Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Образ жизни бобра в окрестных водоемах п. Дивный

Непомнящий Денис (3 класс), Соболев Никита (3 класс), Якименко Николай (5 класс)
Красноярский край, Новоселовский район, п. Дивный, МОУ Дивненская средняя общеобразовательная школа №2
Работа проиллюстрирована фотографиями авторов

Руководитель: Якименко Наталья Ивановна (учитель начальных классов МОУ СОШ №2)

Научный консультант: Соколов Генрих Анатольевич, д.б.н., профессор кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела СФУ

2009 год

Осенью 2008 года тремя учениками Дивненской средней общеобразовательной школы были проведены наблюдения за бобром (Castor fiber) в окрестных водоемах п. Дивный Новоселовского района Красноярского края. Ребятами была прочитана соответствующая научная литература, а также проведены беседы с охотниками поселка. Мальчики изучали образ жизни бобра в естественных условиях, а именно устройства жилищ, питание бобра, условия обитание в первые заморозки. Был собран фактический фотоматериал исследований.

Речной бобр в реке в окрестностях пос. Дивный
Речной бобр в реке в окрестностях пос. Дивный

Введение

О многих животных мы читаем книги, смотрим фильмы, в которых рассказывается о том, как они приспосабливаются к различным условиям жизни. Нам известно, что бобры находились на грани исчезновения по вине человека. Чтобы этого не происходило, нам — людям, надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше страдала природа от нашего вмешательства. А для этого надо знать природу, любить животных, которые живут рядом с человеком, их повадки, привычки. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

Каждому человеку необходимо постичь искусство общения с природой. Первые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по-настоящему полюбить природу, ведь недаром говорят, чтобы любить природу, нужно ее знать. Нам выдалась возможность понаблюдать за жизнью бобров в настоящей действительности, а не по страницам книг. Бобр относится к наиболее ценным, нужным животным лесов Сибири бассейна Енисея в частности. Ранее этот вид в средней Сибири занимал территорию от центра Азии до Норильских озер на Севере [Перечень…, 2001]

Исследования по изучению образа жизни бобра нами были начаты в сентябре 2008 года. Мы всем классом пошли на экскурсию к водоему (ручью). Когда мы подошли к ручью, то увидели около него очень интересные особенности обитания этого зверя. Придя на следующий день в класс, мы долго обсуждали то, что нам удалось увидеть во время экскурсии. У нас возникло много вопросов, ответов на которые мы не знали.

Отряд: Грызуны — Rodentia
Семейство: Бобровые — Castoridae
Бобр восточноевропейский — Castor fiber vistulanus Matschie, 1907

Бобры — полуводные звери. Длина тела может достигать 120 см, вес до 20 кг. Окраска бурая, но изменчива: от светло-каштанового, до темно-бурого. Хвост у бобра плоский, покрыт роговыми чешуйками. Он служит прекрасным рулем при плавании, им он дает предупредительный сигнал, шлепнув по воде, а также он играет роль своеобразной подушки, на которую садится, когда грызет дерево. Кроме всего этого, хвост служит «складом» питательных резервов на зиму. Чем толще хвост бобра, тем больше у него запаса жира на зиму. Между пальцами задних лап плавательные перепонки.

Когда зверь находится на суше, он кажется неуклюжим, но в воде он очень подвижный [Баранов, 2006].

У бобра очень необычные зубы: четыре изогнутых резца ярко-оранжевого цвета, длиной с большой палец. Они похожи на лезвия ножниц, которые постоянно затачиваются по мере того, как бобр грызет. Губы смыкаются позади резцов, что позволяет зверю грызть, находясь под водой.

Для строительства своего жилья бобр очень тщательно выбирает место. Он обозначает подводный вход в свое обиталище, для этого он втыкает в грязь заостренные ветви, затем возводит стены хатки. Сначала, бобр укладывает толстые ветви и стволы, а затем переплетает их более тонкими ветвями, конопатит стены, утрамбовывает их грязью передними лапками. Новая хатка выглядит не особо прочной, но год за годом животное достраивает свое жилище. Хатка состоит из одной камеры, где животное устраивает себе гнездо. Самое большое количество жителей такого гнезда — до 9 бобров.

