Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ИЗУЧЕНИЕ БИОПОВРЕЖДЕНИЙ СУХОГО ПОЙМЕННОГО ЛУГА И СМЕШАННОГО ЛЕСА ОКРЕСТНОСТЕЙ ОЗЕРА ЧАНГРАШ

© Давыдова Е.С., 2002

Научный руководитель Скворцова Т.Ю.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

ВВЕДЕНИЕ

Местность проведения работ.

Засурский лесной физико-географический район; зона подтаежных смешанных и широколистных лесов; граница Нижегородской области и Порецкого района Чувашской Республики; пойма р. Сура, правый берег, окрестности оз. Чанграш.

Актуальность темы.

Леса и луга — это сообщества разнообразных видов живых организмов и поэтому их состояние — это зеркало здоровья среды.

В последнее время человечество забывает, что является неотъемлемой частью природы, по всему видно, считает, что может существовать отдельно от окружающей среды.

Лишь в недавнем прошлом леса и луга опрыскивались инсектицидами, велась борьба с вредителями, но это дело было прекращено. Это и послужило причиной массовых повреждений растительности.

Именно поэтому цель моей работы заключается не только в выявлении типов биоповреждений на исследуемой мною территории, но и в том, чтобы показать «внимательное отношение» человека к природе, необходимость возобновления борьбы против вредителей. Ведь редкие экспедиции в дальние районы, нейтральное отношение к вредителям, незаинтересованность в борьбе с ними — это основные причины интенсивной гибели лесов и лугов.

Также, выявление типов биоповреждений — это комплексная работа, позволяющая описать энтомо- и фитофауну исследуемой местности.

Цель работы.

Выявить типы биоповреждений растений сухих пойменных лугов и смешанного леса окрестностей озера Чанграш.

Задачи.

  • 1. Заложить площадки для исследования в двух разных биоценозах.
  • 2. Выявить типы биоповреждений травянистых растений пойменного луга.
  • 3. Выявить типы биоповреждений древесных пород, кустарников и травянистых растений смешанного леса.
  • 4. Рассчитать средний процент поврежденности в обоих биоценозах.
  • 5. Сравнить типы биоповреждений двух биоценозов.
  • 6. Собрать коллекцию биоповреждений.

Методика

I. Для работы на сухом пойменном лугу:

1. заложен участок размером 10х10 метров.

2. на заложенном участке взято 20 площадок размером 50х50 см в следующем расположении:

3. на каждой из 20-ти площадок подсчитывались все растения: больные и здоровые.

4. рассчитывался процент повреждений на каждой площадке.

5. было выделено 4 вида растений, особо часто встречающихся на заложенном участке, подсчитаны все поврежденные экземпляры и выявлены типы биоповреждений каждого выделенного вида.

II. Для работы в смешанном лесу:

1. был заложен 1 участок размером 100х100 метров.

2. на заложенном участке было взято 10 площадок 10х10 метров в следующем расположении:

3. определялись и подсчитывались все растения1-го яруса, подроста, 2-ого яруса и 3-го яруса.

4. выявлялись все типы биоповреждений определенных растений.

5. рассчитывался процент повреждений в 1-ом ярусе, подросте и во 2-ом ярусе.

III. все данные заносились в таблицы и диаграммы.

Результаты исследований

I. Обследовано 100 м2 сухого пойменного леса. Заложено и обработано 20 пробных площадок размером 50х50 см.

1. Было выделено 4 основных вида растений (одуванчик лекарственный, тысячелистник обыкновенный, ястребинка волосистая, вероника дубравная), на которых было обнаружено 8 типов биоповреждений:

  • а) гофрирование
  • б) изменение окраски
  • в) пятнистость
  • г) фигурный погрыз
  • д) дырчатые погрызы
  • е) сплошное объедание
  • ж) свертывание
  • з) соскабливание

2. Был рассчитан процент всех поврежденных растений от общего числа растений, 12% (приложение №1).

3. Рассчитан процент повреждений каждого выделенного вида от общего числа поврежденных растений:

  • одуванчик лекарственный — 14,8%;
  • тысячелистник обыкновенный — 8,13%;
  • ястребинка волосистая — 18%;
  • вероника дубравная — 9,76%. (приложение №2)

4. Подсчитаны все растения каждого выделенного вида:

  • одуванчик лекарственный — 137 экземпляров;
  • тысячелистник обыкновенный — 75 экземпляров;
  • ястребинка волосистая — 166 экземпляров;
  • вероника дубравная — 90 экземпляров (приложение №3).

