Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Фитоиндикация сосновых лесов

© Кожевникова Екатерина Александрова (9 класс), Новочебоксарск, 2007

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Биостанция, оз. М. Лебединое, Чувашия, 2007 г.)

Введение

Метод оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологической системы, называется биоиндикацией. Особенно широко используют ботанические, или растительные, индикаторы. Из всех компонентов экосистемы наибольшее значение имеет растительный покров как наиболее доступный для наблюдения и чутко реагирует на все изменения внешней среды.

В арсенале экологических оценок и прогнозов условий среды огромную роль играет фитоиндикация, т. к. растительный покров наиболее доступен для изучения и чутко реагирует на все изменения внешней среды.

Фитоиндикация — это одно из практических использований различных признаков и свойств отдельных растений или растительных сообществ и их комплексов для получения качественной характеристики среды (влажность, кислотность, обеспечение почвы биологическими элементами). Преимущество фитоиндикации над дорогостоящими инструментальными методами состоит в дешевом и быстром получении информации о среде по признакам растительности. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Аналогичная работа в рамках «ШДП» проводилась на данной территории в 2001 и 2004 годах; и мы считаем нужным, сравнить данные, полученные нами с предыдущими исследованиями.

Описание места исследований

Работа проводилась с 24 июня по 8 июля 2007 года, в Заволжском физико-географическом районе Сосновского лесничества, Чебоксарского лесхоза, в районе озера Малое Лебединое.

Цель работы:

Провести экологическую оценку среды при помощи метода фитоиндикации в различных типах сосняка.

Задачи:

  • 1. Провести геоботаническое описание в выделенных типах сосняка.
  • 2. Выявить условия произрастания различных видов растений по отношению к абиотическим факторам: освещенности, влажности, реакции почвы и богатству минеральным азотом.
  • 3. Определить морфологические показатели почвы (структура, цвет, влажность), взять почвенные пробы для дальнейшего химического анализа в лабораторных условиях.
  • 4. Сравнить результаты, полученные при помощи фитоиндикации и инструментальных методов исследования.
  • 5. Собрать гербарий растений-индикаторов.

Литературный обзор.

По нашим данным, в этом районе подобные работы проводились юннатами в рамках «Школы Дикой Природы» в 2001, 2004 годах. А также в 2002 году на озере Чанграш (Засурский лесной физико-географический район) и 2003 году в Присурском заповеднике (Алатырский район). Метод зарекомендовал себя, как эффективный и наиболее дешёвый в использовании, чем инструментальный, т. к. инструментальные наблюдения стоят слишком дорого и требуют длительных стационарных исследований.

Методика

Экологическая оценка местообитания проводилась с помощью шкалы Эленберга. Закладывались пробные площадки в 5 различных типах сосняка: сосняк-черничник, сосняк разнотравный, сосняк-брусничник, сосняк кошачьелапковый, обгорелый сосняк (средняя длина обгоревших стволов деревьев — 2 м 35 см), а также в смешанном лесу.

В полевых условиях проводилось геоботаническое описание. Размер закладываемых площадок в сосняках и смешанном лесу составлял 100 х 100 м. Для определения общего проективного покрытия в каждом фитоценозе и проективного покрытия каждого вида (%) использовалась квадратная ботаническая рамка размером 0,5 х 0,5 м. Площадки в количестве 20 штук закладывались по диагонали на расстоянии 13 м друг от друга. Кроме этого учитывалась сомкнутость крон (в десятичных долях до 1).

Степень проективного покрытия каждого вида оценивалась в баллах на пробных площадках по шкале Браун-Бланке:

  • 5 — проективное покрытие >75%
  • 4 — проективное покрытие 50 — 75%
  • 3 — проективное покрытие 25 — 50%
  • 2 — проективное покрытие 5%
  • 1 — проективное покрытие до 5%
  • + — проективное покрытие, особи вида разрежены, до 1%
  • r — очень редко, не более 4-х экземпляров на площадке.

