Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Развитие творческих способностей учеников

Гин Анатолий Александрович
генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», г. Москва

 

Аннотация: В статье показано, как научить учащихся решать творческие задачи, применяя процедуру решения исследовательских/изобретательских задач. Приводится программа разработанного автором элективного курса «Учись мыслить смело!», обоснование важности его для современного образования, некоторые методические рекомендации проведения.

Ключевые слова: творческие задачи, алгоритмические процедуры, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), элективный курс.

 

«Творчеству можно и должно учить» - говорил И.Я. Лернер [1, с. 140]. Эти слова становятся необычайно значимы в современных условиях, когда динамично изменяющийся социум ставит перед человеком нестандартные задачи, ответ на которые не известен и не известен способ решения – его надо самому открыть.

Сейчас в школе нестандартные творческие задачи решать не учат, на это просто не хватает времени. Понятно, чтобы научиться решать такие задачи, их нужно решать. Но, как показывает опыт, этого оказывается мало: большинство учеников, столкнувшись с нестандартной творческой задачей, начинают искать ответ путем перебора вариантов. Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда задача еще полностью не сформулирована, а у учащихся уже «лес рук» и огромное количество гипотез, не выдерживающих никакой критики.

Для того чтобы упорядочить умственные действия при решении творческих задач, мы использовали алгоритмические процедуры. Это – не алгоритмы в полном смысле слова, так как алгоритм представляет собой последовательность действий, гарантированно приводящую к решению задачи. Это - пошаговые процедуры переформулирования первоначальной задачи и применения различных эвристических приёмов для её решения. Алгоритмические процедуры широко применялись в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) [2]. Решая задачу с использованием алгоритмических процедур, изобретатель по установленным правилам корректирует первоначальную формулировку задачи, строит модель задачи, определяет имеющиеся ресурсы, формулирует идеальный конечный результат, выявляет и анализирует противоречия, применяет специальные приемы преодоления психологической инерции.

Для учащихся мы адаптировали алгоритмические процедуры, упростили их. Назвали разработанную нами последовательность умственных действий – ПРИЗ (процедура решения исследовательских/изобретательских задач). Поскольку алгоритмические процедуры разработаны для детей, то используемая аббревиатура содержит в скрытом виде возможности эмоционального воздействия, символически обозначая решение задачи как ожидание «приза» - полученного удовольствия от решения, эмоционального всплеска, вызванного пониманием «Я сумел!», «Я смог!».

ПРИЗ - 1

Часть 1. Подготовка к работе

Прочитайте условие задачи, сформулируйте его простыми словами без специальных терминов.

Запишите условие задачи в традиционной форме (дано, найти).

Часть 2. Системный подход

Проанализируйте условие задачи и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?
  2. Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?
  3. Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него?

Часть 3. Выдвижение гипотез

Подумайте, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата. Сформулируйте гипотезы.

Далее часть 3 «Выдвижение гипотез» приобретает специфику при решении физических и биологических задач.

Для задач с физическим содержанием ученикам предлагается рассмотреть следующие явления: механические, акустические, тепловые, электрические, магнитные, электромагнитные, оптические, ядерные, химические, биологические, психологические.

Для задач, в которых требуется объяснить анатомические, физиологические или этологические особенности биологических существ, необходимо переформулировать задачу по приёму «Зри в корень» и использовать «ДОГОВОР с природой» (ДОГОВОР – это аббревиатура, но несущая определенный смысл, что позволяет облегчить запоминание: Любой организм живет в окружающей среде. И чтобы жить, ему необходимо осуществлять все жизненно важные процессы. Эти процессы, направленные на сохранение жизни, можно зашифровать одним словом – ДОГОВОР (Дыхание, Обмен веществ, Гомеостаз, Обмен энергии, Выживание, Обмен информацией, Размножение). Образно говоря, организм как бы заключает ДОГОВОР с окружающей его природой – об условиях своего существования и выживания в природе).

Суть приёма «Зри в корень» в том, что вместо общего вопроса «Почему данному биологическому существу присуща данная особенность» задаётся вопрос «Как данная особенность помогает биологическому существу выполнять функции, позволяющие ему существовать в природе»[3].

