Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Условия продуктивной реализации исследовательской и проектной деятельности в режиме сетевого взаимодействия

Бондарев Павел Иванович
директор школы

Васильева Наталия Ивановна
заместитель директора по УВР

Горелкина Нина Васильевна
заместитель директора по УВР

Дендебер Игорь Анатольевич
тьютор, кандидат педагогических наук, доцент, МБОУ школа №34, городского округа г. Воронеж

Исследовательская и проектная деятельность – резерв и стимул развития познавательных интересов обучающихся, фактор обретения умений формулировать проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы и задачи, направленные на достижение поставленных целей, обретение умения на основе полученных в ходе исследования результатов выстраивать свою деятельность.

Это один из подходов, позволяющих в ходе образовательного процесса реализовывать ФГОС.

Это виды деятельности, обязательность выполнения которых отражена в ФГОС, образовательной программе школы, программах предметных областей.

Анализ практики реализации экспериментальной и проектной работы в школе

Факт. Школы всегда вели исследовательскую и проектную деятельность с обучающимися: исследовательские и практические работы на уроках (биологии, физики, химии и др.), конференции, олимпиады, конкурсы, научные общества учащихся.

Достаточно ли этого? Практика показывает – нет. Многое из того, что предлагается, неинтересно.

Причины. Большинство вопросов, рассматриваемых в исследовательской и проектной деятельности школы, связано с определенными темами предметных и меж предметных областей, эти вопросы стали традиционными и, как показывает практика, не вызывают ожидаемого интереса. Отношение педагогического состава и его подготовка к реализации исследовательской и проектной деятельности в ходе учебного процесса. Пример: исследования (практические работы), обязательно планируемые на таких занятиях, как химия, составляют примерно 11-12%. Подключаются к проектной деятельности три, в лучшем случая пять учеников из 25-30. И это при лояльном отношении учителя к данным видам деятельности.

Кроме того, стоит ли тратить время на исследования и проекты, если можно заглянуть в Интернет и найти интересующую информацию. Но к использованию Интернета есть еще вопросы.

Парадокс. Интернет и его составляющие. Интернет помогает – Интернет препятствует. С одной стороны, он помогает добыть необходимую информацию. И это огромный «плюс». С другой стороны, есть постоянный соблазн «скачать» готовую работу и не испытывать затруднений. И это огромный «минус». Тем не менее, есть ФГОС и его надо реализовывать.

Кроме того, не все требуемое и планируемое как из оборудования, так и экспертного состава, необходимого для консультирования в ходе исследовательской или проектной деятельности, можно найти в своей школе.

Выход из сложившейся ситуации – искать «требуемое» на стороне (в других образовательных (и не только образовательных) организациях).

Причем здесь сетевое взаимодействие?

Каждая школа имеет свой определенный потенциал: материально-технический, кадровый, информационный, мотивационный, финансовый. Сетевое взаимодействие – резерв его расширения. Сложность в том, как сделать его действительно действующим инструментарием?

Приступая к реализации исследовательской и проектной деятельности в школе с использованием сетевого взаимодействия, немаловажная вещь – договориться об используемых при этом понятиях: «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», «сетевая форма реализации образовательной программы».

Проектная деятельность - вид деятельности, четко структурированной и направленной на достижение поставленной цели.

Исследовательская деятельность - деятельность, направленная на выявление причинно-следственных связей, являющихся побуждающим фактором происходящих событий и явлений.

Как и проектная деятельность, деятельность исследовательская направлена на достижение результата, но у нее другая цель – выявление причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.

Сетевая форма реализации образовательной программы – совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия.

Говоря о сетевой форме реализации образовательной программы, необходимо обратить внимание на то, что речь здесь идет не только о реализации программы образовательных областей, но и об иных видах учебной деятельности. О тех видах деятельности, которые позволяют обретать обучающимся общеучебные и метапредметные умения, УУД, умения наблюдать и исследовать и др. То есть те ресурсы, которые в силу объема информации, временного фактора и многих других проблематично формировать на уроках.

