Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Растим творческую личность – личность исследователя

М.Ф.Курицына
ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования», структурное подразделение «Дворец творчества детей и молодежи» Сызрань, Самарская область

 

Аннотация. Данная статья содержит описание опыта работы автора как педагога дополнительного образования по реализации авторской дополнительной образовательной программы «Историческое краеведение» и представлены результаты развития творческой одаренности через организацию научно - исследовательской деятельности с использованием современных образовательных технологий.

 

В настоящее время государственная политика в системе образования, в частности Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяет шесть приоритетных направлений, одним из которых является развитие системы поддержки талантливых детей. Согласно этому документу в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть сохранит и само общество.

Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира, важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. В настоящее время государственная политика в системе образования, в частности Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяет шесть приоритетных направлений, одним из которых является система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Особую значимость эта задача получает в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объёмом информации. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Разработанная мною авторская концепция «Растим творческую личность» – стратегический документ работы с талантливыми детьми, которая координирует действия, направленные на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей. В основу концепции заложена идея о том, что непременным условием формирования исследовательской компетентности юного гражданина является развитие индивидуальности и самореализация. Личность ученика свободного в выборе, с целостной системой знаний и умений, имеющего опыт самостоятельной деятельности, способного к самоанализу, к самостоятельному видению и постановке проблем, потребности их решения, то что  в педагогике называют творческим поиском. Именно исследовательская работа создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. В моей педагогической практике научно - исследовательская деятельность носит системный характер.

Считаю, что развитие творческой активности учащихся через исследовательскую деятельность должно стимулировать учащихся на самостоятельность и активность познания. Содержание учебного материала должно быть гибким и отражать нужды и потребности учащихся: объяснять явления повседневной жизни, решать проблемы вызывающие интерес, использовать личный опыт ученика, удачно сочетать теоретические и экспериментальные элементы исследования. Самостоятельная работа ученика в условиях организации исследовательской деятельности не может носить исполнительный, репродуктивный характер, она должна быть творческой, должна быть актуальной, иметь практическое значение, быть выполнимой и соответствовать интересам самих учащихся. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным настроем

Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательно-воспитательный процесс строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов, а ученик и взрослые стали субъектами выбора сфер самореализации.

Моя миссия, как педагога дополнительного образования – создать такие условия, чтобы ребенок был не пассивным слушателем и исполнителем, а творцом, чтобы на каждом занятии была возможность для развития творческого потенциала личности, формирования ключевых компетентностей и практического применения метода научного исследования на практике, воспитания духовно-нравственной личности, патриота Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу.

Для достижения поставленной цели и задач в своей педагогической деятельности использую исследовательские технологии как в индивидуальной, так и в групповой формах организации занятий.  Организуя исследовательскую работу учащихся, педагог должен так формировать систему занятий, использовать разнообразные приемы и формы, чтобы создавалась интегрированное исследовательское образовательное пространство. Пространство, которое  формирует  творческую активность учащихся.
Творческая активность – это способность человека действовать в условиях неопределённости; осмысливать и переосмысливать свои действия; осуществлять поиск решения.
Таким образом, основная концептуальная идея работы с одаренными детьми заключается в создании условий для развития творческой активности учащихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей посредством вовлечения их в научно-исследовательскую и творческую деятельность.

Реализация данной идеи предполагает :

  1. Формирование развивающей образовательной среды, поддерживающей и развивающей юного исследователя через развитие системы научно-исследовательской работы педагога;
  2. Разработку педагогической модели организации исследовательской деятельности учащихся направленной на развитие их творческой активности на основе научно-методических с учетом педагогического опыта
  3. Реализацию диагностического инструментария по оценке эффективности исследовательской деятельности
  4. Консолидация усилий педагога по привлечению партнеров к развитию и поддержке исследовательской деятельности

Данная концепция системы работы с одаренными детьми основывается на следующих теориях и идеях:

  • - развития личности или личностной направленности воспитания и образования (А.Маслоу, А.В. Мудрик);

  • - педагогических основ регулирования социального взаимодействия (Л.В. Байбородова);

  • - взгляд на личность как сложную индивидуальную цельность, неповторимую и высшую ценность, которая обладает потребностью в реализации своих возможностей (Э.Берн, А. Маслоу, К.Роджерс);

  • -совокупность самореализации личности в социальных отношениях (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик);

  • - понятие о зоне ближайшего развития ребенка, индивидуально- ориентированном подходе и организации педагогического процесса, который предусматривает сочетание общественных и личных целей, идее активности учебно-воспитательного процесса, в котором активны ребенок, педагог и социальная среда (Л.С. Выготский и др.)

  • - понятие «о зоне развивающих возможностей» (В.А. Ясвин).

Принципы,  лежащие  в основе дидактической модели конструирования исследовательской деятельности учащихся как фактора развития их творческой активности:

    • доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
    • личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
    • многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
    • открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
    • адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

Исходные направления организации педагогической деятельности для формирования творческой активности учащихся

Направления
деятельности

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

 

Изучение психологических и личностных особенностей школьников

Диагностика направленности личности и психологической готовности учащихся к творческой деятельности

Состояние сформированности личностной направленности и психологической готовности учащихся к творческой деятельности

 

Разработка содержания педагогической деятельности по включению уч-ся в исследования на основе учета природной деятельностной активности учащихся и их готовности к процессу творчества

Строгий отбор содержания учебного
материала, стимулирующего творческую активность ребенка. Отбор видов и форм организации освоения навыков исследовательской деятельности

Овладение общими приемами решения творческих задач, формирующийся опыт использования различных знаний для решения проблем

 

Формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности

Система занятий ориентированных на формирование навыка исследовательской деятельности. Система заданий, направленных на стимуляцию  творческой активности учащихся

Появление и закрепления у учащихся желание и потребности решать творческие задачи.