Часть 4. Отбор гипотез

Отберите наиболее вероятные гипотезы и расставьте их в порядке убывания правдоподобности.

Часть 5. Проверка гипотез

Предложите эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой вероятной гипотезы.

Если можете, выполните соответствующие расчеты.

ПРИЗ-1 самая простая, первая версия алгоритма решения творческой (исследовательской или изобретательской) задачи. Нами разработаны более сложные, но и более эффективные алгоритмы ПРИЗ-2 и ПРИЗ-3.

ПРИЗ-2 представляет собой алгоритм из 4 частей: работа с условием, поиск идеи, отбор решений, проверка решений. Основное отличие от ПРИЗ-1 содержится в части второй: «Поиск идеи». Во-первых, здесь в качестве решательного механизма предлагается рекуррентная (повторяющаяся) процедура поиска «условий выполнения» решения. Во-вторых, добавляется использование ряда приемов (наиболее «сильных») из списка приемов устранения противоречий Г.С. Альтшуллера [3].

ПРИЗ-3 отличается от ПРИЗ-2 добавлением во вторую часть решательного механизма ИКР (идеальный конечный результат) и наличием части пятой, целью которой является рефлексия по результатам решения задачи.

Применение алгоритмических процедур для решения творческих задач происходит на уроках (после изучения крупной темы по физике, химии, биологии), во внеурочной деятельности (на погружениях, специальных тренингах, в ходе ролевых игр), в процессе изучения элективного курса «Учись мыслить смело!», содержание которого мы приведем в данной статье.

Необходимость создания учебного курса «Учись мыслить смело!» обусловлена следующими причинами. Во-первых, для активной жизни в динамичном, стремительно изменяющемся мире, недостаточно знаний, умений и навыков, которым обучает нынешняя школа. Резко возрастает объем информации, появляются неизвестные ранее сферы деятельности, новые высокие технологии, новые специальности. Сегодня актуальным становится умение действовать в нестандартной ситуации; анализировать информацию, принимать решения и прогнозировать результаты; быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности; ставить перед собой цели и достигать их; устанавливать эффективные отношения с коллегами и партнерами; уметь работать в команде; быть готовым к самообучению. Для успешной жизни в этих условиях требуются совсем другие качества личности выпускника школы, новые компетенции. Разработанный курс способствует решению поставленных перед образованием задач, вооружает педагогов соответствующими инструментами. Во-вторых, и это неоднократно отмечалось в педагогической литературе, резко падает интерес учащихся к изучению традиционных учебных предметов. Обучение подростков решению нестандартных творческих задач дает возможность повысить успешность их творческой деятельности, испытать эмоциональный подъем в интеллектуальном процессе, что может послужить отправной точкой для формирования глубоких познавательных интересов. В-третьих, учебный курс «Учись мыслить смело!», формирующий у учащихся умения работать с информацией, ставить и решать открытые задачи, является прообразом образования будущего, своеобразным «полигоном», на котором отрабатываются методики и технологии, которые постепенно станут приоритетными во всей системе образования.

Цель элективного курса: формирование творческой личности, которая способна планировать и осмысливать свою деятельность; отыскивать нестандартные решения проблем; эффективно работать в команде; энергично включаться в творческую деятельность; стремиться к самосовершенствованию.

Задачи курса:

  • Формировать внутреннюю мотивацию учащихся к процессу обучения и познания;
  • Развивать творческое воображение учащихся;
  • Развивать системное, дивергентное и ассоциативное мышление учащихся;
  • Научить работать с информацией: отыскивать, анализировать, структурировать;
  • Научить работать в группе: слушать и слышать других, аргументировать, вырабатывать общее решение;
  • Научить детей пользоваться инструментами и алгоритмами для решения творческих (открытых) задач из разных областей;
  • Научить детей осмысливать и критически относиться к результату своей работы;
  • Научить представлять свои результаты публично.