В геоботаническом описании для каждого вида проставляется балл изучаемых факторов. Балльные оценки, показывающие обилие видов по шкале Браун-Бланке (+ принимается за 1) перемножаются на баллы, характеризующие отношение видов к экологическим факторам. Полученные цифры суммируются, после чего полученную сумму делят на количество балльных оценок в описании шкалы Браун-Бланке и получают средний балл выраженности фактора, который вычисляется по формуле:

где x — средний балл выраженности фактора; к1-n баллы видов по шкале Браун-Бланке; х1-n - баллы по экологическим формулам.

Из инструментальных методов оценки состояния почвы для определения влажности и типа почвы делались почвенные разрезы.

Оценивалась сомкнутость крон и измерялась освещенность.

Сомкнутость крон определяется визуально по сумме проекций крон и выражается в десятых долях единицы, считая за единицу такую степень сомкнутости, при которой между кронами нет просвета.

Освещенность измерялась на каждой площадке, размером 50х50 см, с помощью фотоэкспонометра. Полученные данные заносились в рабочую таблицу.

Определение влажности почвы в природе:

  • - сырая — если сочатся капельки воды,
  • - влажная — вода не сочится, но промокашка быстро намокает,
  • - свежая — почва на ощупь прохладная, чувствуется что в ней есть влага, но промокашка, приложенная к почве, не намокает,
  • - сухая.

На основе полученных данных были построены сравнительные диаграммы освещенности, влажности, реакции и богатства почв в разных биотопах:

На основе полевых исследований составлен общий список растений изучекнных биотопов:

1. семейство Вересковые – Ericaceae

1) Брусника Vaccinium vitis-idaea
2) Черника Vaccinium myrtiluus
3) Вереск обыкновенный Calluna vulganis

2. семейство Первоцветные – Primulaceae

4) Седмичник европейский Trientalis europaeaecybrf myrtiluusea

3. семейство Злаки – Gramineae

5) Мятлик луговой Poa pratensis
6) Перловник поникший Melica nutans
7) Вейник наземный Calamagrostis epigeios

4. семейство Плауновые – Lycopodiaceae

8) Плаун булавовидный Lycopodium clavatum
9) плаун сплюснутый Lycopodium complanatum

5. семейство Лилейные – Liliaceae

10) Ландыш майский Convallaria majalis
11) Майник двулистный Maianthemum bifolium
12) Купена лекарственная Polygonatum odoratum

6. семейство Норичниковые – Sarophulariaceae

13) Марьянник луговой Melampyrum pratense
14) Вероника лекарственная Veronica officinalis
15) Льнянка обыкновенная Linaria vulgaris

7. семейство Сложноцветные – Compositae

16) Ястребинка волосистая Hieracium pilosella
17) Кошачья лапка двудомная Anlennania dioica

8. семейство Ситниковые – Juncaceae

18) Ожика волосистая Luzula pilosa

9. семейство – Грушанковые – Plurolaceae

19) Ортилия однобокая Orthilia secunda
20) Зимолюбка зонтичная Chimaphila umbellata
21) Грушанка круглолистная Purola rotundifolia

10. семейство Фиалковые – Violaceae

22) Фиалка трехцветная Viola tricolor
23) Фиалка собачья Viola canina
24) Фиалка полевая Viola arvensis

11. семейство Розоцветные – Rosaceae

25) Земляника лесная Fragaria vesca
26) Костяника Rubus saxatilis
27) Лапчатка прямостоячая Potentilla erecta

12. семейство Орляковые – Hupotepidaceae

28) Орляк обыкновенный Pteridium aquilinum

13. семейство Мареновые – Rubia ceae

29) Подмаренник мягкий Galium moilluqo
30) Подмаренник северный Galium poreale

14. семейство Бобовые – Fabaceae

31) Клевер горный Frifolium montanum
32) Чина лесная Lathyrus sylvestris

15. семейство Гвоздичные – Caryophyllaceae

33) Звездчатка злаковая Stellaria graminea

16. семейство Хвощевые – Equisetaceae

34) Хвощ зимующий Equisetum hyemale

17. семейство Кипрейные – Onagraceae

35) Иван-чай узколистный Chamaenerion angustifolium

18. семейство Гречишные – Polugonaceae

36) Щавель малый Rumex acetosella

16. семейство Маревые – Chenopodiaceae

37) Марь красная Chenopodium rubrum

Результаты и обсуждение

Биотоп №1, сосняк — черничник.