II. Обследован 1 га смешанного леса (5 Д, 3С, 2Ос.; бонитет Ia-I, возраст 40-60 лет (II — III класс возраста)).

Заложено 10 пробных площадок размером 10х10 метров.

1. Были подсчитаны все здоровые и больные деревья и кустарники по ярусам:

  • а) 1-ый ярус: всего 1440 деревьев, поврежденных 1120 дер., что составляет 77,8% от общего числа деревьев.
  • б) подрост: всего 2430 дер., поврежденных 2430 дер. (100%)
  • в) 2-ой ярус: всего 2830 кустарников, поврежденных 2830 куст. (100%)

2. При исследовании были выявлены следующие типы биоповреждений:

повреждения листьев:

  • а) мучнистая роса
  • б) фигурное объедание
  • в) гофрирование
  • г) галлы
  • д) скелетирование
  • е) сплошное объедание
  • ж) свертывание
  • з) дырчатые погрызы
  • и) пятнистость
  • к) изменение окраски
  • л) минирование
  • м) соскабливание

повреждения ствола:

  • а) ходы в коре;
  • б) ходы в лубе.

3. Определены 45 видов поврежденных растений по ярусам:

  • 1-ый ярус – 4 вида;
  • подрост – 10 видов;
  • 2-ой ярус – 8 видов;
  • 3-ий ярус – 23 вида.

Сравнительный анализ биоповреждений сухого пойменного луга и смешанного леса:

5. Основные типы повреждений:
а) на лугу (процент рассчитывался от общего числа поврежденных): изменение окраски –19%, гофрирование – 84%, пятнистость – 21,3%, дырчатые погрызы – 50%.
б) в лесу (процент рассчитывался х от общего числа повреждений отдельно от общего числа здоровых): гофрирование – 18,2% сплошное объедание – 48%, дырчатые погрызы – 16%, скелетирование – 33%, мучнистая роса – 30%.
6. Количество типов повреждений: а) на лугу - 8, б) в лесу - 13.

Выводы

  • 1. В ходе работы были изучены 7622 растений сухого пойменного луга и 6700 древесных пород и кустарников смешанного леса в окрестностях оз. Чанграш.
  • 2. Исследования показали, что:
    • а) все виды древесных пород и кустарников смешанного леса подвержены 100-процентному повреждению, исключение составляет сосна обыкновенная (процент повреждения сосны — 18,9%).
    • б) растения на сухом пойменном лугу подвержены незначительным повреждениям: 12%.
  • 3. В смешанном лесу выявлены 13 типов биоповреждений, основные из которых: дырчатые погрызы — 50%, гофрирование — 54%, сплошное объедание — 48%, скелетирование — 33%, мучнистая роса — 30% (для каждого вида процент рассчитывался отдельно).
  • 4. На лугу выявили 8 типов биоповреждений, основные из которых: пятнистость — 21,3%, изменение окраски — 19%, гофрирование — 18,1%, дырчатые погрызы — 16% (процент рассчитывался от общего числа повреждений).
  • 5. Зависимости биоповреждений от возраста и высоты нет.
  • 6. Основной вывод: необходимо провести мероприятия по борьбе с насекомыми — вредителями и заболеваниями.

Список использованной литературы

  • 1. М.Ю. Дьяков. «Как собрать коллекцию насекомых». Москва — 1996.
  • 2. П.И. Суворова, З.А. Арбузова, В.Н. Эсмонт «Насекомые — друзья и враги деревьев и кустарников» Москва — 1979.
  • 3. Дневник по полевой практике по зоологии беспозвоночных Т.Ю. Тихомировой.
  • 4. «Природа Чувашии и ее охрана». Чебоксары — 1979.
  • 5. «Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке» В.Н. Корчагин. Москва — 1987.
  • 6. Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков «Зоологические экскурсии». Москва — 1994.
  • 7. М. Козлов, И. Олигер «Зоологические прогулки». Чебоксары — 1993.
  • 8. Каталог «Жуки наших хвойных лесов» А.И. Олигер, Чебоксары — 1989.
  • 9. В.Г. Новиков, И.А. Губанов «Школьный атлас-определитель высших растений». Москва — 1985.



Наши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Деревья и кустарники зимой" и "Деревья и кустарники летом",
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Деревья зимой" и "ЭкоГид: Деревья летом" (их можно купить в магазине Play Google: деревья зимой и деревья летом),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-"раскладушки" издательства "Вентана-Граф": деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016