Концептуальная идея создания предмета - применение алгоритмических процедур в процессе обучения школьников решению исследовательских и изобретательских задач. В ходе разработанного курса учащиеся осваивают ПРИЗ, знакомятся с эвристическими приемами теории решения изобретательских задач, учатся работать с информацией, презентовать решения.

Разработанный курс в учебном плане может выступать как элективный, т.е. курс по выбору учащихся, наряду с другими курсами, развивающими креативность учеников в других областях. Учебный курс «Учись мыслить смело!» может выступать как факультативный, если он будет обогащать содержание обучения в физико-математическом, биолого-химическом и других профилях, входя в учебный план по желанию учеников. В условиях профильного обучения данный учебный курс может преподаваться и как спецкурс, входя в обязательную учебную программу.

Если обратиться к типологии учебных предметов, разработанных в культурологической концепции содержания образования, то в ней представлены учебные предметы, ведущим компонентом которых являются научные знания (физика, химия и т.д.), учебные предметы, ведущим компонентом которых являются способы деятельности (математика, русский язык и т.д.) и учебные предметы, в которых ведущим является эмоционально-ценностное отношение к миру (литература, предметы художественного цикла) [4]. Когда создавалась культурологическая концепция (70-е годы XX в.), не существовало учебных предметов, ведущим компонентом которых являлся бы опыт творческой деятельности, выделенный И.Я. Лернером как четвертый компонент содержания образования. И.Я. Лернер предсказывал, что в будущем такие учебные предметы должны появиться. Можно сказать, что разработанный курс «Учись мыслить смело!» является воплощением предвидения И. Я. Лернера. Ведущим компонентом содержания образования в нем является опыт творческой деятельности учеников.

Концептуальные основы учебного предмета «Учись мыслить смело», ведущий компонент содержания образования – опыт творческой деятельности обусловили специфику его проведения.

Курс имеет четкую практическую направленность: 70-80% времени занимают деловые игры, упражнения, тренинги, работа в группах, в парах. Только погружаясь в творческую деятельность, можно приобрести опыт такой деятельности. Занятия строятся на основе деятельностного подхода. Теоретические выводы, как правило, учащиеся получают как обобщение практической учебной деятельности.

Содержательной основой курса являются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): открытые задачи; приемы развития творческого воображения, системного мышления; психологическая инерция; противоречие и способы его разрешения; система; главная функция системы; идеальный конечный результат; эффекты; ресурсы. В курсе также осваиваются неалгоритмические приёмы активизации мышления: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

Осознание себя как творческой личности, формирование творческого отношения к учебе и жизни осуществляется за счет создания преподавателем особой атмосферы курса, а также на основе разработанной в ТРИЗ жизненной стратегии творческой личности. На примерах биографий великих людей (ученых, изобретателей, путешественников, писателей,…) учащиеся знакомятся с понятием достойной жизненной цели и способами ее достижения.

Общеучебные умения формируются с помощью специальных тренингов: «искусство задавать вопросы», «слушаем и слышим», тренинги по решению задач, «Да-Нетка» и др.

В курсе «Учись мыслить смело!» используются задачи, взятые из различных предметных областей: физика, биология, история, география, литература, химия и просто жизненные или производственные задачи. Общая методология решения задач из разных областей формирует у учащихся цельный взгляд на мир, нивелируя границы между школьными предметами.

Отдельные этапы курса завершаются публичным докладом и презентацией своего проекта или решения.

При построении занятий, выборе форм деятельности, подборе дидактического материала учитываются психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста: потребность в самоутверждении и самовыражении; идентификация в коллективе; высокая значимость оценки сверстников; высокая способность к творческому воображению.

Программа элективного курса "Учись мыслить смело!"

(9-10 классы)

9 класс. 36 часов.

ТЕМА

Детализация

Комментарии

Часов

1

Введение в курс

Что такое изобретение или открытие?

Понятие о изобретательских и исследовательских задачах.

Оригинальность мышления.

Почему трудно решать такие задачи?

Можно ли научиться решать такие задачи?