Многие бобры устраивают в хатке подобие прихожей — расширение в проходе, ведущем в основную камеру, недалеко от подводного выхода из своей хатки. Именно здесь они обсыхают, перед тем как войти в основную комнату. Хатка бобров со всех сторон окружена водой — это главное условие строительства [Кусто, 1983].

К строительству хаток бобр приступает лишь после длительного предварительного обследования места и лишь после того, как проведут в выбранном месте целый сезон. И это не случайно, ведь выбрав место, они должны быть уверены в том, что пищи и строительного материала им хватит надолго. [Кусто, 1983] Многие бобры строят норы. Нора — это длинная галерея, вырытая в берегу, которая сообщается с водой двумя или тремя каналами, которые бобры прорывают на случай тревоги. В потолке они проделывают отверстие для вентиляции, которое маскируют ветками и сучками. [Кусто, 1983]

Бобры живут семьями, сохраняют около себя новорожденных и годовиков, а «выставляют» за дверь более взрослых. Маленькие бобрята рождаются в мае-июне. Новорожденные покрыты пухом, весом 250 граммов, рождаются с открытыми глазами и через несколько часов уже передвигаются. Кормятся они молоком матери два месяца. Мать-бобриха заботится о своих детях, учит их плавать, нырять. Продолжительность жизни бобров 12-15 лет. [Кусто, 1983]

Бобры строят плотины для того, чтобы обеспечивать нужный уровень воды во все времена года. А это очень важно. Ведь не подрасчитай бобры глубину запруды и зимой они могут замерзнуть, а весной их норка может оказаться размытой. Кроме того, благодаря плотине, вода в реке поднимается и затопляет лес, что позволяет расширить территорию заготовок и сплава пищевого и строительного материала. [Баранов, 2006]

Бобр ведет ночной и сумеречный образ жизни. Как только наступят сумерки, бобры выходят на работу. Работают бобры в одиночку, очень редко парами. Сначала бобр надрезает часть ствола, потом обкусывает ствол с другой стороны. За несколько минут он оставляет от дерева лишь тонкий осевой стержень. Мощь зубов бобра очень велика, он может одним движением челюсти перекусить ветку толще нашего большого пальца: срез получается косой и очень четкий, как будто он сделан очень острым ножом. Способен валить деревья толщиной до 1 метра. [Сыроечковский, Рогачева, 1980]

Питаются бобры летом листьями и побегами деревьев, травой. Едят цветковые растения, крапиву, щавель. Любимое блюдо — тополь, осина, береза. Из ветвей этих деревьев бобр извлекает только тонкий слой тканей роста, который расположен под корой. Остальное для него несъедобное. Ему приходится заготавливать на зиму много веток, он валит 100-130 деревьев, но ест малую часть того, что заготовит. [Кусто, 1983]

Бобры зимой в спячку не впадают, но и пределов своей хатки не покидают. Поэтому они заготавливают большое количество веток, которые хранят в кладовой, прилегающей к жилью. Заготовки веток на зиму они выкладывают, вмуровывая их в ил на дне [Кусто, 1983].

Гипотеза, которые мы хотим подтвердить или опровергнуть в конце исследований:

  • Бобры всегда строят хатки.
  • Бобры ведут ночной образ жизни, днем их увидеть нельзя
  • Когда водоем замерзает, бобры на поверхность не выходят

Цель работы: обследовать и отметить особенности образа жизни бобров в окрестных водоемах п. Дивный.

Задачи:

  • 1. Проанализировать научную литературу по описанию образа жизни бобра.
  • 2. Организовать наблюдения за бобром в окрестных водоемах п. Дивный.
    • определить места обитания бобра;
    • изучить жилища бобра;
    • изучить питание бобра;
    • пронаблюдать за бобром в первые заморозки.
  • 3. Выяснить у охотников места обитания бобра.
  • 4. Собрать фотографический материал об образе жизни бобра.

Методы работы

В процессе работы над проектом нами использовались следующие методы исследования:

  • Эмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • Теоретический метод (синтез и анализ)

Результаты исследований

Наблюдение 25 сентября 2008 г.

