Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Методические рекомендации по самоопределению педагога на исследовательскую деятельность

Софья Валентиновна Евтушевская
методист, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, г. Барнаул

 

В настоящее время исследовательская, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях стала достаточно востребованной. Это происходит по разным причинам. В первую очередь большое влияние на мотивацию к экспериментальной деятельности оказывает окружающий социум образовательного учреждения, который формулирует социальный заказ к содержанию образования и изменению условий организации образовательного процесса. Изменения в образовательной политике государства (модернизация системы образования) так же является причиной, вынуждающей образовательные учреждения заниматься поиском и внедрением новых моделей организации образовательного процесса, изменения содержания образования. Дополнительным стимулом является возможность участия образовательных учреждений и отдельных педагогов в конкурсах различного уровня (например, конкурсы в рамках ПНПО). Разработка и реализация образовательными учреждениями программ развития также предполагает активное включение в работу членов педагогического коллектива, предоставляя им возможность раскрытия своего творческого потенциала. На этих, перечисленных выше, основаниях может происходить самоопределение педагога на исследовательскую работу.

Перед мотивированным на исследовательскую деятельность педагогом встает достаточно серьезная проблема – как выбрать собственную тему исследования. Одного желания и личных интересов заняться решением какой-либо определенной задачи бывает не достаточно. В первую очередь необходимо определится с актуальностью проблемы для развития образования, изменения образовательной ситуации, получения нового качества образования. Это выражается через востребованность ожидаемых результатов исследовательской работы педагога в собственной профессиональной деятельности, деятельности образовательного учреждения, уместности проводимого исследования в учреждении данного типа и вида, где работает педагог. Основанием для определения актуальности задуманного исследования может быть программа развития или программа экспериментальной работы образовательного учреждения.

Фактически каждое образовательное учреждение реализует собственную программу развития. В зависимости от того какая тема была выбрана, работа по реализации программы развития может предполагать внесение изменений в систему управления образовательным учреждением; содержание образовательного процесса; может произойти его переход учреждения в новое качество (лицей, гимназия, школа-комплекс), изменится режим работы (школа полного дня) и пр. Любое из этих изменений затрагивает работу каждого члена педагогического коллектива и может послужить основой для самоопределения педагога на исследовательскую деятельность.

Анализ выделенных проблем, послуживших предпосылкой разработки целей и задач программы развития и её содержания, позволяющие эту цель достичь, предоставляют педагогу возможность найти собственное место в этой деятельности. Как в общей деятельности коллектива ОУ, направленной на достижение общей цели реализации программы развития, так и своей собственной работе, которая будет способствовать успешному достижению одной из сформулированных в программе задач. На этой основе педагог может определить значимое для его профессионального роста, собственной темы самообразования, личных интересов содержание исследовательской деятельности.

Выбор и решение выбранной педагогом задачи реализуемой в программе развития образовательного учреждения, будет для него и целью, и ожидаемым результатом работы собственной исследовательской деятельности. Аналогично, в качестве основания выбора собственной темы исследования, может послужить деятельность образовательного учреждения в качестве экспериментальной площадки различного уровня.

Может так случится, что образовательное учреждение реализует программу эксперимента или программу развития, в большей степени связанную с решением управленческих задач, которые мало согласуются с непосредственной профессионально - педагогической деятельностью учителя, а желание заниматься исследованием достаточно велико, тогда выбор темы эксперимента может происходить на основе собственных интересов, например, по теме самообразования или новых научных достижений в той предметной области, которую представляет педагог.

Когда педагог определился с проблемой, которая существует в его профессиональной деятельности и он предполагает ее решить за счет собственной исследовательской работы необходимо определится с теоретической, научной базой, на которой будет осуществятся исследовательская деятельность педагога. Для этого необходимо найти ответы на вопросы:

- Было ли проведено подобное исследование ранее?

- Какие были получены результаты, в каких условиях?

- Что осталось за рамками предыдущих исследований? По какой причине?

Поиск ответов на эти вопросы позволит определится с собственно содержанием работы. Будет это работа по адаптации, внедрению уже существующих, но мало распространенных методик в собственную деятельность, разработническая деятельность по созданию нового содержания образования по известным методическим основаниям или собственно исследовательская работа по созданию существенно отличающихся компонентов педагогической деятельности, её ресурсного обеспечения. Однако, и сама деятельность педагога по выявлению проблемы её вычленение как основной, мешающей качественному осуществлению образовательного процесса тоже может быть представлена как исследовательская деятельность, в результате которой все образовательное учреждение может определится на экспериментальную работу по решению сформулированной проблемы, если она будет общей для всего коллектива или части педагогов, например, работающей с учащимися одной ступени образования.

Определившись с теоретической научной базой в области исследования на которой будет проводится работа, ставятся уточняющие вопросы которые определяют «заказчика» результатов педагогического исследования:

- Кому будет нужен результат (на уровне школы, района, города,…)?

- Кто является заказчиком исследования?

- Насколько будет распространим полученный в ходе исследования опыт?

Ответ на эти вопросы необходим для определения масштабов работы. Должна быть основа для проведения эксперимента и в первую очередь ее востребованность в образовательном учреждении, где работает педагог и в его педагогической практике. Это позволит определится с уровнем экспериментальной, исследовательской работы. В зависимости от уровня «заказа» – востребованности результата определяется уровень эксперимента, его актуальность для педагога, школы, района, города (села), субъекта федерации и ли государства в целом. В случае если «заказчиком» могут выступить органы управления образованием или потенциальные партнеры, то есть возможность получить материальную поддержку своей работы или предположить что полученные результаты могут быть оформлены в качестве методических рекомендаций, которые могут быть растиражированы в достаточно большом объеме.

Актуальность темы чаще всего выводится из современных тенденций развития образования, в частности сейчас это КПМО. Получается, что «актуальная» тема исследовательской деятельности должна соответствовать задачам комплексного проекта и обеспечивать его достижение на перечисленных выше уровнях (помочь успешно реализовать на уровне школы, района, города,…). «Правильность» выбора темы подтверждается прописыванием в пояснительной записке актуальности исследования, его научной обоснованности, здесь как раз и появляется научный руководитель как заинтересованное лицо в результатах деятельности педагога или команды, владеющий научным знанием по выбранной области исследования. Научный руководитель «доказывает» ценность получаемого знания, следовательно он не должен быть выбран «случайно». Каждый член исследовательского коллектива (или микрогруппы) решая задачи по данной теме и вкладывая результат в общую копилку решают и свои личные интересы: и как самообразование, и локальные исследования в рамках общего проекта, например в рамках реализации программы развития школы. Научный руководитель может подкорректировать личную тему педагога в рамках общего исследования, но не как насильственное изменение содержание работы, а предложение направления, раскрытие перспектив, знакомство с тенденциями развития исследуемого вопроса. Сама программа исследовательской деятельности, требования к ее содержанию, критерии анализа описаны у М. Поташника во многих книгах по организации исследовательской работы в школе.

При прописывании темы эксперимента можно предложить ее модель «от результата».

Вначале, четко прописывается, что Вы хотите получить в качестве ожидаемого результата работы. Для чего Вам в Вашей профессиональной деятельности это нужно. Каким образом это повлияет на улучшение образования Вашем образовательном учреждении (тему, которая не является актуальной для образовательного учреждения, в котором Вы работаете, никто утверждать не будет).

Далее, с позиции сегодняшнего дня и Вашего знания существующей ситуации необходимо, буквально пошагово, не упуская никаких мелочей прописать, что Вам нужно сделать, что бы получить запланированный результат.

Третьим шагом прописываются недостающие ресурсы, которые необходимы для сформулированной во втором шаге поэтапной реализации исследовательской работы. В качестве ресурсов может быть представлены и материально-техническое оснащение, и Ваши собственные знания. Например, нужно будет обрабатывать результаты на компьютере, а для этого необходимо будет посетить курсы по программированию на «Delphi» и построению таблиц и гистограмм в «Excel».