По нашим наблюдениям, для данного типа сосняка характерны полутеневые растения, получающие не более 10№, но, как правило, менее 100№ от полной освещенности (L=5,7), которые произрастают на свежих почвах, т.е в средних условиях увлажнения (F=4,7). В основном кислые (R= 3) и бедные минеральным азотом (N=2,8) почвы. Разнообразие растительности составляют 14 видов из 11 семейств. Супердоминантом является черника (70%). Преобладающие виды: брусника, седмичник европейский, марьянник луговой и др. Также встретилось растение из красной книги — плаун булавовидный. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется следующим образом. Преобладают растения, обитающие в местах со средней степенью увлажнения 71% (10 видов), а растения произрастающие в сухих местообитаниях составили 29% (4 вида). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,7. Класс возраста равен IV. Бонитет древостоя Iа. Почва на данном биотопе слабоподзолистая песчаная, влажноватая. Инструментальный метод исследования почвенного среза подтверждает структуру почвы и её влажность.

Биотоп №2, сосняк — разнотравный.

По полученным данным для этого биотопа характерны полутеневые растения, получающие не более 10%, но менее 100% от полной освещенности (L=5,8). Они произрастают на свежих почвах, т. е. в средних условиях увлажнения (F=4,7), в основном на кислых (R=3,4) и бедных минеральным азотом (N=3,4) почвах. Разнообразие растительности составляют 19 видов из 12 семейств. Супердоминантом является ландыш майский (27,3%), доминантом орляк обыкновенный, земляника лесная и др. Встречается один вид краснокнижника — плаун булавовидный. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется следующим образом. Преобладают растения, произрастающие в средних условиях увлажнения 85% (17 видов), а растения произрастающие в сухих местообитаниях составили 15% (3 вида). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,6. Класс возраста равен III. Бонитет древостоя Iа. Почва в данном типе сосняка подзолистая песчаная. Полученные данные о влажности и структуре почвы подтверждаются инструментальными методами.

Биотоп №3, смешанный лес.

Формула леса — 7С3Б. По результатам наблюдения для этого биотопа характерны полусветовые растения (L=5,3), произрастающие на свежих (F=4,7), в основном на слабокислых (R=3,5) и бедных минеральным азотом (N=3,4) почвах. Разнообразие растительности составляют 17 видов из 11 семейств. Супердоминантами являются черника (26,3%), костяника (24,6%), и др., доминантными видами являются ландыш майский (16,2%), вейник наземный (11,2%), чина лесная (22,5%), и др. Встретился краснокнижник — зимолюбка зонтичная. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется сле6дующим образом. Преобладают растения, которые произрастают в средних условиях увлажнения 76% (13 видов), а в сухих составляют 24% (4 вида). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,7. Класс возраста равен III. Бонитет древостоя Iа. Почва в данном биотопе среднеподзолистая песчаная, сухая. Полученная влажность и структура почвы, также подтверждаются инструментальными методами.

Биотоп №4, сосняк — брусничник.

Из полученных наблюдений, в этом типе сосняка произрастают полутеневые растения (L=4,9) на свежих (F=4,6), кислых(R=2,9) и бедных минеральным азотом почвах (N=3,4). Разнообразие растительности составляют 13 видов растений из 8 семейств. Супердоминантом является брусника (82,3%), преобладающими видами являются черника(20%), седмичник европейский (8,9%) и др. Были встречены 2 краснокнижника — плаун сплюснутый и плаун булавовидный. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется следующим образом. Преобладают растения, которые произрастают в местообитаниях со средним увлажнением (60%) (9 видов), а растения предпочитающие сухие местообитания, составляют 40% (6 видов). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,7. Класс возраста равен IV. Бонитет древостоя Iа. Почва в данном типе сосняка среднеподзолистая песчаная, сухая. Полученные данные подтверждаются инструментальными методами.

Биотоп №5, сосняк — кошачьелапковый.