 

 

Концепция системы работы с одаренными детьми базируется на четырех основных подходах современного образования: личностно-ориентированный, ценностно-ориентированный, компетентностный, индивидуально-творческий

Выстраивая Концепцию системы работы с одаренными детьми, я не забывала о системообразующей деятельности и действовала на основе формирования общих компетентностей, духовно-нравственных ценностей, культурно-национальных традиций, гражданско-патриотических идеалов, потребности в общении и здоровье сбережении.

При определении Концепции учитывались особенности социального заказа государства, потребности социума и запрос основных потребителей услуг дополнительного образования г. Сызрани (образовательные учреждения, родители и дети), традиции и исторический опыт самого учреждения.

Способность к сотрудничеству важное качество творческой личности. Климат доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать оригинальное решение. Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в целом.

Основные принципы работы и сущность педагогической концепции отражены в авторском кредо.

Мой жизненный девиз делать людям добро, я стараюсь помочь тому, кто рядом, а профессиональное кредо – следовать заветам выдающегося ученого- историка В.Ключевского «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Вот так просто, как все гениальное. Но как же трудно порой бывает следовать такой простоте, регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живешь, месту которое занимаешь. Роль педагога сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу.

КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ СВОДИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ:

    • Технология проектного обучения
    • Технология развития творчества
    • Технология портфолио
    • Игровые технологии
    • Информационные технологии
    • Здоровьесберегающие технологии

Достижение высоких результатов не является самоцелью. Это основа для формирования компетентностей. Поэтому на практике применяю продуктивную модель педагогики сотрудничества, компетентностно-ориентированное обучение, где моя роль не транслятора знаний, а роль ТЬЮТОРА, помощника, цель которого научить учиться. В этом мне помогает использование современных образовательных технологий.

В работе также используются методы обучения одаренных учащихся

- методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские;

- проектные методы — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся.

Формы организации учебного процесса в  системе обучения при использовании исследовательского метода:

  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная
  • фронтальная
  • дифференцированная
  • недифференцированная

Практика показала, что не все дети способны заниматься исследовательской деятельностью, а те, которые обладают склонностью к ней, не желают ее выполнять. Не все, кто берется за исследовательскую работу, доводит ее до конца, а из тех, кто написал работу, не все могут успешно представить свой результат. Таким образом, результативность исследовательской деятельности и собственная успешность ученика во многом зависят от его личностных качеств. На протяжении многолетнего опыта выстроилась система мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи в различных сферах исследовательской деятельности. Обучающиеся ежегодно участвуют в городской, окружной, межмуниципальной научно-практических конференциях «Научный потенциал – родному городу», Российском заочном конкурсе «Юность, наука, культура.» г.Обнинск, Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», «Научный потенциал – XXI веку», Фестивале «От малой родины – до гражданина России» и добиваются побед. Считаю, что ценность метода научного исследования - это возможность обучающихся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, также он развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает шансы принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Обобщение опыта работы по данной теме позволило сделать вывод, что выстроенная структура системы работы может быть представлена на нескольких уровнях:

  • организационно – управленческая – педагогический совет, методический совет, управляющий совет, кафедра и методическое объединение;
  • образовательная деятельность – реализация авторской дополнительной образовательной программы «Историческое краеведение»;
  • работа педагога с одаренными детьми по индивидуальному плану

Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять.

Считаю, что профессионально-личностная квалификация педагога, работающего с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
  • профессионально-личностная позиция педагога, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;
  • профессионально значимые личностные качества педагога: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

Применение в работе комплексного подхода к интеллектуальному и творческому развитию, духовно-нравственному и патриотическому восстанию обучающихся на основе современных образовательных технологий позволило добиться определенных результатов:

    • рост мотивации обучающихся к использованию метода научного исследования;
    • позитивная динамика результатов участия в мероприятиях различного уровня ;
    • развитие навыков научно-исследовательской деятельности;
    • позитивная динамика количества и качества исследовательских и творческих работ;
    • повышение информационной культуры обучающихся;
    • совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся;
    • сформированность потребности к занятиям исследовательской деятельностью.

Таким образом, применение совокупности действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому качеству в формировании исследовательской компетентности.

Вывод: развитие творческой активности учащихся формируется под воздействием внешних условий (содержание учебного материла,  формы и методы обучения),а так же с учетом внутренних предпосылок (потребности, интересы, склонности, способности и др.),т.е. формирования творческой активности  учащихся  связано  с  мотивационно-потребностной сферой. 

Литература.

  1. Шебланова Е.И. «Диагностика одаренности младших школьников»,школа здоровья. 1999 №1
  2. Шебланова Е.И. «развитие одаренных младших школьников: традиционное и междисциплинарное обучение», Начальная школа:плюс-минус. 2000г. №3.
  3. Шумакова Н.Б. «Обучение и развитие одаренных детей», М.2004 г.
  4. Шумакова Н.Б. «Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды». Вопросы психологии.1986 г.№1
  5. Морозова О.М. «Исследовательская работа одаренных подростков как способ развития творческой личности», Одаренные дети:теория и практика. (материалы российской конференции).М.2001 г.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017