Вводится понятие об изобретениях и открытиях как результатах креативной деятельности человеческого ума. Рассказывается несколько занимательных исторических случаев и историй из современной деятельности учёных и изобретателей. Показывается, насколько хитроумным может быть ход человеческой мысли.

Ведётся проблемный диалог с учащимися о сложностях креативной работы, о способах, которые люди изобретают для повышения эффективности процесса решения творческих (открытых) задач.

1

2

Преодоление инерции мышления. Развитие творческого воображения.

Что такое «инерция мышления» и почему она мешает решать задачи?

Оригинальность мышления. Примеры оригинальных произведений искусства, дизайна, технических решений.

Творческое воображение. Приемы развития творческого воображения.

Упражнения.

Необходимость введения этой темы обусловлена тем, что человеческое мышление в значительной степени стереотипно. В  данной теме наглядно демонстрируется, как человек попадает под действие стереотипов, как это мешает правильно понять задачу и найти решение. Показывается, что существуют приемы развития творческого воображения, позволяющие частично нейтрализовать инерцию мышления. Учащимся предоставляется возможность поупражняться в применении таких приемов.

2

3

Мозговой штурм

Правила мозгового штурма.

Решение задач, имеющих большой диапазон возможных решений: «Защита от тигров»; «Задачи Робинзона Крузо». Рефлексия: что нам мешает решать задачи коллективно?

История мозгового штурма.

Виды мозгового штурма.

Практические занятия.

Деловая игра: разработка нового предмета (оригинальная ёлочная игрушка, необычный чемодан...)

Недостатки мозгового штурма.

Мозговой штурм в организационном плане - самый простой из методов решения нестандартных задач. Его специфической особенностью является возможность создания эмоционального настроя на творческий поиск, а также переживания всей гаммы эмоций интеллектуального процесса. В этом заключается его дидактическая функция, более того, мозговой штурм является средством обучения детей работать коллективно, слушать и слышать друг друга.

3

4

Метод фокальных объектов

Решение задач по аналогии.

Метод фокальных объектов.

Усиление метода фокальных объектов (алгоритм А.В. Кудрявцева).

Изучение метода фокальных объектов используется для подкрепления темы 2 (Преодоление инерции мышления). Данный метод также хорошо демонстрирует роль аналогий в процессе решения задачи. Метод применим при необходимости найти оригинальные идеи в сфере рекламы и маркетинга, организационных задач, например, задачи организации тематического школьного вечера.

2

5

Исследовательские задачи

Откуда берутся исследовательские задачи?

Исследовательские задачи в технике, физике, биологии, истории и других науках.

Решение несложных исследовательских задач.

Деловая игра "Научно-исследовательская лаборатория".

На занятиях происходит более серьёзное погружение в тематику исследовательских задач, в котором мы добиваемся понимания учащимися того факта, что исследовательские задачи встречаются в очень широкой сфере человеческой деятельности, а не только в науке. Например, в производственной деятельности или в быту. Изучаются некоторые особенности деятельности по решению исследовательских задач.

5

6

Изобретательские задачи

Откуда берутся изобретательские задачи?

Изобретательские задачи в разных сферах жизни.

Решение несложных изобретательских задач.

Деловая игра "Конструкторское бюро".

Погружение в тематику изобретательских задач с теми же целями, что и в предыдущей теме.

5

7

Приём обращения задачи

Постановка задачи, обращение задачи.

Применение обращения задачи при анти-аварийном анализе.

Тренинг.

Приём обращения задачи (разработан Б. Злотиным) позволяет переводить открытую задачу из исследовательской формулировки в изобретательскую. В некоторых случаях, например, при решении исследовательской задачи по поиску скрытых причин производственного брака, прием оказывается очень плодотворен.

1

8

Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Уровни сложности задач.

Изобретательская ситуация как очень открытая задача.

Уточнение условия задачи.

Перепостановка задачи.

Цель темы – показать, что степень открытости условия задачи может быть разной. Задача далеко не всегда может быть изначально правильно поставлена, следовательно, необходима ее переформулировка. На занятии проводится тренировка различения изобретательской ситуации и изобретательской задачи, перепостановка задач.