Какие действия должна сделать организация, чтобы реализовать проектную и исследовательскую деятельность в режиме сетевого взаимодействия? Какие условия для этого необходимы?

Суть еще и в том, что необходимые условия – не гипотезы. Их предположить нельзя. Их можно только предположив – выявить. Выявить на основе исследований в ходе практической деятельности.

Представляемый далее материал и есть ответы на поставленные вопросы, наработанные в МБОУ школа №34 городского округа город Воронеж. Часть из них известна практически всем, так как является основой организации любого вида деятельности (первые четыре условия). Часть – наши разработки.

Условия, необходимые для реализации исследовательской и проектной деятельности

1. Принятие руководителям организации решения на развитие именно этого направления. Действие, известное всем руководителям, и ,может, не стоило его обозначать. Тем не менее, мы заострили на нем внимание, так как без него не будет дан старт.

2. Подбор команды.

При подборе команды есть определенные сложности. Большинство педагогического состава в вузах училось много лет назад, и исследовательская деятельность, в классическом варианте, забылась. Соответственно, найти человека из педагогического состава, который бы возглавил направление в исследовательской деятельности, непросто. Выход из ситуации – привлечение специалиста со стороны (заключение договора, часть ставки и т.п.), прием на работу специалиста (полная ставка), побудить учителя учиться в аспирантуре. В любом случае результат появится.

3. Подготовка команды.

Вопрос в том, где ее готовить? Есть курс в ИПК? Сделать заказ на разработку курса в ИПК или в других вузах? Провести подготовку силами научного руководителя? Самоподготовка? В нашем случае – использование всех предложенных вариантов. Результат работы команды – разработанные Модель в направлении реализации проектной и исследовательской деятельности в режиме сетевого взаимодействия, Положение об исследовательской деятельности, Положение о проектной деятельности, Положение о сетевом взаимодействии.

4. Выбор тем исследований. Лучший вариант – провести исследование (анкетирование, прежде всего обучающихся), и на основе анализа полученных результатов выбрать тему. Инициирование темы исследовательской деятельности может идти от административного состава школы, педагогического состава, методических объединений, ученического самоуправления, совета НОУ, научного руководителя.

5. Объединение педагогического коллектива в коллектив единомышленников по направлению исследовательской и проектной деятельности.

Выполнить данное условие (как показывает практика) проблематично. Каждый учитель, как правило, заинтересован в своем предмете, в своей совместной деятельности с детьми. Выходить на проекты межпредметного уровня – сложность отдельная.

Выход из ситуации (как вариант) - создание объединения, общества, группы, центра или, как в нашем случае, студии.

Такие объединения создаются под целевую направленность и помогают продуктивно организовать работу. Здесь не стоит использовать административный ресурс. Здесь должна идти работа и индивидуальная (научный руководитель с учителем или с обучающимся), и групповая. Как показывает практика нашей деятельности, группа в 5-6 человек – вариант оптимальный, группа в 10-12 человек – вполне продуктивный.

«Школа-студия 34» как подразделение

Итальянское «studio» образовано от латинского «studeo», что означает «усердно работаю, занимаюсь, изучаю».

Студия определяется чаще всего как творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи, а также коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов.

«Школа-студия 34» - подразделение научно-методической службы образовательного учреждения, объединяющее преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области или нескольким областям, имеющим высокий уровень квалификации и ведущих инновационную, научно-методическую или проектно-исследовательскую деятельность.

Цели и задачи работы студии

Цель: Объединение педагогов, участвующих в научно-педагогическом исследовании, научно-практическом поиске, творческой деятельности для совершенствования учебно-воспитательного процесса школы.

Задачи:

1. Работа с педагогическим коллективом в направлении развития интереса учащихся к учебной деятельности.

2. Конструирование учебных ситуаций и учебных заданий в направлении развития мотивации учащихся к учебной деятельности.

3. Организация конкурсов различной направленности.

4. Подготовка и проведение мастер-классов, стажировок для педагогического состава как своей школы, так и других в направлении развития интереса учащихся к познавательной деятельности.

