Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Специфика управления исследовательской деятельностью младших школьников

Е.В. Федореева
педагог-психолог, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования «Перспектива», г. Зеленогорск

 

Аннотация. Статья посвящена освещению опыта руководства учебно-исследовательской деятельностью младших школьников с учетом их возрастных, личностных особенностей. В статье раскрываются вопросы перехода от детской любознательности к поисковому мышлению в рамках учебного эксперимента, раскрываются проблемы, перспективы и возможности реализации детского потенциала в исследовании и представлении продукта собственной деятельности.

 

Долгое время занятие учебно-исследовательской деятельностью было прерогативой учеников старших классов. Традиционно именно старшеклассники составляли и составляют основной состав участников научно-практических конференций и конкурсов. Но в последнее время все больше педагогов обращают свое внимание на детей младшего школьного возраста.

Мой путь в руководстве учебно-исследовательской деятельностью учащихся начался также с ребятами старших классов. Но одновременно я занималась с детьми 5-6 лет в Школе раннего развития «Малышок». Здесь я реализовывала образовательную программу «Малыш, играй и развивайся», направленную на развитие познавательной сферы детей, их коммуникативных способностей и т.д.

Конечно, нельзя не отметить любознательность, любопытство, огромную пытливость ума ребят. Именно на этих чертах личности дошкольников стоит остановиться подробнее. Для меня важно любознательность в данном случае не рассматривать утилитарно, лишь как механизм, используемый для передачи информации, заданной образовательной программой. Проявление любознательности показывает, что ребенок сам хочет что-то узнать, чему-то научиться, что он пристрастен к процессу получения знания: у него есть определенный личностный смысл в постижении нового.

Развитие любознательности в детстве имеет принципиальное значение для всего процесса становления личности и на последующих возрастных этапах, именно с опорой на любознательность у ребенка формируются учебно-познавательная активность и интерес к экспериментированию. Ученые (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский) выделяют закономерности развития любознательности, проявляющиеся в детских вопросах и два пика любознательности, которые приходятся на старший дошкольный (5-7 лет) и младший подростковый возраст (11-13 лет) [1]. Поэтому занятия в «Малышке» были построены на основе поискового, исследовательского интереса ребят.

Кроме того, выделяют два кризиса в развитии данной черты у детей, которые соответствуют младшему школьному (7-10) и старшему подростковому (13-14 лет) периодам [2]. Именно тогда и возникла идея организации учебно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками, находящимися в одной из пиковых стадий развития познавательной активности.

В течение двух лет я приглядывалась к ребятам, использовала на занятии различные типы поисковых заданий, которые они с удовольствием выполняли. И в 2008 году начался наш путь в науке с Шешуковой Анастасией, на тот момент девочке было 6 лет. Необходимо отметить, что первоначально был проведен ряд психодиагностических мероприятий с целью выявления уровня логического мышления, умения анализировать, классифицировать, делать выводы, общей познавательной активности ребенка. Кроме того, Настя достаточно бегло читала, хорошо понимала и запоминала прочитанное, видела логические связи в тексте.

Еще одним важным моментом стала организация взаимодействия с родителями. Первоначально была проведена беседа с мамой Насти, разъяснены особенности исследовательской работы, особое внимание было уделено выполнению заданий дома, учитывая самостоятельность ребенка. Для меня очень важно развивать умения ребенка самостоятельно мыслить. Без этого работа превращается в своего рода фарс, замену детских мыслей на «правильные» родительско-учительские суждения. Конечно, без высокой мотивации семейного окружения Насти, невозможно было и достижение каких-либо результатов.

Итак, работа началась. Наше первое исследование было посвящено детским страхам. Разумеется, назвать ее полностью исследовательской можно с натяжкой, но в целом мы выдержали структуру исследовательской работы, ее особенности. Учитывая возраст, мы практически не использовали специализированной психологической литературы, но в то же время познакомились с основной терминологией учебно-исследовательской деятельности и психологии страха. Зная, что дошкольникам присуще любопытство прежде всего как эмоционально окрашенное побуждение к познанию разных областей действительности и соответствующее этому побуждению поведение [3], я делала ставку на эти особенности. И действительно, Настя с большим интересом включилась в работу, буквально на лету схватывая основные понятия. Она хорошо усвоила их значение и легко проводила параллели от общих терминов к используемым в работе. По опыту зная, что даже старшеклассники, в целом хорошо понимая, что такое цель и задачи, с трудом формулируют их в начале работы, была приятно удивлена, как хорошо с этим заданием справляется моя юная ученица. Точно также она легко усвоила психологический глоссарий данной темы, понимала, что такое эмоции, какое значение они имеют в развитии человека, для чего нужны, а также, что такое страх, как он выражается, какую функцию несет.

Следующий этап работы выполнялся в основном дома. Настя анализировала детские художественные произведения, выявляла, какие страхи испытывают герои и в чем он выражается. Подводя итоги, Настя самостоятельно делает вывод: все герои боятся за себя, за своих близких и за свое имущество. Конечно, мои коллеги-психологи могут возразить, что данная классификация относится к тревожности как свойству личности. Но в данном случае вывод, сделанный Настей, не противоречит нашей теме и вполне логично вытекает из ее заключений. Наиболее интересным этапом стало проведение непосредственного эмпирического исследования: мы с Настей диагностировали группу дошкольников с помощью рисуночной методики «Нарисуй свой страх». Именно этот этап стал для нее самым интересным и запоминающимся. Здесь стало возможным и проявление взрослой позиции (самостоятельно дала задание детям), знакомство с диагностической функцией рисунка, соотношение своего мнения и мнения сверстника, наглядное подтверждение своего мнения.