В сентябре мы всем классом пошли на экскурсию к водоему (ручью). Когда мы подошли к ручью, то увидели около него очень интересную картину: вокруг лежали деревья, один конец которых был заточен, как у карандаша. Некоторые деревья стояли, но тоже были обточены со всех сторон. Ручей был перегорожен ветвями. Мы решили, что около нашего ручья поселились бобры. Но где они? Как бы мы не старались вести себя очень тихо, нам увидеть бобров не удалось.

Придя на следующий день в класс, мы долго обсуждали то, что нам удалось увидеть во время экскурсии. У нас возникло много вопросов, ответов на которые мы не знали. Так родилась идея заняться исследованием места обитания бобров.

Изучив соответствующую литературу, мы решили еще раз сходить на место обитания бобров и еще раз внимательно обследовать место.

Наблюдение 2 октября 2008 г.

Когда мы пришли на ручей во второй раз, то заметили, что обточенных деревьев стало еще больше. Одно дерево было свалено и лежало поперек ручья. В ручье мы нашли обглоданные веточки, которые казались будто обструганные ножом. По влажности стружки можно было догадаться, что ночью здесь трудились бобры.

Мы стали внимательно осматривать берег, чтобы найти жилище бобров. Обнаружили, что около берега трава была примята, нашли спуск, по которому бобры спускались в ручей и поднимались оттуда.

Спуск, прокатанный бобрами в реку
Спуск, прокатанный бобрами в реку

Удалось сфотографировать следы когтей. Это свидетельствовало о том, что бобры действительно здесь есть. Обследовав место, мы пришли к выводу, что бобры, которые здесь обитают, хаток не строят. Все это говорило о том, что наши бобры на этом ручье первый год. Стали искать нору и нашли на берегу небольшую возвышенность, которую в первый раз посчитали за кочку. Эта возвышенность была вся в ветках и листьях. Мы нашли вентиляционное отверстие, которое выходило из этой норы.

Выход из бобровой норы
Выход из бобровой норы

Мы еще раз обследовали плотину, которую построили бобры. Обнаружили, что плотина была построена из веток и тоненьких стволов деревьев, обмазанных грязью, длиной около двух метров. Это еще раз говорило о том, что наши бобры на этом месте первый год. Бобры строят плотины, также как и хатки, по-разному. Самая простая — это запруда из грязи, которую животные сооружают через ручей, нагромождая ил мордой и лапами. А если они живут в местах не один год, то и плотину строят по другому плану: они перекрещивают ветки, одни ветки втыкают в ил, другими переплетают их. Построенная таким образом плотина намного прочнее.

Бобровая плотина
Бобровая плотина

Но и в этот раз бобров нам увидеть не удалось.

Наблюдение 9 октября 2008 г.

Мы решили выяснить у охотников нашего села, где еще можно увидеть места обитания бобров. Охотники нам подсказали, куда можно сходить посмотреть. Когда мы пришли на место, то обнаружили, что действительно здесь жили бобры. Этому свидетельствовали сваленные деревья, но они были старые. Свежих следов обглоданных деревьев не было. Водоем высох и бобры, по всей вероятности ушли. Мы решили обследовать местность и отправились вверх по ручью. Нам удалось найти еще несколько мест их обитания. Проведенные наблюдения нам показали, что водоем в этом месте был намного больше первого, но и в этих местах бобры строили не хатки, а норы. Очень много интересного нам удалось увидеть и сфотографировать. Например, мы увидели интересную тропинку — спуск к водоему. Было похоже на то, что бобры спускались в водоем, сидя на своих хвостах. Мы увидели на берегу небольшую кучку влажной земли, на которой лежали веточки. Когда мы подошли поближе, то нам стало понятно, что это была норка, которую бобры сверху укрепляли. От этого места мы увидели спуск в водоем и два водных канала, по которым бобры передвигались, чтобы попасть в запруду. По середине водоема лежала куча веток, это так бобры заготавливали корм на зиму. Но бобров нам увидеть и здесь не удалось.