Следующим обязательным компонентом любой проектировочной деятельности будет разработка инструментария для обеспечения достоверности результатов исследования, механизмов самоконтроля. Необходимо разработка критериев и показателей, по которым можно будет определить достигнуты ли результаты исследования на данном шаге эксперимента и можно идти дальше или требуется задержатся на данном этапе. Здесь же определяются пути выхода из эксперимента, поскольку бывают ситуации когда идея, несмотря на всю ее логическую стройность, по какой то причине не срабатывает. Поскольку в большинстве случаев исследовательская деятельность педагога может затрагивать тем или иным образом учащихся, необходимо планирование резервного времени для представления учащимся возможности получения полного содержания образования пусть и не в исследовательском режиме, либо компенсировать переход из одного режима в другой, минимизируя при этом негативное воздействии «неудавшегося» эксперимента.

Когда программа исследования и мониторинга исследовательской деятельности готовы, можно приступать к представлению ее на методическом объединении и педагогическом совете, где она будет допущена до внедрения, и Вы по праву будете заниматься исследованием.

Здесь можно уточнить, что вовсе не обязательно стараться изобрести что-то новое. Не мене почетной и исследовательской работой будет работа по внедрению уже имеющихся, известных методик, которые пока не реализуются в Вашем образовательном учреждении. Аналогичной работой может называться и апробация вновь появившихся учебно-методических комплексов, которые были разработаны и внедряются в образовательные учреждения на федеральном уровне, чаще всего такие работы ведутся под научным руководством авторов этих комплексов, либо людей прошедших специальною подготовку (тьюторов).

Одним из важных критериев самоэкспертизы созданной программы исследовательской деятельности является ее реалистичность. Реалистичность понимается, как возможность осуществить предполагаемый объем работы в обозначенные сроки и силами обозначенного человека (или группы). Возможно, в запланированном исследовании предполагается проведение психологических тестов учащихся, опрос родителей, проведение выездных занятий, подготовка коллег для совместной работы над исследовательским проектом – все моменты взаимодействия должны быть уточнены и прописаны.

Момент включения коллег в совместную работу может послужить и его мотивацией на собственную исследовательскую работу (пример заразителен). Единственное пожелание длявовлечение пока «пассивных» учителей в работу можно сформулировать как: не утруждай других своей работой сверх его желания. Мы можем попросить другого помочь Вам и нужно подчеркнуть ценность его услуги для Вас, но никак не заставить или действовать административными мерами. Покажите полученный результат совместной работы, еще раз продемонстрируйте всю важность его помощи в Вашей деятельности и возможно это будет та капелька, которая склонит весы в пользу творчества.

Критерии оценки и самооценки деятельности педагога исследователя:

  • Какое место в Вашей профессиональной деятельности занимает ДАННОЕ исследование?
  • Что в ДАННОЙ исследовательской работе повлияет на повышение профессиональный уровень? В каких его составляющих?
  • КАКИИМ профессиональными компетенциями нужно обладать, что бы осуществить эту работу?
  • Какие УСЛОВИЯ необходимы для реализации данного исследования?
  • Какие виды профессиональной деятельности педагога осуществляются в рамках данной исследовательской работы?
  • Как оформить "отрицательный" результат исследовательской деятельности педагога?
  • Что из полученного опыта исследовательской деятельности можно передать другим?
  • Какие профессиональные проблемы решаются за счет данного исследования?

Вывод:

- собственная исследовательская деятельность педагога должна быть согласована с целями деятельности образовательного учреждения, где работает этот педагог, его профессиональной позицией, оказывать положительное влияние на получение высокого качества результатов, осуществляемой им профессиональной деятельности.

Выражаю благодарность участникам Круглого стола Методического Марафона в «Сети творческих учителей», чье участие в обсуждении проблемы послужило мотивацией для написания данного материала.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017