Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


НЕКОТОРЫЕ ФЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АМФИБИЙ

© Кожевникова Екатерина Александрова (8 класс), Новочебоксарск, 2006

Научный руководитель Владимирова Екатерина Владимировна

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Алатырский р-н, Чувашия, 2005 г.)

Примечание: в данной работе видовые названия амфибий являются гиперссылками на их изображения и описания, имеющиеся на нашем сайте в секции Амфибии раздела Природа России.

Введение

Актуальность исследования

В состав батрахофауны входят амфибии. Значение этих животных в природе и жизни человека огромно. Различные виды амфибий, являясь консументами, входят в состав пищевых цепей экосистемы. Уничтожая значительное количество насекомых, они приносят человеку пользу.

В настоящее время земноводные являются удобным объектом при проведении биомониторинга. Так как амфибии обитают на границе двух сред — водной и наземной, состояние их организма в полной мере отражает состояние окружающей среды (Захаров,2000). Поэтому по изменениям, происходящим в их популяциях, можно судить о здоровье экосистем, частью которых они являются. (Павлов, Замалетдинов, 2002).

Исследования, связанные с оценкой здоровья среды, представляют значительный научный интерес, особенно на охраняемых природных территориях. Вот почему обследование состояния популяций амфибий приобретает важное значение, особенно фенетические исследования. Поэтому мы и выбрали эту тему для своей работы.

Цель работы: Изучить некоторые фенотипические и морфометрические особенности амфибий.

Задачи:

  • 1. Выяснить видовой состав амфибий.
  • 2. Изучить их некоторые морфометрические параметры тела.
  • 3. Выделить фены касающиеся рисунков покровов.
  • 4. Дать оценку окружающей среде на основе флуктуирующей асимметрии.

Описание места исследования

Работа проводилась с 9 по 25 июля 2005 года в Алатырском районе Кирского лесхоза Атратского лесничества в охранной зоне ГПЗ «Присурский», на пристани Княжский Яр. Исследования велись в районе деревни Березовая поляна, на небольшом пруду. Длина его около 20 м, ширина 8 м, глубина около 1 м. Прибрежная зона сильно заросла осокой. В пруду обитает один вид рыб — ротан.

Для сравнительного анализа в нашей работе использованы данные Л. Н. Воронова и Е. В. Владимировой (2005), полученные в промышленной зоне города Новочебоксарск вблизи ОАО «Химпром».

Методика исследования

Всего было отловлено 146 земноводных.

Амфибии отлавливались с помощью энтомологического сачка. Все пойманные особи помещались в матерчатые мешочки (во время транспортировки). Затем они пересаживались в специальные садки с водой.

У амфибий фиксировались следующие морфологические признаки:

  • 1. L — длина тела
  • 2. L. с. — длина головы
  • 3. L. f. — длина бедра
  • 4. L. t. — длина голени
  • 5. Окраска спины
  • 6. Фон брюха
  • 7. Форма центральной полосы
  • 8. Число пятен на стопе
  • 9. Число пятен на спине
  • 10. Число пятен на бедре
  • 11. Число пятен на голени
  • 12. Число полос на стопе
  • 13. Число полос на бедре
  • 14. Число полос на голени
  • 15. Цвет резонаторов
  • 16. Пол особи

Все полученные данные заносились в таблицу.

Для индивидуального узнавания особей была использована традиционная методика ампутации пальцев в разных сочетаниях. (Hamilton, 1934; Martof, 1953)

Анализ стабильности развитие был проведен на зеленых лягушках: Rana ridibunda и Rana lessonae. Для этого были взяты особи приблизительно одной возрастной группы.

Для оценки здоровья окружающей среды была использована методика Захарова (2000).

Статистическая обработка данных проводилась по общепринятым методикам.

Все изученные животные были выпущены в те места обитания, откуда и были изъяты.

Результаты исследования

На данной территории обитает 6 видов амфибий: лягушка озерная — Rana ridibunda, лягушка прудовая — Rana lessonae, лягушка остромордая — Rana arvalis, лягушка травяная — Rana temporaria, жерлянка краснобрюхая — Bombina bombina, чесночница обыкновенная — Pelobates fuscus.

Лягушки озерной было отловлено 54 экземпляра. По литературным данным это самый крупный вид земноводных, обычно L =  48-110 мм (иногда 170 мм) (Кузьмин, 1999) Нами были отловлены в основном молодые особи (45 экземпляров). Взрослых было поймано всего 9 особей (4 самца и 5 самок). В целом для Rana ridibunda длина тела варьирует в пределах от 19 до 95 мм (табл. №1):

Таблица №1. Морфометрические показатели Rana ridibunda

признак

 

Lim

Min - max

X

(см)

Длина головы – L. с.