Из наших наблюдений, в этом типе сосняка произрастают полусветовые растения (L=5,6) на свежих (F=4,5), в основном на кислых (R=3,4) и бедных минеральным азотом (N= 3,1) почвах. Разнообразие растительности составляют 16 видов из 10 семейств. Супердоминантом является кошачья лапка двудомная (83%). Преобладающие виды: ортилия однобокая (8,2%), купена лекарственная (9%), брусника (10%). Встречается 1 растение из красной книги — зимолюбка зонтичная. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется следующим образом. Преобладают растения, обитающие в условиях среднего увлажнения 75% (12 видов), а растения, произрастающие в сухих местообитаниях, составили 25% (4 вида). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,7. Класс возраста равен III. Бонитет древостоя Iа. Почва в данном типе сосняка слабоподзолистая песчаная. Полученная влажность и структура почвы подтверждаются инструментальными методами.

Биотоп №6, обгорелый сосняк.

По проведенным исследованиям, мы выяснили, что средняя высота обгорелых сосен составила 2м 35см. На данной территории обнаружены всходы берез и сосен. По полученным данным для этого биотопа характерны полусветовые растения (L=7,1), произрастающие на свежих почвах, т. е. в средних условиях увлажнения (F=5,4), в основном на слабокислых (R=4,8) почвах, со средним содержанием азота (N=3,8). Разнообразие растительности составляют 14 видов из 12 семейств. Супердоминантом является орляк обыкновенный (66,6%). Преобладающие виды: мятлик луговой (22,3%), Иван-чай узколистный (23,3%) и др. По эколого-ценотическим группам (ЭК) состав растений распределяется следующим образом. Преобладают растения, которые обитают в средних условиях увлажнения 76% (11 видов), а растения, произрастающие в сухих местообитаниях, составили 24% (3 вида). Средняя сомкнутость крон в этом биотопе составила 0,6. Класс возраста равен III. Бонитет древостоя Iа. Почва дерново-подзолистая, песчаная. Полученные данные подтверждаются инструментальными методами.

Выводы

1. Выделено 6 биотопов в различных типах сосняка: сосняк-черничник, сосняк разнотравный, сосняк-брусничник, сосняк кошачьелапковый, сосняк обгорелый, а также в смешанном лесу — и провели их геоботаническое описание.

2. Выявлено отношение различных видов растений к следующим абиотическим факторам: освещенности, влажности, реакции почвы и богатству минеральным азотом. Для заложенных площадок характерны полусветовые растения (сосняк-черничник — 5,7; пожарище — 7,1), произрастающие в средних условиях увлажнения (сосняк-черничник — 2,8; пожарище — 3,8).

3. Инструментальный метод исследования почвенных срезов, подтвердил данные, полученные путем фитоиндикации (влажность)

4. На исследуемой территории обнаружено 37 видов растений из 16 семейств. Из них 3 вида занесены в красную книгу Чувашии.

5. Собран гербарий растений-индикаторов.

Список использованной литературы

1. И. А. Шанцер. Растения средней полосы Европейской России. Москва 2004г. — 423с.

2. В. С. Новиков — Школьный Атлас — определитель высших растений. Москва 1958г. — 238с.

3. П. Ф. Маевский. Флора средней полосы европейской части России. Москва 2006г. — 600с.

4. И. И. Степаненко. Лесная типология. Москва 1999г. — 93с.

5. Академия наук СССР. Определитель растений среднего Поволжья. Ленинград 1984г. — 390с.

6. Школьный экологический мониторинг. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Чебоксары 1999г. — 106с.

7. Управление образования администрации Костромской области. Методики полевых экологических исследований. Кострома 1997г. — 66с.

8. Е. Т. Валягина-Малютина. Деревья и кустарники средней полосы Европейской части России. Санкт — Петербург.



Наши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Деревья и кустарники зимой" и "Деревья и кустарники летом",
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Деревья зимой" и "ЭкоГид: Деревья летом" (их можно купить в магазине Play Google: деревья зимой и деревья летом),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-"раскладушки" издательства "Вентана-Граф": деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016