К сложностям работы можно отнести низкое владение ребенком навыками письменной речи, вся информация записывалась мною с ее слов и порой, конечно, тексты не соответствовали стилю исследовательской работы. Я намеренно подавляла желание изменить, перефразировать, исправить, важным для меня оставалась и остается собственная самостоятельность ребенка, понимание им цели исследования.

Стоит отметить, что получившаяся работа «Чего боятся дети» получила высокие оценки: Настя стала победителем городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов среди дошкольников и младших школьников «Умное поколение» и завоевала второе место на региональном этапе конкурса «Я-исследователь» в г. Абакане. Причем члены жюри отметили самостоятельность Насти, ее владение материалом, умение представить свою работу, отвечать на вопросы.

На следующий год мы с Настей продолжили свою работу. Наш вывод, что боязнь монстров, чудовищ, возможно, связана у детей с длительным просмотром телевизора, лег в основу нашего следующего исследования «Дети и телевизор». Не останавливаясь подробно на содержании проведенной работы, отмечу ее основные отличия от предыдущей. Так, Настя пошла в школу, вступила в период младшего школьного возраста, произошли определенные личностные сдвиги. Постепенно любознательность перцептивная перерастает в любознательность познавательную. И если первая вызывала специфическую форму исследования, то вторая обусловливает поиск знания как такового. Ребенок начинает переходить от познавательных вопросов взрослому как к непререкаемому источнику знания к вопросам поискового характера, адресованных самому себе. Кроме того, идет дальнейшее становление, развитие и усложнение словесно-логического мышления [3], что позволяет больше опираться на письменные тексты, словесную информацию. И первым отличием от прошлого года стало добавление в работе значимого этапа: знакомство с научными статьями психологов-исследователей. Понимая, что в наших условиях сложно доказать отрицательное влияние телевизора на здоровье детей, эту гипотезу мы выясняли с помощью анализа исследований на эту тему, благо с момента появления телевизора их проводилось достаточно много. Работа протекала по-разному, какие-то статьи Настя читала с большим интересом, какие-то давались с трудом. Но в целом цель была достигнута. Стоит отметить, что подобного рода задание хорошо развивает письменную речь ребенка, так необходимую в учебно-исследовательской работе.

Также в отличие от прошлого года, мы использовали две методики эмпирического исследования. Помимо рисуночной, технология которой уже была знакома, мы взяли методику ранжирования «Остров» [4]. Интересно, что об этой методике мы прочитали в одном из исследований и идея проведения ее принадлежит Насте.

Кроме того, мы начали знакомство с информационными технологиями для оформления работы и представления ее на конференции. Данная работа также получила признание и стала победителем городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Умное поколение», победителем городской научно-практической конференции «Познание и творчество», лауреатом второй степени регионального этапа Всероссийского конкурса «Я - исследователь» в г. Абакане, лауреатом второй степени Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура – ЗАТО» в г. Заречный Пензенской области. Помимо огромного влияние проводимой работы на интеллектуальное развитие ребенка, нельзя не отметить и ее личностное развитие. Настя стала намного увереннее в себе, она с большим интересом участвует в работе секций конференций, задает вопросы, анализирует доклады других ребят. Повысился уровень ее коммуникативных навыков.

Наша совместная работа с Анастасией продолжилась и на следующий год. В 2020-11 учебном году Настя сама предложила направление исследования. Наблюдая за высокой агрессивностью детей своего класса, она решила проанализировать, насколько доброжелательны дети ее возраста. Причем запланировали сравнить выражение доброжелательности в художественной литературе, кинофильмах и в реальной жизни. Изначально мы хотели провести диагностику двух разных по возрасту групп: младших школьников и младших подростков, чтобы сравнить их уровень доброжелательности. Но работа внесла свои коррективы. И впервые за время нашей совместной деятельности нам пришлось корректировать план исследования. Так, впервые нам пришлось разрабатывать экспериментальную диагностическую методику. Мы решили создать методику ранжирования. С помощью психологических словарей был подобран список прилагательных, отражающих доброжелательность как свойство личности. Список был создан Настей, она настаивала на том или ином прилагательном, хотя я порой понимала синонимичность и сложность в восприятии определенных слов младшими школьниками. Но опять же, в чем-то переубедив свою ученицу, общий список был оставлен мною без изменения. Педагог, занимающийся с юным исследователем, должен понимать, что основной целью нашей деятельности является не производство новых знаний, а приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа познания действительности. А через это активно развивается личностная позиция учащегося в образовательном процессе. Скажу сразу, что эта неудача в реализации диагностических мероприятий привела к тому, что данная работа не была так высоко оценена на различных конкурсах, но стала мощным стимулом собственного развития ребенка. И вдвойне приятно для меня, что в этом году сама Настя предложила продолжить работу над данной темой и довести ее до логического конца, реализовав наши идеи и планы. Конечно, многое еще предстоит сделать, узнать и выполнить. Но самый главный результат, который удалось достичь – это любовь к науке и желание познавать новое.

Список литературы

  1. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 191 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. (Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: 374—410.)
  3. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
  4. Абраменкова В., Богатырев А. Дети и телевизионный экран. // Воспитание школьников, 2006, №6, с.28-30



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017