5. Подготовка и проведение тренингов в направлении развития мотивации учащихся к учебной деятельности учащихся.

6. Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении; совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения.

Основные регламентирующие документы по работе студии (Положение, программа, план ) расположены на сайте школы: shkola34-vrn@yandex.ru

6. Организация межпредметного взаимодействия. Причем не только в рамках своей образовательной организации, но и в рамках сетевого взаимодействия.

Принцип реализации сетевого взаимодействия – учебная тема, учебная ситуация, учебная задача, отдельно взятое общеучебное или метапредметное умение, интересующее направление.

Пример, реализуемый нашей школой совместно с ОО, входящими в сетевое взаимодействие: проводится мероприятие по теме «Конструирование учебных задач на основе визуального ряда». Итог: подготовлены банк заданий, банк заданий 2 , банк заданий 3, банк заданий 4. (отражены на сайтах МБОУ СОШ №34, МКОУ Русскогвоздевской СОШ, МКОУ СОШ №6 г. Россоши). Задания не только конструируются, но и используются в работе с обучающимися.

Другой пример: берется за основу произведение. Используя содержание выбранного произведения, проводится серия уроков (мероприятий) по разным предметам.

В данном случае мы не ограничиваемся только сетью школ, с кем заключены договоры. В рамках работы «Школы-студии 34» с нами сотрудничают учителя других школ как Воронежа, так и области, воспитатели ДОУ, педагоги из г. Ртищево Саратовской области, Нижнего Новгорода.

7. Выбор образовательных организаций для взаимодействия в сети.

Принцип выбора:

1. Выбор направлений, предметов, тем. Школы договариваются и предлагают то направление, которого нет у другой.

2. Паритетная основа. Нет школы донора и акцептора. Все ОУ– равноправны. Психологически это очень важный момент.

Например, наша школа заключила договора о сетевом взаимодействии с МКОУ СОШ № 6 г. Россоши и Русскогвоздевской СОШ Рамонского района. Наша сильная сторона – теоретическая составляющая в организации исследовательской и проектной деятельности, наличие МАН; в Русскогвоздевской СОШ сильной стороной является краеведение; в МКОУ СОШ № 6 г. Россоши – социальная работа.

Необходимым условием в организации качественной работы в данном направлении является сотрудничество с кафедрой начального и дошкольного образования ВГПУ, деканатом факультета искусств и художественного образования ВГПУ, ВРО ООО ВПС, Программой Интел «Путь к Успеху».

Составлена общая программа взаимодействия, которая реализуется в течение года (сайт МБОУ СОШ №34, программа «Школа-студия 34»).

Результат такого взаимодействия – совместно подготовленные Методические рекомендации по составлению банка заданий, направленных на реализацию ФГОС.

Результативность

Результативность работы школы в направлении «Исследовательская и проектная деятельность в режиме сетевого взаимодействия» мы отслеживали с нескольких позиций: обучающихся, педагогов школы, родителей, возможностей.

С точки зрения обучающихся – обретение навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности, представленных на конференциях НОУ и МАН, региональных и межрегиональных конкурсах.

С точки зрения педагогов – профессиональный рост, отраженный прежде всего в появлении желания повышать свой профессиональный уровень, участвуя в конкурсах, побеждая и занимая призовые места, становясь лауреатами, получая, подтверждая и повышая свои категории. (

С точки зрения родителей – удовлетворенность качеством работы педагогического коллектива (социологические опросы shkola34-vrn@yandex.ru).

С точки зрения школы – победы в региональных конкурсах (Школа – Лидер), достижения обучающихся и педагогов – достижения школы, рейтинг школы на уровне Ленинского района города Воронежа и городского округа город Воронеж.

С точки зрения возможностей – расписание занятий, дающее возможности более целенаправленно изучать интересующие образовательные области; разносторонность направлений внеурочной деятельности и дополнительного образования; возможность участия в различных конкурсах, конференциях, соревнованиях. А главное – видение коллективом перспективы развития.

Практика работы школы отражена на сайте: shkola34-vrn@yandex.ru



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017