Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ФИТОИНДИКАЦИЯ ШИРОКОЛИСТВЕННОГО И СМЕШАННОГО ЛЕСА

© Лазарев Дмитрий (10 класс), Новочебоксарск, 2002

Научный руководитель Глушенкова Н.А.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Введение

В арсенале средств экологических оценок и прогнозов условий среды важное место занимает фитоиндикация. Преимущество фитоиндикации над дорогостоящими инструментальными методами состоит в дешевом и быстром получении информации о среде по признакам растительности.

В настоящее время широкое распространение получила природоохранная фитоиндикация, которая позволяет обнаруживать и картографировать загрязненность почвы, воды и воздуха химическими веществами и радионуклидами, выявлять степень пастбищной дигрессии и рекреационной нагрузки на растительный покров.

Метод оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией. В соответствии с этим, организмы или сообщества, которые тесно связаны с определенными факторами среды, могут применяться для их оценки, называют биоиндикаторами. Особенно широко используют ботанические, или растительные, индикаторы. Из всех компонентов экосистемы наибольшее значение имеет растительный покров как наиболее доступный для наблюдения и чутко реагирующий на все изменения внешней среды. Использование растительного покрова как индикатора условий среды выделяют в особое направление ботанических исследований, которые называют фитоиндикацией. Фитоиндикация — это одно из практических использований различных признаков и свойств отдельных растений или растительных сообществ и их комплексов для получения качественной, а иногда и количественной, характеристики среды, например, влажности и кислотности, обеспеченности почвы биогенными элементами и т.д.

При фитоиндикации используют не только внешний облик растений, но и его внутреннее строение, биохимический состав и физиологические процессы. Для анализа этих процессов используют методы морфологии, анатомии, физиологии и биохимии растений.

При фитоиндикации среды по растительным сообществам используют их флористический состав, структуру и, соответственно, методы геоботаники.

Работа проводилась в Засурском лесном физико-географическом районе в урочище Редкодуб в трех км северо-восточнее села Ратово Нижегородской области в период с 27 июня по 7 июля 2002 года.

Цель работы.

Провести экологическую оценку среды методом фитоиндикации.

Задачи.

1. Изучение видового состава растений на данном биотопе.

2. Выявление индикаторов-растений данной среды.

3. Определение влажности, кислотности почвы и оснащение ее минеральным азотом с помощью метода фитоиндикации.

4. Изучение механического состава почвы.

5. Проверка кислотности почвы химическим путем.

Методика

Эталонный участок выбирается по характеру растительности, т.е. выбирается участок какого-либо растительного сообщества, индикационное значение которого надо установить. Выявление индицируемых условий производится после описания растительности. Такие эталонные участки используются для установления почв по характеру растительности.

Поскольку почвенный покров развит повсеместно, то остается установить, к каким типам, подтипам и разностям почв тяготеют те или иные растительные сообщества.

Размеры эталонных участков устанавливают естественными границами или же описывают площадку стандартного размера. Избираемые для описания площадки должны быть по возможности однородными в отношении внешних условий, кроме того, сообщество должно выглядеть гомогенным.

Величина пробной площади зависит от типа растительности: для травянистых сообществ 25-100 кв.м.; для лесных — 400-2000 кв.м.

В нашей работе мы закладывали площадки 100 на 100 м для каждого биотопа в 2-х разных экосистемах, на лугу и в лесу. Для описания площадки мы по диагоналям закладывали 20 площадок 50 на 50 см — с помощью рамки.

Для выяснения состояния экологической среды мы использовали шкалы Г. Эленберга, тем самым определяя влажность, кислотность и оснащение ее минеральным азотом.

Шкалы Эленберга, как и все оптимумные шкалы, построены по следующему принципу: 1 балл всегда выражает наименьшее, а 12 — наивысшее значение фактора. Эленберг выделяет эвритопные виды в определенную категорию, обозначенную знаком «Х». Такие виды не используются в оценке местообитания, поскольку индикаторной ценностью не обладает.

Экологическая оценка местообитания с помощью шкал Эленберга проводится следующим образом. В полевых условиях делается геоботаническое описания фитоценоза или серия описаний. Степень количественного участия (обилия или проективного покрытия) каждого вида оценивается в баллах на пробной площадке по шкале Браун-Бланке: 5 — проективное покрытие более 75%; 4 — проективное покрытие 50-75%, 3 — проективное покрытие 25-50%; 2 — проективное покрытие 5-25%; 1 — особи вида многочисленны, но покрытие до 5%; + — особи вида разрежены, покрытие до 1%; r — очень редко, не более 4 экземпляров на площадке.

В геоботаническом описании для каждого вида проставляется балл изучаемого фактора или же группы факторов. Бальные оценки, показывающие обилие видов по шкале Браун-Бланке (при этом балл + принимается за 1) перемножаются на баллы, характеризующие отношение видов к экологическим факторам. Полученные цифры суммируются. Сумму, полученную от перемножения баллов, делят на сумму бальных оценок всех видов в описании шкалы Браун-Бланке и получают средний балл выраженности фактора.

Определение среднего балла делается по формуле:

,

где Х — средний балл выраженности фактора; К1 — Кn- баллы видов по шкале Браун-Бланке, Х1 — Хn- баллы по экологическим формулам.

Результаты работы.

В нашей работе мы исследовали 2 биотопа: лес и луг. В лесу мы брали три разных участка: 1 — участок широколиственного леса с преобладающей древесной породой дуб, расположенный на возвышенности с юго-востока от лагеря. Второй участок — тот же самый лес, расположенный в низине. Третий участок — смешанный лес, спелые дубы и сосны.

На первом участке доминирующими видами травянистых растений являются: крапива двудомная, костер безостый, хвощ лесной, подмаренник мягкий, киркозон обыкновенный, костяника каменистая, вербейник монеточный, марьянник дубравный. Данные представлены на диаграмме №1, площадка №1.

Именно эти растения являются индикаторами данной среды. С помощью них мы выявили влажность, кислотность почвы и оснащение ее минеральным азотом. На данном участке влажность почвы составила 5,1 балла, это значит, что на участке №1 почва находится в средних условиях увлажнения. Почва на данном участке в основном кислая (3,9 балла), со средним содержанием минерального азота (4,55 балла).

На участке №2 растениями индикаторами являются следующие виды: ландыш майский, киркозон обыкновенный, подмаренник мягкий, костяника каменистая, крапива двудомная, вербейник монеточный, клевер луговой, осока пальчатая.

По шкале Эленберга мы смогли установить влажность, кислотность и оснащение почвы минеральным азотом. Влажность на данном участке чуть повыше, чем на участке №1 (5,5 баллов), т.е.средние условия увлажнения, в основном на кислых почвах (2,9 балла), со средним содержанием минерального азота (4 балла).

На участке №3 смешанный лес; преобладающими видами являются марьянник дуб-равный, подмаренник мягкий, костер безостый, киркозон обыкновенный, вербейник монеточный, ландыш майский, крапива двудомная. Влажность на этом участке средняя (5,2 балла), кислотность почвы не очень высокая (3,6 балла), богатство минеральным азотом среднее (4,5 балла).

Во втором биотопе, т.е. на лугу, мы взяли 4 площадки. Первая площадка была расположена северо-западнее лагеря. Основными видами на ней являются подмаренник мягкий, одуванчик лекарственный, полевица тонкая, бедренец-камнеломка, лисохвост луговой. По нашим данным почва на лугу в основном сухая (3,7 балла), кислая (2,8 балла), слабо оснащена минеральным азотом.

Вторая площадка была расположена к северо-востоку от лагеря около маленького пруда. На площадке доминируют полевица тонкая, подмаренник мягкий, подмаренник на-стоящий, лютик едкий, одуванчик лекарственный, лисохвост луговой, вьюнок полевой. По полученным данным мы установили влажность почвы. Она составляет 3,5 балла, т.е. участок находится на суховатых почвах, в основном кислых (3,2 балла), с небольшим содержанием азота (3,2 балла).

Третья площадка расположена на берегу реки Суры к северо-западу от лагеря. В основном доминируют такие виды как полевица тонкая, лисохвост луговой, донник лекарственный, подорожник ланцетный, клевер луговой, цикорий обыкновенный, полынь высокая. Диаграмма №2 площадка №3. Влажность на данной площадке достигает среднего балла (3,95), почва не очень кисла (4 балла), со средним содержанием минерального азота (3,7 балла).

Последняя четвертая площадка была расположена к югу от лагеря вдоль озера Чанграш. Преобладающими видами на данном участке являются клевер луговой, лисохвост луговой, лютик едкий, горошек мышиный, подмаренник мягкий, герань луговая, подмаренник настоящий. Почва находится в средних условиях увлажнения (4 балла), она кислая (3,4 балла), с небольшим содержанием азота (3,6 балла).

Таким образом мы, с помощью фитоиндикации дали примерную характеристику почвы: влажность, кислотность и оснащение минеральным азотом.

В полевых условиях нам удалось проверить кислотность почвы и ее минеральный состав. В результате эксперимента мы получили данные, сопоставимые с нашими исследованиями. На лугу почва получилась кислая, в лесу слабокислая. Что же касается механического состава почвы, то ее составляет легкий суглинок, что характерно для местных условий.

Выводы

1. В результате наших исследований нами выявлено общее количество травянистых растений. В лесу 23 вида травянистых растений.

2. Растениями — индикаторами влажности, кислотности и содержанием минерального азота являются также: костер безостый, крапива двудомная, хвощ лесной, подмаренник мягкий, киркозон обыкновенный, ландыш майский, сныть обыкновенная. Костяника каменистая, вербейник монеточный, марьянник дубравный, осока пальчатая, клевер луговой.

3. Еще нами было выявлено общее количество травянистых растений на лугу. Оно составило 29 видов.

4. Растениями — индикаторами влажности, кислотности и оснащения ее минеральным азотом являются также: подмаренник мягкий, одуванчик лекарственный, полевица тонкая, бедренец-камнеломка, лисохвост луговой, подмаренник на-стоящий, лютик едкий, вьюнок полевой, донник лекарственный, подорожник ланцетный, клевер луговой, цикорий обыкновенный, полынь высокая, горошек мышиный, герань луговая.

5. В результате исследований кислотность почвы была проверена химическим путем. В лесу почва получилась слабокислая, на лугу кислая.

Список литературы

1. З.М. Куданова «Определитель высших растений Чувашской АССР», Чувашское книжное издательство, Чебоксары-1965 г.

2. В.С. Новиков, И.А. Губанов «Школьный атлас-определитель высших растений», М.: «Просвещение», 1985.

3. А.Д. Булохов «Экологическая оценка среды методами фитоиндикации», Издательство БГПУ, 1996 г.



Наши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Деревья и кустарники зимой" и "Деревья и кустарники летом",
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Деревья зимой" и "ЭкоГид: Деревья летом" (их можно купить в магазине Play Google: деревья зимой и деревья летом),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-"раскладушки" издательства "Вентана-Граф": деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016