ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.

ВИДОВОЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ ПТИЦ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ ОЗЕРА МАЛОЕ ЛЕБЕДИНОЕ

© Тарасова Александра (8 класс), Новочебоксарск, 2007

Научный руководитель Тихомирова Анна Викторовна

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Биостанция, оз. М. Лебединое, Чувашия, 2007 г.)

Введение и актуальность

При хорошо налаженном регулярном отлове птиц метод прижизненного анализа является одним из самых эффективных методов изучения биологии вида или популяции. Летние перемещения, занятие сроки гнездования птиц, участие полов в насиживании и выкармливании прекрасно устанавливаются при применении стандартных методов отлова (Виноградова и др., 1976).

На данный момент группой кольцевателей птиц в Чувашии накоплен определенный объем данных по биологии, экологии и фенологии ряда видов птиц. Отловы проводятся с 1995 года в различные периоды.

С августа 1999 года ведется целенаправленный отлов и мечение птиц на стационаре в Чувашском Заволжье вблизи озера Малое Лебединое. Работа организована на постоянной площадке со стандартными паутинными сетями, которые стоят на строго фиксированных позициях. Всего по 2007 год включительно было окольцовано около 20000 птиц более 80 видов. Для периода с 24 июня по 8 июля есть данные по отловам за три года (Ганицкий и др., 2004), но нет подробного анализа для этого периода. В основном работы проводились в период осенней миграции и послегнездовых кочевок. Гнездовой сезон изучен мало, вследствие чего это делает нашу работу актуальной.

При этом отметим, что видовое разнообразие птиц данного участка по материалам отловов (Ганицкий и др., 2004) не отражает полного видового состава птиц изучаемого стационара, так как часть видов не попадаются в сети. Для установления всего разнообразия необходимо также проведение учетов в различных биотопах на стационаре.

Цель

Изучение некоторых особенностей биологии птиц в окрестностях озера Малое Лебединое (площадка кольцевания).

Задачи

1. Определить полный видовой состав птиц стационара (по материалам отловов и учетов);

2. Сравнить полученные данные;

3. Изучить биотопическое распределение.

Материал и методика

Исследования проведены с 21 июня по 6 июля 2007 г. в Заволжской части Чувашской Республики в прибрежной зоне озера Малое Лебединое. Учет птиц на площадке проводили ежедневно дважды в сутки: с 5.00 до 8.00 и с 18.00 до 21.00. Два дня учеты проводили в течение суток за 10 минут до очередного обхода (для сравнения материалов учета и отлова). Так же были проведены учеты в прилегающих к площадке биотопах маршрутным методом (березняк молодой и спелый, сосняк спелый и молодой (посадки). Протяженность маршрутов по каждому биотопу составил 3 км.

Прижизненные исследования проводили по стандартной методике кольцевания. Отлов проводили на постоянной площадке стандартными паутинными сетями. Всего отработано 3698 сете-часов. Обходы сетей проводили каждый час с 5:00 до 23:00 часов.

У птиц фиксировали следующие признаки: вид, пол и возраст, длина крыла и цевки, линька, стадия наседного пятна, а также жировые запасы и вес тела (последние признаки в нашей работе не рассмотрены). Пол и возраст определяли по справочнику Н.В. Виноградовой и др. «Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР» (1976). Линьку описывали по книге Т.А. Рымкевича и др. «Линька воробьиных птиц Северо-запада СССР» (1990).

Площадь стационара составляет 2 га. На площадке кольцевания в древесном ярусе преобладает береза бородавчатая, высота которой достигает 20 м, во втором ярусе — ива пепельная, подрост березы пушистой, березы бородавчатой, сосны обыкновенной, реже осины, высота которых около 5-7 м. В травянистом покрове встречается вейник высокий, кипрей иволистный, щучка дернистая, полевица тонкая, пырей ползучий.

Результаты и обсуждение

Видовой состав птиц в прибрежной зоне озера Малое Лебединое.

За исследованный период отловлено 34 вида птиц. Среди отловленных видов (табл. 1):

Таблица 1. Видовой состав птиц стационара (по материалам кольцевания)

Вид

Окольцовано

Дата первой поимки

Дата первой линьки молодой особи

Дата линьки первой особи

Дата появления первогодки с полностью сформировавшимся оперением

1 год

6

30.06.07.

