Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Система исследовательской деятельности

Ковалькова Надежда Николаевна
учитель истории МОУ СОШ № 19 г. Белово Кемеровской области

Введение

Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперед.
Софокл

Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Действует Приоритетный национальный проект в области «Образование», разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность.

Однако существует противоречие между потребностями общества в образованных, грамотных специалистах и возможностями экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которыми владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д.

Сегодня, в процессе перехода к информационному обществу, образованность начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, что, в конечном счете, выражается в гармонии здоровья физического, интеллектуального, нравственного.

Одной из серьезных проблем в современном образованиистала проблема снижения интереса к обучению. Немалую роль в решении данной проблемы может сыграть исследовательская деятельность школьников, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Важность и необходимость развития исследовательского подхода в обучении рассматривали Алексеев Н.Г., Обухов А.С., Савенков А.И., Файн Т.А., Чечель И.Д. и другие. Предложенная ими методика позволяет использовать исследовательский подход в обучении и организовать исследовательскую деятельность обучающихся в своей школе.

В соответствии с этим целью данной работы является создание модели исследовательского поведения.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • рассмотреть возможности использования исследовательского подхода в обучении истории и обществознанию;
  • проследить динамику участия в различных конкурсах исследовательских работ учащихся школы по истории и обществознанию.

1. Сущность исследовательского подхода

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Современный Толковый словарь русского языка трактует значение слова «подход» следующим образом: «Подход, - а; м. – Совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо., в воздействии на кого -, что-либо и т.п.» (8;557)

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) в развитии мыслительных умений и навыков – анализа, сравнения, обобщения и систематизации, доказательства и опровержения и т.д.;

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный,эвристический и исследовательский методы и используются следующие общедидактические приемы.

Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. Этот приема обязателен при выполнении исследовательских заданий различных видов. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.

Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.

Одним из характерных признаков исследовательской деятельности, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.

Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.

Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов.

Организация исследовательской деятельности требует использования приема планирования. (9;18)

2. Исследовательский подход к обучению на уроках

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация исследовательской деятельности школьников. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках.

Начальным этапом в практической реализации исследовательского подхода в обучении является обязательное проведение учителем дидактического анализатемы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Под дидактическим анализом темы подразумевается активная познавательная деятельность учителя, направленная на выделение главной и формулирование частных проблем, что позволяет определить возможности ведения исследовательской деятельности при изучении школьниками конкретной темы. (4)

Дидактический анализ позволяет учителю определить тематику и виды творческих заданий, организационные формы обучения, применение которых целесообразно при изучении данной темы. Необходимым условием является предварительное информирование учащихся об изучении тем с применением исследовательского подхода. Информирование должно быть наглядным, поэтому в кабинете создан стенд «Готовься к уроку», на котором размещается разработанный и апробированный в прошедшем учебном году так называемый «График изучения темы».

«График изучения темы» вывешивается на первом уроке изучения данной темы. Учащиеся знакомятся с целями, с основными терминами, понятиями, которые они должны усвоить в ходе изучения темы, рекомендуется дополнительная литература, по которой эту тему можно изучить более глубоко, указываются сроки прохождения темы.

Учащиеся узнают, какие контрольные точки им предстоит выполнить в ходе изучения данной темы. Это может быть:

  • -заполнение таблицы,

  • -выполнение задания на основе исторического документа,

  • -тесты,

  • -рефераты по узким темам, которые не находят освещения в Интернете – например, «Дворянин и крестьянин: жилище, одежда, еда, развлечения».

В ходе изучения темы предлагаются творческие задания, написание исторического сочинения или эссе.

Действенной формой в работе с учащимися являются семинарские занятия. Семинары необходимы для конкретизации и углубленного изучения основных положений темы. Число семинаров внутри каждой темы различно и определяется самим учителем при дидактическом анализе темы. Материалы, наработанные группами в ходе подготовки к семинару, оформляются в отдельные папки и помогают в подготовке к урокам учащимся следующей параллели.

Работа с «Графиком изучения темы» позволяет каждому учащемуся выбрать темпы прохождения темы, изучить дополнительный материал, учащиеся знают, когда пройдет зачетный урок и это не будет для них неожиданностью.

При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить зачетные уроки в форме собеседования, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля знаний, умений и навыков учащихся. Уроки-собеседования способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом. Педагогическая ценность уроков-собеседований заключается в том, что при собеседовании учитель имеет возможность следить за рассуждениями учащегося при анализе явлений и фактов, их обобщении и формулировке выводов. «Западающие» звенья в познании того или иного факта или явления при собеседовании выступают особо четко. Это дает возможность ликвидировать имеющиеся слабые места в умениях, навыках и способах познавательной деятельности.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Появляется стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, общественно-политической, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рефератов, материалов к семинару, работа с историческим документом, статистическим материалом, историческим текстом с ошибками. Коллективная учебная работа предполагает деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Она может быть устной и письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся — воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. Целесообразно в содержание фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.(9;20)

Индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.

3. Мотивация к исследовательской деятельности.

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие со школьником невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация, могут быть абсолютно разными.

Различные школы современной психологии дают различные определение мотивации.

В. И. Ковалев полагает, что мотивация есть совокупность мотивов поведения и деятельности. Разработанная в трудах известных отечественных психологов концепция личности и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности. (6; 54)

А.А. Реан под мотивом понимает внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.(6; 54)

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка.

Классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. (6; 56)

Мотивы можно классифицировать следующим образом:

Исследования (А. А. Реан, 1990) показали, что от силы и структуры мотивации в очень значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции (А. К. Маркова). (6; 59)

Одним из важных типов мотивации является мотивация успеха. Мотивация успехаоднозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов.

Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень активности такой личности в меньшей степени зависят от внешнегоконтроля. Эти люди отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Такие учащиеся предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают успех. (6; 62)

Привлекательность задачи для таких учащихся возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

Такие учащиеся обычно с интересом занимаются исследовательской деятельностью, которая позволяет им удовлетворить потребность в получении новых знаний.

Большая социальная значимость исследовательской деятельности школьника возникает в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него.

Именно поэтому очень важным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. С одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой же стороны, тема должна быть интересна и учителю. В постановке проблемы исследования необходимо особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.

Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а помогать, как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь. В этой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она не достижима.

Система образования сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя единственно знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим - ученикам, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.

Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.

В таком случае и для учителя оказывается важным то, что ему нет необходимости следовать отработанной методике своей педагогической деятельности, а нужно постоянно совершенствовать свои наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных, а не мнимых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. И исследовательская деятельность как таковая открывает для учителя огромные возможности как в создании стойкой мотивации к изучению предмета, так и в воспитании социально-адаптивной личности.

4. Исследовательская деятельность на групповых занятиях

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время - предметная неделя, олимпиады, групповые занятия.

На мой взгляд, наиболее полно использовать возможности исследовательской деятельности школьника возможно именно на групповых занятиях. В течение двух лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью.

Главная цельгрупповых занятий - научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики, а не овладение новыми, доселе неизвестными фактами.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного;сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие (9; 23):

1) определение темы исследования, ее формулировка;

2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;

3) составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;

4) изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);

5) сбор фактического материала.

Необходимо отметить, что при организации ученических исследований по предметам гуманитарного цикла требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов.

Если у школьника не сформировано умение планировать работу по проведению исследования, вряд ли можно говорить о результативности исследования и тем более говорить о воспитывающем воздействии поисково-творческой деятельности. Неорганизованность при проведении исследования, даже при положительном достижении его результатов может способствовать закреплению негативных черт (небрежность, недобросовестность, неаккуратность и т. п.).

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результата исследования.

Исследовательский подход используется и на групповых занятиях по истории. Нами разработан цикл рабочих программ по истории с 5 по 11 класс:

  • «Тайны Древнего мира» - 5 класс;
  • «От Рюрика до Ивана Грозного» - 6 класс;
  • « Становление династии Романовых» - 7 класс;
  • «Бурный XIX век» - 8 класс;
  • «Трагический XX век» - 9 класс;
  • «О чем расскажет документ…» - 10 класс;
  • «Роль личности в истории» - 11 класс.

В текущем учебном году начаты занятия с группой пятиклассников по теме «Тайны Древнего мира».

Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения не только теоретического, но и практического характера, знакомит учащихся с электронными версиями учебника истории, учит основам работы с историческими источниками, выходящими за рамки школьной программы.

В соответствии с этим целью данного курса является создание условий для развития познавательной активности школьников, заинтересованности учащихся в поиске необходимой информации для решения исторических ситуаций и проблем, формирования социально-активной, адаптивной, мобильной личности.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- научить основам работы с историческим документом как основным источником знаний истории Древнего мира;

- обучить основным приемам исследовательской деятельности.

Формирование особой культурно-интеллектуальной среды на групповых занятиях создает условия для успешного развития личности ребенка, способствует дальнейшей социализации выпускника школы. Становясь студентами, выпускники принимают участие в конференциях, научных обществах, что способствует личностному росту.

В результате трехлетней работы по данной теме выстроилась модель исследовательского поведения.

Модель исследовательского поведения.

Считаю, что новизна моей деятельности заключается в создании модели исследовательского поведения. Определена взаимосвязь между использованием исследовательского подхода к обучению и активизацией исследовательской деятельности учащихся.

Модель исследовательского поведения учителя

Модель исследовательского поведения обучающегося

Заключение

Приобщение школьников к началу исследовательской деятельности позволяет развивать мыслительные умения и навыки – анализ, сравнение, обобщение и систематизация, доказательства и опровержения и т.д.; формирует общеучебные умения и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Исследовательская деятельность учащегося является средством активизации познавательной активности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителям новой информации.

Было бы интересно использовать в обучении предмету компьютерные технологии, но, к сожалению, возможности школы пока не позволяют это сделать.

Ежегодно, на последнем уроке истории в 11 классах, я задаю учащимся вопрос: «Что вам больше всего понравилось на уроках истории, обществознания. Какие формы работы вас заинтересовали больше всего?»

И всегда более 90% учащихся отмечают, что им нравится возможность общения, высказывания своего мнения, групповые формы работы, исследовательская деятельность. Это помогает развивать коммуникативные навыки, информационную культуру.

Видимо, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. В процессе исследования ребята обучаются языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях - встречи, конференции и т.д. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – «хорошо», «престижно».

В науке исследование выступает как производство, создание некоего продукта, пользующегося спросом. У ребенка исследование является не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности.

Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (5;26). Я думаю, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.

Список литературы

1.Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

2. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

3.Арцен, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч.- 2005.- №6.- С.4

4. Борзенко, В.И. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Борзенко, А.С. Обухов// Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

5. Кочетов, Н.С. Обществознание. 8 класс [Текст]: поурочные планы / Н.С. Кочетов.- Волгоград, Учитель, 2006.- С.26

6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л.Коломинский.- СПб.: Питер, 1999.- с. 54-63.

7. Савенков, А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] / А.И. Савенков// Директор школы. - 2003. - №10. - С. 35-40.

8. Современный Толковый словарь русского языка. [Текст]/ гл. ред. С.А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2004. – С.557

9. Файн, Т.А. Исследовательский подход в обучении [Текст] /Т.А. Файн // Практика административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 14-23

10. Чечель, И.Д. Исследовательские проектыв практике обучения. [Текст] /И.Д. Чечель// Практика административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 24-30



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017