Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Иванова Марина Авенировна
кандидат педагогических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета

Старцева Светлана Авенировна
учитель гимназии № 1257 г. Москва

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие у школьных учителей при руководстве исследовательской деятельностью учащихся. Для того чтобы грамотно руководить исследованием школьника и достойно представить его результаты, современному учителю необходимо владеть как исследовательскими умениями, так и информационно-коммуникационными технологиями, в чем часто возникают проблемы. Решению их может помочь дифференцированный подход к различным возрастным группам учителей при организации курсов повышения квалификации или специальных семинаров, посвященных организации этого вида деятельности учащихся.

 

Как известно, жизнь современного человека и общества стала более изменчивой и информационно насыщенной, чем в предыдущие десятилетия. Все это не может не отражаться в образовании. Как отмечает А.О. Карпов, в отличие от традиционных – поддерживающих методов обучения, наделяющих фиксированным набором знаний и методов для решения известных и повторяющихся задач, современное образование имеет дело с динамично меняющейся системой знаний и представлений об окружающем мире. Именно поэтому человек начинает относиться к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых методов мышления. В связи с этим вполне закономерной представляется тенденция включения элементов исследовательской деятельности в образование на всех его этапах.

Если обратиться к истории вопроса, нетрудно заметить, что исследовательская, а точнее научно-исследовательская, деятельность традиционно играла важную роль прежде всего в системе высшего образования. Однако в последнее десятилетие все больше внимания уделяется ей и в средней школе. Об этом свидетельствуют сразу несколько фактов:

– во многих лицеях и гимназиях появилась должность завуча по научной работе, в обязанности которого входит работа с учителями и учащимися, выполняющими исследования в различных областях знаний;

– в школьном компоненте учебного плана выделяются специальные часы на проведение проектно-исследовательских работ учащихся;

– исследования учащихся разного возраста – от младших школьников до старшеклассников – оцениваются на многочисленных мероприятиях конкурсного характера, проводимых на различных уровнях: школьном, городском, областном, всероссийском, международном;

– в качестве организаторов конкурсов исследовательских работ учащихся помимо школ и органов образования часто выступают региональные и ведущие вузы страны (иногда в сотрудничестве с крупными предприятиями), а также общественные организации;

– участие в исследовательской деятельности учащихся и победы школьников в перечисленных выше конкурсах вошли в число критериев оценки труда учителя при его аттестации.

В то же время, несмотря на наличие всех этих благоприятных факторов, стимулирующих школьного учителя к исследовательской работе с учащимися, приходится констатировать, что подавляющему большинству педагогов пока не удается активно включиться в эту деятельность. При этом стоит подчеркнуть, что вряд ли можно и нужно говорить об обязательном участии в этой работе всех учителей. Далеко не каждый мотивирован на эту деятельность в силу самых разных причин: склада характера, низкого уровня притязаний, удовлетворенности уже достигнутым уровнем, стремлением при аттестации повысить разряд за счет других, более привычных для себя показателей и т.п.

Однако нельзя отрицать и тот факт, что среди школьных педагогов есть и такие, кто мог бы и хотел вести эту работу не только в силу своей любознательности, энтузиазма, творческого мышления, но и из стремления заинтересовать своих учеников в получении новых знаний и умений, выходящих за пределы школьной программы. Поэтому данная статья посвящена рассмотрению проблемы готовности именно таких учителей к руководству исследовательской деятельностью школьников и анализу тех трудностей, с которыми они при этом сталкиваются.

Прежде чем рассмотреть эти вопросы, начнем с определения самой исследовательской деятельности учащихся. Как отмечают многие исследователи, она моделирует научный поиск, следовательно, повторяет этапы и логику научного познания. Приведем одно из определений рассматриваемого понятия, которое именно с этой точки зрения наиболее полно отражает его суть: под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. К перечисленным этапам можно также добавить создание гипотезы, которая подлежит проверке экспериментом, и является необходимой составляющей алгоритма исследования. Целостное умение проводить исследование будет состоять из исследовательских умений как умений выполнять перечисленные выше этапы деятельности.

В то же время следует заметить, что в приведенном выше определении упущена, на наш взгляд, очень существенная деталь. Для любого человека, так или иначе связанного со школой, очевидно, что никакой школьник не в состоянии провести исследование самостоятельно, поэтому за термином «исследовательская деятельность учащегося» в реальности всегда стоит работа двух человек – учителя и ученика. У учащегося, который впервые приступает к исследованию, нет не только опыта ее выполнения, но и даже элементарного представления о том, что ее отличает от других видов деятельности. В стенах школы единственным человеком, который может не только помочь ученику увидеть ее специфику, но и начать реальный процесс формирования исследовательских умений, является учитель, причем тот, который до этого имел опыт проведения исследования.