Овсянка обыкновенная

2

Наибольшее численное обилие у зяблика (12.6%), пеночки-веснички (10,9%) и длиннохвостой синицы (10.5%). Всего по 1 особи отловлено обыкновенной лазоревки, черноголовой гаички, дрозда-белобровика, пеночки-трещотки, славки-завирушки (мельничек), зеленой пересмешки, белой трясогузки, большого пестрого дятла, черныша.

По данным учетов на площадке и прилегающих территориях отмечено 29 видов птиц. Доминантными видами в сосновых посадках оказались ополовник и серая мухоловка; в спелых сосняках — пухляк, серая мухоловка, лесной конек и чиж; в спелых березняках — зяблик, лесной конек; в молодых березняках — большая синица, ополовник и чиж.

Динамика суточной активности по данным учетов и отловов на площадке примерно схожа в течение суток. При сравнении двух типов данных получается (рис. 1), что наименьший процент птиц (от учетных данных) попадается в сети с 4 до 6 утра (3-4%), наибольший — с 7 до 9 часов (10-20%). В среднем отлавливается 9% птиц (от учтенных).

Рисунок 1. Сравнение данных учетов и отловов на площадке кольцевания (окрестности оз. М. Лебединое) (05.07.2007 г.)

Видовые очерки

Пеночка-весничка - Phylloscopus trochilus

Всего за время работы было отловлено 32 особи, из которых 15 взрослых самцов, 10 взрослых самок и 9 молодых птиц. Молодые птицы начали попадаться в сети 30 июня.

Среди отловленных птиц оказались 5 особей, среди которых 2 самца и 3 самки, окольцованные в прошлые годы. Известно, что от 7 до 30% окольцованных весничек возвращаются гнездиться в прошлогодние места (Рябицев, 2001). Данные отловы являются подтверждением этого факта.

Зяблик - Fringilla coelebs

За время работы отловлено 37 особей, среди которых 13 взрослых самок, 9 взрослых самцов и 15 молодых птиц. Первые молодые зяблики начали попадаться в сети с 29 июня. В отловах встретились 2 взрослых самки и 1 взрослый самец, окольцованные в прошлые годы.

Лесной - конек Anthus trivialis

Отловлено 28 особей, из них 8 взрослых (28%), среди которых 5 самцов и 2 самки и 17 молодых (62%). Молодые птицы попадаются в сети с самого начала наших работ, значит, вылет птенцов из гнезда начался до 20 июня. С 24 июня попадались молодые с дорастающими перьями, значит, эти птицы еще находились в выводках.

Садовая славка - Sylvia borin

Всего за время работы было отловлено 25 особей, среди которых 23 взрослых и 2 молодых. Первая молодая особь попалась в сети 3 июля.

Выводы

• За исследованный период отловлено 34 вида птиц.
  • Среди отловленных видов наибольшее численное обилие у зяблика (12.6%), пеночки-веснички (10,9%) и длиннохвостой синицы (10.5%).
  • По данным учетов на площадке и прилегающих территориях отмечено 29 видов птиц. Оба списка примерно схожи. В списке отловленных птиц отсутствуют виды, которые не приурочены к кустарниковым зарослям (где расположены сети): канюк, кукушка, клест-еловик, иволга и т.д.
  • В среднем отлавливается 9% особей птиц (от учтенных).

Литература

1. Виноградова Н.В., Дольник В.Р., Ефремов В.Д., Паевский В.А. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. М., 1976. 191 с.
  2. Ганицкий И.В., Тихомирова А.В., Ширшов А.В. Некоторые фенологические аспекты миграций птиц в Чувашском Заволжье по материалам кольцевания // Экологический вестник Чувашской Республики. Чебоксары, 2004. Выпуск 44. Серия «Птицы Чувашии». Ч. 1. 48 с.
  3. Рымкевич Т.А. Линька воробьиных птиц Северо-запада СССР. Л., 1990. 304 с.
  4. Рябицев В.К. Птицы Урала, Предуралья и Западной Сибири. Екатеринбург, 2001. 608 с.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!

Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология