Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи

Филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Зюзинской средней школы Барабинского района Новосибирской области
Казанцевская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области

Работу выполнили учащиеся 6 класса:

Емельянов Никита, Заворин Кирилл, Заворин Руслан, Думбровский Вова, Титов Артем

Руководитель: учитель географии 1 категории Чабанова Наталья Витальевна

2013 год

План работы

  • 1. Введение
  • 2. Теоретическое обоснование
  • 3. Краткая характеристика района исследования
  • 4. Материалы и методика исследования
  • 5. Основная часть:
    • 5. 1. Географическое положение объекта
    • 5. 2. Описание объекта
    • 5. 3. Происхождение озера
    • 5. 4. Морфометрические исследования озера на 2013 год.
    • 5. 5. Температурный режим.
    • 5. 6. Флора и фауна объекта.
  • 6. Заключение
  • 7. Используемая литература
  • Паспорт озера

1. ВВЕДЕНИЕ

Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. В связи с усилением антропогенного воздействия на природную среду, а также в связи аномальными климатическими изменениями в природе возникает угроза уничтожения организмов и изменяется современный облик экосистем.

В Барабинском районе Новосибирской области насчитывается около трехсот озер. В последнее время уделяется большое внимание изучению этих природных объектов. Они являются не только важным звеном гидрографической сети региона, но и крупными источниками пресной воды, лечебной грязи, объектами туризма и отдыха. Малые озёра являются наиболее чувствительными индикаторами динамики природных и антропогенных процессов. Поэтому важно знать о состоянии природы родного края, нужно своевременно выявить произошедшие изменения в ней и разработать предложения по проведению мероприятий по оздоровлению и охране экосистем. Все это обусловило актуальность темы и выбор проблемы для исследовательской работы.

Одно из таких озер - Домашнее (Жилое), на берегу которого расположена наша деревня Казанцево Барабинского района Новосибирской области.

Озеро Домашнее (Жилое). Барабинский р-н Новосибирской области

Озеро Домашнее (Жилое). Барабинский р-н Новосибирской области

Надо отметить, что это озеро никогда не изучалось. Сведений о его природе и состоянии нет. Поэтому мы и выбрали эту тему для своей работы. Данная работа позволит обратить внимание жителей села на природу родного края, привлечь общественность к сохранению озера.

Цель исследования: непрерывное слежение за естественными и антропогенными процессами и за изменениями, которые возникают под их влиянием в озере Домашнее (Жилое).

Задачи работы – изучение географических объектов родного края, составление паспорта водоема, воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Рабочая гипотеза, согласно которой исследование географических объектов должно привести: 1) к эффективному усвоению понятий об экосистеме озер; 2) к своевременному выявлению изменений, которые происходят в озере.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

С точки зрения гидрологии озера - это естественные поверхностные водоемы, представляющие собой заполненные водой котловины (впадины) земной поверхности, не имеющие непосредственной связи с морем. Как и другие водоемы, они находятся в состоянии замедленного водообмена.

Первые упоминания об озерах региона встречаются в путевых заметках землепроходцев – П. С. Палласа (1786 г), войскового казачьего старшины И. И. Иванова (1788 г), полковника П. В. Котарева (1789 г), Ф. Геблера (1829 г). Их исследования в основном носили маршрутно-ознакомительный характер, а сбор материала по общей географии, ботанике, зоологии и лимнологии осуществлялся с позиций статистики. В то время (петровская эпоха), озера привлекали к себе внимание лишь с позиций их использования для соляных промыслов.

В последующее время (конец XIX–начало XX вв) организатором лимнологических исследований впервые выступает Русское географическое общество Изучение озер характеризуемого региона, входящих в состав территории юга Обь-Иртышского бассейна, приобретает систематический характер: лимнологические объекты и процессы исследуются на основе зонального подхода.

Особенно интенсивно озёра Барабы начинают исследоваться после открытия Томского университета. Зимой 1911–1912 гг. департамент земледелия командировал в Барабу (Барабинскую равнину) специалиста по рыболовству А. С. Скорикова со следующим заданием: «…выяснить порядок дальнейшей эксплуатации в рыболовном отношении в озерах Чаны, Тандово, Яркуль, Сартлан, Убинское». А. С. Скориков произвел первое специальное рыбопромысловое исследование Барабинских озер, посетил озеро Чаны в период хорошего гидрологического режима, когда горизонт воды постепенно повышался (1)

В целом на этом этапе происходило системное накопление огромного фактического материала по озерам области, лимнологические обобщения и комплексно-генетический анализ закономерностей жизни водоемов.

Третий этап изучения озер Новосибирской области и юга Западной Сибири соответствует периоду времени с начала ХХ века и до 60-х годов. В этот период изучение озер становится плановым, систематическим и комплексным, исходящим из нужд народного хозяйства региона.

В этот период Т. Г. Поповой впервые проведено изучение зарастания озёрных водоемов (высказываются мысли о зональности зарастания водоемов). (2)

Следующий этап, начавшийся в 60–80-х гг. ХХ в. , является важнейшей вехой в изучении озер нашей области. Отличительная черта четвертого этапа – рассмотрение озер как геосистем, лимногеосистем. (3)

На современном этапе лимнологических исследовании (80-е годы ХХ века – начало XXI века) осуществляется комплексно – геоэкологическая оценка состояния озерных систем области в корреляции с изменениями всех природных комплексов региона. Особое внимание уделяется терригенным и внутрилимническим процессам озёрных геосистем, их функциональному состоянию, геоэкологической индикации озерных ландшафтов.

Как показывают результаты современных исследований Новосибирская область является одним из наиболее заозеренных регионов как в России, так и на юге Западной Сибири. Озерный фонд представлен более чем 6800 водоемами, из которых большинство имеют площадь акватории от 0,1 до 50 км2. (4)

Данные о Домашнем (Жилом) озере нигде не упоминаются.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Барабинский район Новосибирской области находится на юге лесостепной зоны. Характерен полузасушливый климат. В ходе наших наблюдений получены данные: средняя температура июля - + 19,2 градуса, января- -19,9 градусов. (по данным календаря погоды за 2012-2013 год). Годовое количество осадков -330мм.

Теплый и сухой климат способствуют произрастанию луговых злаков на черноземных почвах. Близкое залегание грунтовых вод способствует развитию болот.

Рельеф Барабинского района— низменная равнина. Абсолютные высоты здесь не превышают 200 м. В понижениях рельефа и образовались озера – степные блюдца, в том числе и наше Домашнее (Жилое) озеро.

Луговая растительность и равнинный рельеф Барабинской лесостепи

Луговая растительность и равнинный рельеф Барабинской лесостепи

4. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА

Небольшие исследования озера Домашнее мы проводили и раньше на уроках географии и биологии, начиная с 2005 года. В 2013 году мы начали более детальное изучение озера .

Наша работа проводилась с 13 по 26 июля 2012 года на озере Домашнем (Жилом), расположенном в 300 метрах от деревни Казанцево.

Ширину и длину озера измеряли зимой, когда замерзло озеро.

Измерение глубин озера в зимний период (со льда)

Измерение глубин озера в зимний период (со льда)

Глубину измеряли в различных местах, когда катались на лодке, а также с берегов.

Заросли тростника на берегу озера Домашнее (измерение глубин озера)

Измерение глубин озера

 

Температуру воды измеряли термометром в разные месяцы: май, июль, сентябрь.

Методы решения проблемы: метод теоретического исследования, экскурсии с фотографированием местности, поисково-исследовательский метод, сбор информации среди старожилов деревни.

5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5. 1. Географическое положение объекта.

Озеро Домашнее расположено в 300 м к югу от деревни Казанцево Барабинского района Новосибирской области и находится на территории Зюзинской сельской администрации. Это естественное заросшее озеро. Озеро круглой формы. На северном, западном и восточных берегах простирается луговая растительность, на юге находится грива, на которой раскинулись обрабатываемые поля.

Водная растительность на южном берегу озера

Водная растительность на южном берегу озера Домашнее

5. 2. Описание объекта.

Озеро Домашнее(Жилое) свое название получило по причине близости деревни, жители которой издавна использовали озеро в хозяйственных целях - брали воду для полива огородов, поили скот, стирали белье, а зимой использовали и для питья - нарезали большими кусками лед и таяли дома. Озеро небольшое и неглубокое, имеет округлую форму. Научных данных по площади озера нет, а по нашим исследования площадь озера составляет – около 720 000 кв метров - 72 га. Глубина местами достигает до 1,80 метров, а в среднем – 0,5-1,2 метра. Представляет собой водоем с богатой и разнообразной флорой и фауной.

Озеро находится в пределах Кирзинского заказника.

5. 3. Происхождение озера.

По данным профессора Поползина А. Г. большинство озер юга Западной Сибири образовались в следствии суффозионно-просадочных процессов. Они получили наиболее широкое распространение, встречаются почти в каждом районе Новосибирской области. Образование таких котловин происходит вследствие вымывания подземными водами легкорастворимых частиц солей, цементирующих грунты, с последующим проседанием вышележащих толщ и образованием на поверхности западин, воронок, блюдец. Озёра отличаются небольшой площадью, имеют в плане овально-округлую форму и малые глубины до 1,5–2 м.

Вторая причина образования малых озер - остаточно-реликтовые озёра древнеозёрных равнин. К ним относят – Чаны, Убинское, Сартлан – крупнейшие озёра области, а также многочисленные малые водоемы различной формы в пределах их бассейнов. Расположенные в котловинах тектонического происхождения, они, во влажные эпохи четвертичного периода (4300 л. н. и 2800–1800 л. н. ) представляли собой крупные единые водоемы. В последующие регрессивные фазы произошло усыхание пра-озера и их распад на многочисленные мелководные (0,3-1,2 м) водоемы, различающиеся размерами и формой. (1)

По нашему мнению, сюда относится и озеро Домашнее, так как находится в непосредственной близости от озера Чаны(1500 м).

5. 4. Морфометрические исследования озера на 2013 год.

Табл. 1. Результаты морфометрических исследований

Форма озера округлая
Максимальная глубина(м) 1,80
Средняя глубина (м) 1,20
Максимальная ширина (м) 401 м
Максимальная длина (м) 2703 м
Площадь зеркала(кв м) 1043903м кв

* Ширину и длину озера измеряли зимой, когда замерзло озеро. Глубину измеряли в различных местах, когда катались на плоте. Вода озера чистая, без запаха, прозрачная, даже в некоторых местах заметно дно. Озеро непроточное и пресное.

Измерения глубины озера в летний период (с мостков)

Измерения глубины озера в летний период (с мостков)

По данным замеров построили батиметрическую карту:

Рис. 1. Батиметрическая карта озера Домашнее
Батиметрическая карта озера Домашнее
Масштаб: в 1 см – 200 м

5. 5. Температурный режим.

Температуру воды на поверхности определяли водным термометром. Держали его около 3 минут.

Табл. 2. Результаты измерений температуры воздуха и воды

Дата Время Температура воздуха Температура воды
на поверхности
Температура воды
на глубине 1,20
01.05.2013 10-00 +5 градусов +1 0
01.05.2013 16-00 +10 градусов +1 0
24.05.2013 10-00 +12 градусов +6 +1
24.05.2013 16-00 +16 градусов +6,5 +1
04.07.2013 10-00 +19 градусов +17 +14
04.07.2013 16-00 +22 градуса +20 +16,5
04.07.2013 22-00 +18 градусов +21 +17
25.09.2013 10-00 +4 градусов +2 0
25.09.2013 16-00 +7 градусов +3 0

Также измеряли температуры воды и воздуха в различные дни. Как видно из таблицы и диаграммы (см. ниже), изменение температуры воздуха влечет собой изменение температуры воды в тот же день, но амплитуда изменения температуры воздуха больше, чем амплитуда изменения температуры воды.

Рис. 2. Изменение температуры воздуха и воды 24.07.2013 г
domash08.jpg (30890 bytes)

Вывод: изменение температуры воздуха влечет собой изменение температуры воды в тот же день, но амплитуда изменения температуры воздуха больше, чем амплитуда изменения температуры воды.

Проводились наблюдения за изменениями уровня воды в озере. Летом 2013 года, за период май-сентябрь уровень воды поднялся на 20 см (см. ниже). Таким образом, мы пришли к выводу, что озеро в основном имеет питание от выпавших осадков, а приток грунтовых вод отсутствует.

Рис. 3. Изменения уровня воды в озере Домашнем за период май-сентябрь 2013 г
График изменения уровня воды в озере Домашнем

Вывод: за период май-сентябрь уровень воды поднялся на 20 см.

5. 6. Флора и фауна объекта.

Озеро Домашнее представляет собой водоем с богатой и разнообразной флорой и фауной. Природа озера прекрасна в любое время года. В самом озере растут камыши и водоросли разных видов, обитают редкие ценные пушные зверьки ондатры и заходят лисицы, а также дикие лебеди, утки, гагары. Увеличилось количество водоплавающих птиц: чаек и чирков. Весной и осенью озеро является местом отдыха для перелетных птиц. Из земноводных обитают озерные и прудовые лягушки; из позвоночных в озере водятся рыбы из отряда карпообразных (карась золотистый); из типа моллюски – сплюснутая катушка (улитки); из насекомых – стрекозы, ручейники, навозник обыкновенный, черные жужелицы, оса, кузнечики. (приложение 4).

Старожилы деревни рассказывали, что когда озеро Домашнее соединялось протокой с озером Чаны, в озере водился окунь, язь, судак.

Фауна озера Домашнее: золотистый карась, лебедь, хатка ондатры

Фауна озера Домашнее: золотистый карась, лебедь, хатка ондатры

Но в связи с климатическими изменениями изменился и видовой состав обитателей озера. Холодная и бесснежная зима 2001-2002 года, когда температура опускалась до -53 градусов, привела к тому, что озеро почти промерзло. От недостатка кислорода все рыбы умерли. Весной 2002года берег озера был буквально усеян погибшей рыбой.

Озеро Домашнее зимой

Озеро Домашнее зимой

Аномально высокие температуры лета 2010 года иссушили не только леса и поля, но и озера. Жара, засуха, полное отсутствие дождей привело к тому, что озеро почти высохло уровень воды понизилась до 1 м.

Нынешняя многоснежная зима дает нам надежду, что озеро Домашнее весной наполнится водой и восстановит свой видовой состав. В ходе исследования мы много интересного и полезного узнали об озере Домашнее (Жилое).

В основном наши исследования проходили в летнее время. Но продолжали работу и исследовали состояние объекта и в другие сезоны года. Этот проект долгосрочный и будет выполняется в течение нескольких лет.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Водные объекты являются одной из важнейших составных частей экосистем и изучаются как при проведении комплексных исследований, так и в качестве самостоятельного объекта. Это позволяет составить паспорт водоема и на его основании правильно оценивать его роль в экосистеме, допустимый уровень антропогенной нагрузки на водоем, вырабатывать рекомендации по его охране и рационально использовать в хозяйстве.

В настоящее время озеро Домашнее является государственной особо охраняемой природной территорией, входящей в состав Кирзинского заказника федерального значения. Здесь запрещена, рыбалка. Учащиеся регулярно ходят сюда на экскурсии, а местные жители любят здесь отдыхать. И мы гордимся тем, что недалеко от нас находится Памятник природы местного значения.

В ходе исследования мы много интересного и полезного узнали об озере Домашнем. Определение некоторых наиболее простых параметров озера, позволили нам сделать предварительный вывод о глубине озера, характере его дна, температурном режиме, органическом мире, а так же степени загрязнения озера. Северный берег Домашнего озера сильно загрязнен бытовым мусором.

Кучи бутового мусора на берегу озера

Кучи бутового мусора на берегу озера

Так же исследования помогли составить паспорт водоема (приложение 6) и на его основе правильно оценивать его роль в экосистеме.

7. Используемая литература

  • 1. Поползин, А. Г. Озера юга Обь-Иртышского бассейна / А. Г. Поползин. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967.
  • 2. Пульсирующее озеро Чаны. – Л. : Наука, 1982.
  • 3. Савченко, Н. В. Ландшафтная дифференциация региона / Н. В. Савченко, Е. Н. Ядренкина, Л. М. Киприянова //Биоразнообразие Карасукско-Бурлинского региона (Западная Сибирь). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

 

Паспорт
озера Домашнее (Жилое)

2013 год

Озеро Домашнее (Жилое). Барабинский р-н Новосибирской области

Озеро Домашнее (Жилое). Барабинский р-н Новосибирской области

1. Местоположение озера Домашнее

Озеро Домашнее расположено в 300 м к югу от деревни Казанцево Барабинского района Новосибирской области и находится на территории Зюзинской сельской администрации.

Барабинский район расположен в лесостепной зоне, с преобладанием следующих видов растительности - березовые колки, злаково-разнотравные степи.

Почтовый адрес: 632324, Новосибирская область, Барабинский район, деревня Казанцево.