Таким образом, в качестве существенного уточнения к приведенному выше определению вслед за некоторыми исследователями добавим то, что исследовательская деятельность школьника представляет собой творческий процесс взаимодействия учителя и учащегося по поиску решения (или понимания) неизвестного, который и будет состоять из этапов, характерных для исследования в научной сфере. При этом важно подчеркнуть, что такое понимание рассматриваемого педагогического явления неизбежно приводит к выводу о том, что ведущую роль в этом процессе играет учитель. То, что он является носителем опыта деятельности, которая пока неизвестна ученику, и позволяет ему руководить таким исследованием.

Как было сказано выше, формировать у учащегося исследовательские умения способен только тот учитель, который владеет ими сам. Однако возникает вопрос: все ли современные учителя умеют это делать, а значит, умеют увидеть и сформулировать проблему, создать гипотезу, подобрать методики исследования и использовать их на практике, умеют собрать материал, проанализировать и обобщить полученные данные и, наконец, сделать собственные выводы по полученным результатам? Полагаем, далеко не все, и на это есть как объективные, так и субъективные причины.

К категории первых причин можно отнести то, что учителя старшего и среднего поколения заканчивали вуз в те времена, когда защита дипломной работы была необязательной для всех выпускников педагогических институтов, поэтому ‘школу’ выработки исследовательских умений прошли далеко не все из них, а лишь единицы. Учителям молодого поколения в этом отношении повезло больше: в последние десятилетия защита выпускной квалификационной работы стала обязательной для каждого. Однако здесь нельзя не учитывать субъективный фактор: насколько честно была сделана работа, т.е. выполнял ли ее выпускник сам или воспользовался возможностями, предоставляемыми довольно широким ныне рынком услуг по написанию дипломных работ. Понятно, что в последнем случае о сформированном умении учителя проводить исследование, а значит, и об умении руководить исследовательской работой ученика, говорить не приходится.

Таким образом, в руководстве исследованиями школьников основной проблемой для учителей является проблема владения исследовательскими умениями, или другими словами, технологией исследовательской деятельности.

В то же время нельзя не отметить и существование других проблем. Для того чтобы их увидеть, достаточно посмотреть на критерии оценки ученических исследований, существующие при проведении конкурсов, которые упоминались выше. Каждый конкурс, безусловно, имеет свою специфику, однако можно говорить и о неких общих требованиях, которые предъявляются обычно к работам, представляемым на подобные мероприятия.

Первая группа требований относится к печатному тексту отчета о проведенном исследовании. В нем должны отсутствовать любого вида ошибки, он должен соответствовать ГОСТу в плане правильности оформления текста, цитат, ссылок, сносок, списка литературы, таблиц, приложений. Кроме того, использованные при проведении исследования источники должны включать как Интернет-ресурсы, так и книги, статьи из журналов, газет и т.п.

При устном представлении результатов исследования любое жюри будет обязательно оценивать культуру речи, эмоциональность, умение держать внимание аудитории, уложиться в определенный регламент, отвечать на вопросы жюри и других слушателей, а также умение отстаивать свою точку зрения.

В последнее время практически обязательным является иллюстрация доклада учащегося с помощью компьютерной презентации, которая также должна отвечать определенным требованиям. К ним относятся: наличие и правильность оформления обязательных слайдов (титульного, а также тех, которые отражают содержание презентации и список использованных источников), грамотность использования цветового оформления, обоснованность и рациональность использования анимационных эффектов, единый стиль оформления всех слайдов и т.д.

Даже такое, достаточно краткое перечисление критериев говорит не только о том, как нелегко школьнику стать победителем в таком конкурсе, но и о том, какую огромную работу должен проделать тот учитель, который руководит подготовкой к конкурсу. Принимая все это во внимание, можно ли сказать, что любой среднестатистический российский учитель сейчас способен оказать ученику квалифицированную помощь при подготовке отчета о результатах исследования, который полностью бы отвечал всем перечисленным критериям? Думаем, ответ очевиден.

