называют «Международную выставку-ярмарку инновационных образовательных проектов»: она открывает принципиально новые каналы продвижения педагогических инноваций, предлагает новые формы общения авторов инновационных материалов с потенциальными потребителями, порождает и организует педагогические инновации. Часто они актуальны и могут с успехом применяться далеко за пределами той школы, где были разработаны и апробированы. Отдельный интерес представляют инновационные проекты и опыт школ и педагогов, ставших победителями в рамках национального проекта «Образование». Кроме того, инновации могут быть привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их распространения. В этой ситуации отчётливо осознаётся и растёт потребность в активном обмене опытом между педагогами, учреждениями, регионами.

Привычное знакомство с педагогическими новшествами через посещение открытых уроков коллег, организацию и участие в семинарах и творческих встречах уже не может в должной мере удовлетворить потребность педагога в профессиональном развитии. Требуются такие формы знакомства с работой коллег и приобретения собственного опыта, которые отличались бы от традиционных большей социальной значимостью и массовостью, а главное — возможностью для большого круга заинтересованных лиц представить свои инновационные наработки и, одновременно с этим, познакомиться с разнообразными инновационными предложениями (и, возможно, приобрести их!). Такой формой и стала Международная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов.

Важно, что исследование не живёт изолированно. Его результатами пользуются и на уроках, и во внеурочной работе, причём оно влияет не только на содержание занятий, но и на методы работы.

Итак, положительные аспекты исследовательской деятельности в школе:

  • повышается общая культура педагогического труда, деятельность школы приобретает более организованный и целенаправленный характер;
  • многие учителя получают дополнительную квалификацию педагога-исследователя; значительно активизируется процесс повышения квалификации даже тех учителей, которые не принимали участие участия в научной работе;
  • в процессе исследования педагогический коллектив открывает новые идеи, возможности, которые становятся основой программы развития школы, иногда благодаря этому буквально выходит из состояния кризиса;
  • совершенствуется система управления, в исследовательской работе проявляются новые лидеры, которые потом приходят и на административные посты в школе. Поскольку они приходят к управлению как носители определённых инновационных идей, их управленческая деятельность приобретает особую эффективность;
  • укрепляются и расширяются связи школы с другими экспериментальными площадками, учреждениями высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;
  • растёт престиж школы, она становится известной, более привлекательной для учеников и родителей.

А для педагогов это хорошая форма повышения квалификации, причём, интересная для них самих. Если заниматься с детьми тем, что интересно самому учителю, ребятам это тоже будет интересно. А затем и к другим предметам мотивация появится.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017