0,8 – 3,2

1,5

Длина тела – L.

1,9 – 9,5

4,0

Длина бедра – L. f.

0,8 – 5,3

1,6

Длина голени – L. t.

1,0 – 5,1

2,0

Лягушки прудовой было отловлено 49 экземпляров, из них 15 особей взрослых (7 самцов и 8 самок), остальные молодые. По литературным данным L =  43-90 мм (Кузьмин, 1999). По нашим данным длина тела Rana lessonae 18-89 мм (табл. №2)

Таблица №2. Морфометрические показатели Rana lessonae 

признак

Lim

Min - max

X

(см)

Длина головы – L. с.

0,8 – 3,6

1,2

Длина тела – L.

1,8 – 8,9

3,0

Длина бедра – L. f.

0,8 – 4,5

1,4

Длина голени – L. t.

0,9 – 4,6

1,3

Фенетические исследования бесхвостых амфибий основаны преимущественно на таких признаках, как окраска (цвет и рисунок) и строение кожных покровов (складчатость, бугорчатость). Общая изменчивость окраски (цвета и рисунка) кожи бесхвостых амфибий изучена достаточно подробно (хотя собственно фенетические исследования ещё не многочисленны) (Яблоков, Ларина, 1985). Мы в основном уделяли внимание окраске и рисунку спины.

Для зеленых лягушек были выделены комплексы фенов центральной полосы, пятнистости спины, фона брюха и окраска спины.

Комплекс №1 — форма центральной полосы (S):

  • S1 — полоса волнистая
  • S2 — полоса с пильчатым краем
  • S3 — полоса прямая
  • S4 — полоса отсутствует
  • S5 — полоса с расширением на конце

У большинства особей прудовых лягушек встречается фен S1 (67%), озерных — фен S3 (69%). По литературным данным, в Чувашии в Чебоксарском, Красноармейском, Аликовском районах этот фен также является преобладающим в популяциях озерной лягушки (Воронов,1999) Редко встречаются особи с отсутствием полосы на спине.

Комплекс №2 - пятнистость спины (М):

  • М1 - пятна крупные, симметрично-расположенные относительно центральной полосы
  • м2 — пятна крупные, несимметрично-расположенные относительно центральной полосы
  • М3 - пятна мелкие, несимметрично-расположенные относительно центральной полосы

Комплекс №3-фон брюха (К):

  • К1 - белый
  • К2 - желтоватый

Комплекс №4 - окраска спины (Р):

  • Р1 - зеленая
  • Р2 — буро-зеленая
  • Р3 - бурая

У прудовых и озерных лягушек преобладают фены: м2 — пятна крупные, несимметрично-расположенные относительно центральной полосы, К1 - белый фон брюха, Р3 - бурая окраска спины.

Стабильность развития как способность организма к развитию без нарушений и ошибок является чувствительным индикатором состояния природных популяций. Наиболее простым и доступным для широкого использования способом оценки стабильности развития является определение величины флуктуирующей асимметрии билатеральных морфологических признаков (Захаров, 2000). Для этого у зелёных лягушек нами были изучены следующие меристические признаки:

  • 1. Число пятен на стопе
  • 2. Число пятен на голени
  • 3. Число пятен на бедре
  • 4. Число пятен на спине
  • 5. Число полос на стопе
  • 6. Число полос на голени
  • 7. Число полос на бедре

По литературным данным оценка стабильности развития по каждому признаку сводится к оценке асимметрии. На практике это означает учет различий в значениях слева и справа (Захаров, 2000). У Rana ridibunda асимметрия наиболее выражена в отношении числа полос на бедре (57%) (табл.№3), у Rana lessonae — число пятен на голени (53%) . Что интересно, у зеленых лягушек асимметрия наименее выражена в отношении пятен на стопе (28 % и 29% соответственно) (табл.№3).

Таблица № 3. Асимметрия некоторых меристических признаков у зелёных лягушек (Алатырский район) 

вид

расположены

количество пятен на

количество полос на

спине

бедре

голени

стопе

бедре

голени

стопе

Rana ridibunda симметрично

44%

46%

52%

72%

43%

46%

48%

асимметрично

56%

54%

48%

28%

57%

54%

52%

Rana lessonae симметрично

49%

49%

47%

71%

55%

59%

55%

асимметрично

51%

51%

53%

29%

45%

41%

45%

Наши результаты мы сравнили с данными по Новочебоксарску: процент особей с асимметричными признаками гораздо выше (табл. № 4). У озерной и прудовой лягушек асимметрия наиболее выражена в отношении пятен на бедре (92% и 84% соответственно).

Таблица № 4. Асимметрия некоторых меристических признаков у зелёных лягушек (г. Новочебоксарск) 

вид

расположены

количество пятен на

количество полос на

спине

бедре

голени

стопе

бедре

голени

стопе

Rana ridibunda симметрично

50%

92%

63%

74%

50%

52%

44%

асимметрично

50%

8%

37%

26%

50%

48%

56%

Rana lessonae симметрично

49%

16%

25%

40%

41%

27%

54%

асимметрично

51%

84%

75%

60%

59%

73%

46%

Для оценки здоровья окружающей среды был вычислен интегральный показатель стабильности развития этих лягушек. Для Rana ridibunda и Rana lessonae в месте исследования он оказался низким — 0,50 и 0,46 соответственно. По литературным данным такой показатель характерен для территории заповедников. Для сравнения аналогичная работа была выполнена для лягушек Новочебоксарска. Интегральный показатель оказался достаточно высоким — 0,70 и 0,68 соответственно. Значит, организмы находятся в сильно угнетенном состоянии (условия среды крайне неблагоприятные). Это действительно так. Данная территория испытывает сильное антропогенное воздействие.

В ходе работы было отловлено 40 особей краснобрюхой жерлянки. По данным Е.А. Дунаева она достигает в длину 65 мм. По нашим данным длина тела варьирует в пределах от 7мм до 39мм. Средняя длина головы 9мм, бедра 6мм, голени 12мм. Для жерлянок были выделены следующие комплексы фенов:

Комплекс №1 - пятнистость брюшка (М):

  • М1 - мелкие пятна сливаясь, образуют одно большое пятно
  • м2 - мелкие пятна

Комплекс №2-пятнистость горла(Т):

  • Т1 — мелкие пятна сливаясь, образуют одно большое пятно
  • Т2 — мелкие пятна

По литературным данным изменчивость некоторых фенетических признаков, особенно окраски брюха, позволяет различать животных индивидуально. Окончательное формирование рисунка завершается во время первой зимовки и он, очевидно, сохраняется до конца жизни (Кузьмин, 1999)

Выводы

1. На данной территории обитает 6 видов амфибий. Это подтверждают литературные данные.

2. Средняя длина тела Rana ridibunda составляет 40 мм, Rana lessonae и Bombina bombina — 30 мм.

3. Преобладающие фены у озерных и прудовых лягушек: S1 - прямая центральная полоса, м2 — пятна крупные, несимметрично-расположенные относительно центральной полосы, К1 - белый фон брюха, Р3 - бурая окраска спины.

Преобладающие фены у краснобрюхих жерлянок: М1 - мелкие пятна сливаясь, образуют одно большое пятно, Т2 — мелкие пятна.

4. Окружающую среду в районе исследования можно считать экологически чистой.

Список литературы:

1. Воронов Л.Н. Фенетика амфибий Чувашской Республики// Вторая конференция герпетологов Поволжья. Тезисы докладов, Тольятти: 1999, с.9-10.

2. Дунаев Е.А. Разнообразие земноводных. М:1999, с.7-8

3. Дунаев Е.А. Земноводных и пресмыкающихся Подмосковья. М:1999, с. 9-10.

4. Захаров В. М. Здоровье среды: методика оценки. Оценка состояния природных популяций по стабильности развития: методическое руководство для заповедников. М., 2000. — 65 с.

5. Кузьмин С. Л. Земноводные бывшего СССР. М.,1999. — 298 с.

6. Павлов А.В., Замалетдинов Р.И. Животный мир республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Казань:2002, с. 5-6.

7. Табачишин В.Г.Распространение и морфологическая характеристика популяций краснобрюхой жерлянки в Нижнем Поволжье//Вторая конференция герпетологов Поволжья. Тезисы докладов, Тольятти: 1999, с. 49-50.

8. Яблоков А.В.Фенетика.М.,1980, - 132 с.



Наши авторские методические материалы по амфибиям и рептилиям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по амфибиям и рептилиям Северной Евразии:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Амфибии" и "Рептилии",
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Амфибии и Голоса" и "ЭкоГид: Рептилии" (их можно купить в магазине Play Google),
цветная ламинированная определительная таблица Амфибии и рептилии,

Кроме того, на нашем сайте Вы можете приобрести методические материалы по водной экологии и ихтиологии:

компьютерный (для PC-Windows) определитель: Рыбы России,
полевой определитель для смартфонов и планшетов: ЭкоГид: Рыбы России,
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов и Растения пресных вод,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Земноводные и пресмыкающиеся,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные и Пресноводные и проходные рыбы России,
цветной определитель-раскладушка Травянистые растения водоёмов и болот.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016