В связи с этим следует отметить, что учителю старшего поколения, не владеющему информационными технологиями, кроме трудностей, перечисленных выше, в целом непросто достичь взаимопонимания с учащимся, который значительно превосходит его по своей компьютерной грамотности. Чаще всего ученик искренне верит в то, что, скачав из Интернета все, что там есть по интересующей его теме, он легко и просто выполнит любое исследование (особенно это касается гуманитарных предметов). Иногда он даже не подозревает о том, что информация, содержащаяся в многочисленных Интернет-ресурсах, бывает очень противоречивой, а иногда и откровенно лживой. Кроме того, проанализировать и отобрать нужный материал у него нет ни умения, ни желания. При этом учащийся совершенно не понимает, зачем учитель, привыкший к чтению книг, журналов, газет, отсылает его к таким «древним», с его точки зрения, источникам информации.

Непосредственно с вопросом об информационной компетентности учителя связана и проблема подготовки презентации доклада о результатах исследования. Очень часто учитель-предметник, далекий от информационных технологий, эту часть работы отдает «на откуп» учащемуся, который уверен, что, умея пользоваться программой Power Point, он сможет сделать любую презентацию. Однако, если посмотреть на то, по каким критериям презентации оцениваются членами жюри, можно сделать вывод, что даже не все учителя информатики, не говоря о других предметниках, а тем более об учащихся, владеют технологией правильного оформления презентации. Например, не все знают о том, что с точки зрения грамотности цветового оформления нельзя использовать более трех цветов на одном слайде, что необходимо продумывать сочетаемость цветов и расположение текста на слайде так, чтобы он легко читался на выбранном фоне, что нельзя перегружать презентацию анимационными эффектами, чтобы не утомлять зрителя мельканием деталей на экране, и т.п.

Еще одной трудностью можно считать незнание многими учителями упоминавшихся выше требований ГОСТа, несоблюдение которых также может снизить общее впечатление от работы.

Все вышесказанное говорит о существовании как минимум двух больших проблем, стоящих перед учителем, который желает не только организовать исследовательскую деятельность школьника, но и подготовить его к участию в каком-либо конкурсе: во-первых, как вместе с учащимся грамотно провести исследование и, во-вторых, как достойно представить его результаты.

Для того чтобы помочь учителям, которые сталкиваются с этими проблемами на практике, потребуется, на наш взгляд, дифференцированный подход к различным возрастным группам педагогов. Так, для учителей старшего и среднего поколения, мотивированных на исследовательскую деятельность и владеющих соответствующими умениями, насущной необходимостью становится повышение компьютерной грамотности и знакомство с современными информационно-коммуникационными технологиями. Знания в этой области позволят им, с одной стороны, говорить с учащимся на одном языке, а значит, легче достигать взаимопонимания и эффективного взаимодействия, с другой – более грамотно подходить к оформлению компьютерных презентаций. Нелишним будет и их знакомство с ГОСТом и теми требованиями, которые предъявляются к готовой презентации, для чего необходимо проводить посвященные этим вопросам семинары, в качестве организаторов которых могут выступать как руководители школ, так и органы образования. Кроме того, не исключена возможность приобретения этих знаний и в процессе самообразования.

Подчеркнем, что учителя этой группы ни в коем случае не должны оставаться без внимания, т.к. они, на наш взгляд, обладают целым рядом преимуществ перед их более молодыми коллегами. К их достоинствам можно отнести накопленный опыт, мудрость, широкий кругозор, основательность и фундаментальность знаний, полученных в вузах в советский период нашей истории.

В то же время очевидно и то, что молодое поколение учителей выгодно отличается от их старших коллег тем, что хорошо умеет пользоваться всеми современными технологиями, имеет опыт написания дипломной работы в вузе, а значит, владеет технологией проведения исследования и знает требования ГОСТа. Однако у молодых при всем их энтузиазме и стремлении к творчеству (если они, конечно, имеются) есть все же один недостаток – отсутствие опыта проведения исследований в сотрудничестве с учащимися. Поэтому им необходима в первую очередь методическая помощь со стороны завуча по научной работе или другого опытного наставника. Для них должны проводиться семинары, круглые столы, посвященные вопросам руководства исследовательской деятельностью учащихся, где говорилось бы о методах и приемах работы с отдельным учеником, о том, как его заинтересовать и мотивировать на проведение исследования, как помочь ему спланировать свою работу и довести ее до конца и т.д. Было бы очень хорошо, если бы такие семинары и круглые столы проходили с участием учителей старшего поколения, готовых поделиться с молодыми своим опытом организации исследовательской деятельности школьников.

Таким образом, зная эти проблемы и предпринимая меры по их решению, можно значительно увеличить количество тех учителей, кто сможет пробудить интерес еще большего числа школьников к поисковым способам мышления, необходимость владения которыми настоятельно диктуется сегодня динамично меняющимся миром.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017