1

9

Анализ условия задачи

Информация в разных форматах.

Скрытая информация.

Расспрашивание. Игра «Да-нетка».

Инерция мышления при анализе условия.

Избавление от терминов как инструмент борьбы с инерцией мышления при анализе условия.

В этой теме ученики овладевают умением понимать информацию, поданную в разных форматах: картинка, график, диаграмма, видеосъёмка и пр. Знакомятся с некоторыми правилами и способами уточнения задачи. Учатся задавать вопросы.

2

10

Работа с информацией

Поиск информации. Скрытая информация.

Работа с текстом (алгоритм).

Фиксация информации. Опорный конспект.

Передача информации. Доклад, презентация.

Доклад о решённой задаче (кейс).

Тема является вспомогательной. Деятельность по решению нестандартных задач подразумевает не только собственно нахождение идей, но и поиск информации, умение работать с массивами информации. А внедрение решения (изобретения) в значительной мере зависит от того, как его представили научной общественности.

5

11

Эффекты

Механические эффекты.

Акустические.

Тепловые.

Химические.

Электрические.

Магнитные (+ Электромагнитые).

Матрица эффектов.

Хорошее знание эффектов позволяет в некоторых случаях найти несколько красивых решений для выполнения одной технической функции. Эта тема очень доходчиво показывает учащимся, как знания физики, химии, геометрии и других наук служит подсказками для решения открытых задач. Тема хорошо стимулирует к изучению традиционных предметов.

5

12

Алгоритмическая процедура решения исследовательских задач - ПРИЗ

Повышение надёжности и эффективности решения задачи.

ПРИЗ.

Решение задач по ПРИЗ – практика.

Первая для детей алгоритмическая процедура решения открытых задач, которая приучает к последовательному промысливанию задачи, выдвижению нескольких гипотез и проверке их.

3

 

Подведение итогов курса.

Анкета-резюме.

Анкета-резюме проводится с целью изучения мнения детей по поводу содержания и формы проведения курса, пожеланий по его изменению.

1

 

10 класс. 36 часов.

ТЕМА

Детализация

Комментарии

Часов

1

Биологические эффекты

Биологические эффекты в решении изобретательских и исследовательских задач

Развитие темы 11 предыдущего курса. В теме показывается, как биологические эффекты позволяют в некоторых случаях решать задачи за пределами чисто биологической сферы – например, в технике.

2

2

Понятие о ресурсах

Вещественные ресурсы.

Полевые ресурсы.

Информационные ресурсы.

Упражнения на применение и поиск ресурсов.

Всё, что решатели могут применить для решения задачи – это ресурсы. В теме дается классификация ресурсов и рекомендации по их поиску и применению.

2

3

ПРИЗ для решения биологических задач

Некоторые законы эволюции живого.

Биологические ресурсы в эволюции.

ДОГОВОР с природой - механизм поиска гипотез.

Практикум по решению задач.

Развитие темы 12 предыдущего курса. В уже изученный ПРИЗ добавляется модуль для решения задач с биологическим содержанием.

5

4

Понятие о противоречиях

Техническое противоречие.

Физическое противоречие.

Разрешение противоречий.

Способы разрешения противоречий.

Противоречие – важнейшее понятие, как современной философии, так и ТРИЗ. В ТРИЗ противоречие является индикатором изобретательской задачи. В ТРИЗ есть определённые правила формулирования противоречий, которые изучаются в этой теме.

2

5

Приёмы решения изобретательских задач

Приёмы работы с пространством.

Приёмы работы с временем.

Приемы работы с структурой и системными уровнями.

Ментальные приемы.

В этой теме изучаются основные и наиболее эффективные из принятых в ТРИЗ приёмов устранения противоречий.

6

6

Функция

Функции технической системы.

Главная функция, основные и вспомогательные функции.