2. Исторические события, связанные с озером

В 50-60 годы прошлого века озеро Домашнее считалось сугубо «хозяйственным» озером. Озеро Домашнее(Жилое) свое название получило по причине близости деревни, жители которой издавна использовали озеро в хозяйственных целях - брали воду для полива огородов, поили скот, стирали белье. Только зимой местные жители брали на нем лед для питьевой воды, считая, что низкие температуры убивают многие бактерии- нарезали большими кусками лед и таяли дома.

3. Общие сведения об озере Домашнем

3. 1. Рельеф

Луговая растительность и равнинный рельеф Барабинской лесостепи

Луговая растительность и равнинный рельеф Барабинской лесостепи

Озеро Домашнее расположено в пределах Западно-Сибирской равнины, Барабинской низменности. Высоты не превышают 200 метров над уровнем моря. Южный берег озера находится в пределах гривы, образованной талыми водами ледника. Дно озера песчаное, местами илистое.

3. 2. Климат

Климат континентальный. Это объясняется удаленностью от Атлантического океана и открытостью территории северным ветрам. Средняя температура июля - + 19,2 градуса, января- -19,9 градусов. (по данным календаря погоды за 2012-2013год). Годовое количество осадков -330мм.

3. 3. Происхождение озера

Предполагается, что причина образования озера Домашнее - остаточно-реликтовые озёра древнеозёрных равнин. К ним относят – Чаны, Убинское, Сартлан – крупнейшие озёра области, а также многочисленные малые водоемы различной формы в пределах их бассейнов. Расположенные в котловинах тектонического происхождения, они, во влажные эпохи четвертичного периода (4300 л. н. и 2800–1800 л. н. ) представляли собой крупные единые водоемы. В последующие регрессивные фазы произошло усыхание пра-озера и их распад на многочисленные мелководные (0,3–1,2 м) водоемы, различающиеся размерами и формой. По нашему мнению, сюда относится и озеро Домашнее, так как находится в непосредственной близости от озера Чаны(1500 м).

3. 4. Питание озера.

Озеро в основном имеет питание от выпавших осадков, а приток грунтовых вод отсутствует.

3. 5. Размеры и глубины озера

Форма озера округлая
Максимальная глубина(м) 1,80
Средняя глубина (м) 1,20
Максимальная ширина (м) 401 м
Максимальная длина (м) 2703м
Площадь зеркала(кв м) 1043903м кв

3. 5. Органический мир озера

Широко представлены в экосистеме озера бактерии. Их роль в жизни озера очень важна. Бактерии являются пищей для инфузорий, планарий, коловраток и т. д. Некоторые бактерии освобождают воду от вредных для обитателей примесей, улучшая условия жизни в водоеме. Другие бактерии, также как и растения, способны образовывать органические вещества. Важна также роль водорослей, которые в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, использующиеся другими организмами. В процессе фотосинтеза водоросли выделяют кислород, а поглощают углекислый газ, что важно для дыхания обитателей озера.

Прибрежно-водную растительность представляет тростник.

Заросли тростника на берегу озера Домашнее (измерение глубин озера)

Заросли тростника на берегу озера Домашнее (измерение глубин озера)

Табернемонтана - многолетнее растение с округлым, длинным, безлистным стеблем высотой до 1 м. Листья прикорневые. Невзрачные цветки собраны в небольшие колоски на верхушке стеблей. Размножается семенами и корневищем. Растет на хорошо увлажненных берегах или прямо в воде.

Озеро особенно известно своими карасями.

4. Современное состояние

Озеро Домашнее находится на грани экологической катастрофы.

Возросла антропогенная нагрузка на озеро. Окруженные деревней, берега озера давно превратились в место для свалки, на берегу моют технику, а восточный склон давно превращен в водопой для скота

Многие отдыхающие относятся к озеру варварски - оставляют после себя мусор, пищевые отходы.

5. Обоснование статуса охраны.

Озеро Домашнее несет информацию об истории освоения территории. Данное озеро уникально, во-первых, своей историей возникновения, на примере которой можно знакомиться с историей развития деревни Казанцево, с жизнью людей в те далекие времена. Во-вторых, это красивое место для активного отдыха и туризма, где воспитывается любовь к малой Родине и бережное к ней отношение.

6. Деятельность по защите озера.

На берегу озера проводились экологические экскурсии и праздники.

Проведена акция по очистке береговой территории. Выпускаются экологические листовки о современном состоянии озера и необходимостью его охраны и распространяются среди населения.



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016