Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


БИОПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ БОРОДАВЧАТОЙ

© Федосеев Антон (9 класс), Новочебоксарск, 2005

Научные руководители: Калашникова О.А. и Эндюськина А.Н.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Алатырский р-н, республика Чувашия, 2005 г.)

 

Введение

Лесистость ЧР составляет 32,1 %, что превышает среднемировой показатель (27%) и соответствует лесистости США (32%). Леса Чувашии имеют большую экономическую и экологическую ценность. Они выполняют важные противоэрозионные, почвозащитные и водоохранные функции, а так же служат источником древесины и недревесных лесных ресурсов.

Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды составляет 586,8 тыс. га. Из них особо охраняемые природные территории занимают 59,8 тыс.га (10,2%). Государственный природный заповедник «Присурский» создан в 1995 году.

Сбор материала проводился с 10.07-23.07 на правом берегу реки Сура в районе Княжского яра Алатырского района республики Чувашия в рамках экологического лагеря «Школа дикой природы».

Береза бородавчатая, или повислая — Betula pendula Roth (В. verrucosa Ehrh.) — дерево с белой корой, достигающее 25 м высотой, из семейства березовых (Betulaceae). Ствол стройный, крона раскидистая. Веточки тонкие, обычно повисающие. Листья голые, треугольно-ромбические, в основании клиновидные, двояко-пильчатые, заостренные. Дерево однодомное. Цветки раздельнополые: мужские и женские развиваются на одних и тех же растениях.

Береза светолюбива, нетребовательна к почве, быстро заселяет вырубки, гари и другие невозделываемые участки. Доживает до 100 и даже до 200 лет. Древесина ее часто используется на топливо.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что исследовании в этой области в Чувашской Республике проводилось недостаточно.

Цель работы — выявление наиболее распространенных для данной местности биоповреждений березы бородавчатой в различных биотопах.

Задачи:

1. Выявить все типы биоповреждений листьев нижней части кроны березы бородавчатой в трех различных биотопах.

2. Сравнить результаты, полученные в этих биотопах и выявить доминирующий тип биоповреждений.

3. Вычислить коэффициент встречаемости для каждого типа повреждений во всех биотопах.

Методика исследований

1. Подбор биотопов;

2. Определение модельных участков (полосы длиной 10 метров).

3. Сбор изучаемого материала (4-5 веток с листьями нижней части кроны березы бородавчатой в каждом модельном участке).

4. Сбор листьев со срезанных веток (100 штук с каждого модельного участка).

5. Идентификация и систематизация типов биоповреждений.

6. Вычисление встречаемости по формуле:

Ход работы

Участок основного лесного массива представляет собой высокоствольный сосняк с примесью дуба, липы, березы, а так же ели.

Нами были выделены три березняка в различных биотопах:

1. Опушечный березняк южной границы основного лесного массива.

2. Березняк, расположенный внутри основного лесного массива.

3. Опушечный березняк на границе Порецкого и Алатырского районов.

При сборе материала для исследований возраст деревьев не учитывался, т.к. во всех биотопах присутствовали березы всех возрастов. В соответствии с методикой в каждом биотопе были выделены 11 модельных участков, на которых проводился сбор материала. Собирая по сто листьев с каждого модельного участка, идентифицировались биоповреждения. Все данные были занесены в рабочие таблицы. Найденные на листьях личинки насекомых идентифицировались.

Далее были составлены диаграммы, по которым было выявлено доминирующее повреждение.

 

Типы биоповреждений листьев систематизировались. При этом выяснено, что встречаемость повреждения «соскабливание» равна 100% в биотопах №1 и №3, а в биотопе №2 — в 63%.; «скручивание» отсутствует в биотопах №2 и №3, и 28% — в первом биотопе;

«Гофрирование» встречается в 65% исследованных листьев биотопа №1, 27% — в биотопе №2 и 100% — в биотопе №3.

«Галлы» и «скелетирование» встречаются в биотопе №1 — 82% случаев и 100% — в биотопах №2 и №3.;

«Изменение окраски» 62% — в биотопе №1, 100% — в биотопе №2 и 82% — в биотопе №3.

«Погрызы», «сплошное объедание» и «минирование» встречаются в 100% случаев во всех биотопах, кроме биотопа №2, где «минирование» зафиксировано в 90% случаев.

Таким образом, наиболее встречаемые типы повреждений — «дырчатый погрыз», «сплошное объедание», «минирование».

biopov-ber3.jpg (32156 bytes)

В биотопе №1 доминирующее повреждение — «сплошное объедание». В биотопе №2 — сплошное объедание. В биотопе №3 — соскабливание.

Обсуждение результатов

В ходе работы было выявлено 3208 случаев биоповреждений, объединенных в 9 видов.

1. В каждом биотопе доминируют различные повреждения.

2. Самым распространенным биоповреждением в данной местности является дырчатый погрыз и грубое (сплошное) объедание.

3. Менее всего было обнаружено повреждение в виде скручивания.

4. Березняк, находящийся внутри основного лесного массива, менее всего подвержен биоповреждениям — 63% поврежденных листьев, в то время как в других биотопах число поврежденных листьев более 70%.

5. В первом биотопе были обнаружены пилильщики чешуйчатые. Во втором биотопе — так же несколько пилильщиков sp, и личинки мухи. В третьем биотопе — серпокрылка дубовая.

Кроме того, во всех трех биотопах присутствовало множество тли.

Выводы

1. Всего на территории ГПЗ «Присурский» было обнаружено 9 типов биоповреждений. Это Соскабливание, скручивание, скелетирование, минирование, дырчатый погрыз, сплошное объедание, галлы, гофрирование и изменение окраски.

2. Доминирующим биоповреждением в исследованном районе является «сплошное обьедание» (23%). Реже всего встречаются «скручивание» (1%) и «гофрирование» (3%). (диаграмма №7)

3. На одном экземпляре березы присутствует до девяти типов повреждений. В опушечном березняке на границе Алатырского и Порецкого районов встречаемость всех повреждений, кроме изменения окраски и скручивания равна 100%.

В данной местности береза бородавчатая подвержена биоповреждениям на 100%.

Список литературы

1. Куданов З.М., Определитель высших растений Чувашской АССР, Чебоксары 1965 г.

2. Жигарев И.А., Общая экология: экскурсии, практические и лабораторные работы,

3. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии, Москва 1994 г.

4. Мамаев, Определитель насекомых по личинкам, Москва

5. Экологический вестник, выпуск 29, Чебоксары 2002 г.



Наши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Деревья и кустарники зимой" и "Деревья и кустарники летом",
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Деревья зимой" и "ЭкоГид: Деревья летом" (их можно купить в магазине Play Google: деревья зимой и деревья летом),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-"раскладушки" издательства "Вентана-Граф": деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016