Анализ условия технической задачи в классической ТРИЗ и в ФСА (функционально-стоимостный анализ) предполагает обязательную формулировку функции изобретаемого или совершенствуемого технического объекта. Это позволяет найти пути решения, когда схема действия технического объекта принципиально меняется, но функция при этом сохраняется. Умение формулировать функцию также является важным для успешного освоения развитых вариантов ПРИЗ для учащихся (ПРИЗ-2 и ПРИЗ-3).

2

7

Системный подход

Системный фактор.

Система, подсистемы и надсистемы. Системные уровни.

Системные переходы при решении задач.

Тема является развитием темы 2 настоящего курса, так как системный подход используется как инструмент поиска ресурсов для решения задачи.

2

8

ПРИЗ-2

ПРИЗ-2 для решения сложных задач.

Практикум решения задач по ПРИЗ-2

Обучение работе с усложнённой процедурой решения задач.

4

9

Понятие о красоте решения задачи

Оператор ИКР - идеальный конечный результат

Идеальная машина по Г.С. Альтшуллеру

Формулирование ИКР - тренинг

На занятиях школьники обучаются приступать к решению задачи с представления об идеальном решении. Идеальное решение (по Альтшуллеру) – исполнение функции без затрат. Идеальное решение часто позволяет найти направление решения задачи, в котором будет достигнуто реально и достаточно эффективное решение. Эта тема очень важна, так как в значительной мере формирует изобретательское мышление и готовит к освоению третьей версии ПРИЗ, наиболее продвинутой.

2

10

Верификация решений

Способы верификации.

Доведение творческой задачи до математического расчета.

Оценочные задачи. (Сколько волос на голове? Сколько рыбы в пруду?)

Построение модели задачи.

Практикум по решению оценочных задач.

Школьники усваивают, что задачу недостаточно решить на уровне идеи, нужно еще проверить практичность и возможность реализации идеи. Эта тема посвящена этому умению, в том числе решению оценочных задач.

3

11

ПРИЗ-3

ПРИЗ-3 для решения более сложных задач.

Практикум решения задач по ПРИЗ-3.

Обучение работе с наиболее сложной и эффективной в рамках данного курса процедурой решения задач.

4

 

Подведение итогов курса

Анкета-резюме.

Анкета-резюме проводится с целью рефлексии изменений в мышлении, отношении к познанию, произошедших у учащихся.

 

 

Список литературы к элективному курсу

  1. Альтов, Г. С. И тут появился изобретатель / Г. С. Альтов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Детская литература, 2000. – 142 с.
  2. Альтшуллер Г. С. О психологии изобретательского творчества / Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. // Вопр. психологии. – 1956. – № 6. – С. 37-49.
  3. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – 3-е издание. – М.: Альпина Паблишерз, – 2010. – 402 с.
  4. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил. Изд. 3-е, 2012.
  5. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 160 с.: ил.
  6. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.: ил.
  7. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.: ил Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести: метод. Пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 32 с.: ил.
  8. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня: Учеб.-метод. Пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Изд. 2-е. – 64 с.: ил.
  9. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звёздами фантазии. Школа развития творческого воображения. Кишинёв: «Лумина», 1988. – 272 с.
  10. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришёл на урок. Кишинёв: «Лумина», 1990. – 256 с.
  11. Иванов Г. И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. Книга для учащихся старших классов. М.: «Просвещение», 1994. – 208 с.
  12. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1990. – 240 с.

Приведенный в статье элективный курс способствует развитию творческих способностей учащихся: способностей видеть проблемы, формулировать задачу, осуществлять поиск ее решения, получать новый, неизвестный ранее, результат и презентовать его. Элективный курс позволяет учащимся испытать гамму позитивных эмоций в ходе напряженной интеллектуальной деятельности, поверить в свои силы, почувствовать себя успешными, получить возможность самореализоваться в познавательной деятельности.

Литература

1. Современная дидактика: теория - практике. – М.: Изд. ИТПиМИО РАО, 1993.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – 3-е издание. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

3. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. . – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

4. Журавлев И.К. Типология учебных предметов и принципы организации учебного материала// Проблемы школьного учебника. Вып.15. – М.: Просвещение, 1974. - С.53-69.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017