Наблюдение 19 октября 2008 г.

Через несколько дней мы попросили охотника села свозить нас еще на одно место обитания бобров. Это было довольно далеко от села. Когда мы подъехали, то увидели все туже картину: сваленные деревья, плотину, много веточек, которые бобры заготовили для зимы. Вдруг мы увидели в водоеме, что-то, похожее на бревно, которое плыло по водоему. Это был бобр. Нам даже удалось его рассмотреть и сфотографировать. Вскоре мы увидели еще одного. Теперь мы с уверенностью могли сказать, что бобры днем не всегда спят.

Предположения, которые мы выдвигали в начале нашего исследования, оказались неверными. Во-первых, бобры не всегда строят хатки, очень часто, как в нашем случае, они строят норы. Во-вторых, бобров, хотя и редко, но можно увидеть днем.

На этом наши исследования не прекратились. Мы решили подождать, когда наступят заморозки и посмотреть, как изменится жизнь бобров, когда водоем замерзнет. Будут ли они выходить на поверхность, ведь вода замерзла, а выход из норки только с воды.

Наблюдение 26 октября 2008 г.

Мы отправились на наше первое место наблюдения. На улице было уже холодно. Когда мы подошли к водоему, то увидели, что он замерз. Мы стали обсматривать местность. Вокруг лежал снег, на ручье лед. Посередине водоема мы заметили, что лед тоньше, чем везде. Подойдя поближе, увидели, что это была полынья, около которой были следы. По всей видимости, эта полынья была местом выхода бобров на поверхность. Это доказывало то, что когда водоем замерзает, бобры все равно выходят на поверхность.

Полынья в ручье, проделанная бобрами
Полынья в ручье, проделанная бобрами

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили — достигли. Мы провели обследование мест обитания бобров в окрестных водоемах. Нам удалось опровергнуть гипотезы, которые мы выдвигали в начале нашего исследования и установить, что бобры действительно не всегда строят хатки. Бобры, которые живут в нашем лесу, строят норки. Это в первую очередь зависит от того, сколько времени они живут в данной местности. Вход в норы с воды. Сама нора находится под корнями деревьев, об этом свидетельствуют вентиляционные отдушины, которые нам удалось обнаружить. От норы животные прорывают на случай тревоги, два-три канала. Удалось выяснить, чем питаются бобры, и, что больше всего они любят осину, черемуху, а также березу. Едят они не сами деревья, а кору и слой тканей роста, который находится под корой. Выяснили, что бобры строят плотины, через ручьи и реки — это запруда из грязи и ветвей. Убедились в том, что после того, когда водоем замерзает, бобры продолжают выходить на поверхность, используя для этого специальные лазы (проруби), которые делают сами, ломая лед. А самое главное, нам удалось увидеть бобров, тем самым опровергнуть гипотезу, что бобров можно увидеть только в сумерках или ночью. Но свою работу мы считаем еще не законченной, нам хочется понаблюдать за бобрами зимой и посмотреть смогут ли они пережить морозы.

Литература

  1. Баранов А.А. Особо охраняемые животные Приенисейской Сибири / А.А. Баранов — Красноярск, 2006.
  2. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Издательство «Педагогика», 1981.
  3. Кусто Ж.И. Лососи, бобры, каланы / Ж.И. Кусто — М.: Гидрометеоиздат, 1983.
  4. Перечень охотничьих птиц и зверей Красноярского края / Отв. ред. сер. К.И. Распопин, отв. ред. вып. В.В. Луцкий, М.Н. Смирнов — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2001. С. 386.
  5. Сыроечковский Е.Е. Животный мир Красноярского края / Е.Е.Сыроечковский, Э.В.Рогачева — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1980.



Наши авторские методические материалы по млекопитающим России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Наземные млекопитающие (звери) России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Звери и следы" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Звери и их следы",
цветную ламинированную определительную таблицу "Млекопитающие и следы их жизнедеятельности".

Кроме того, на нашем сайте Вы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы, Амфибии, Рептилии, Птицы,
полевые определители для смартфонов и планшетов серии "ЭкоГид": Рыбы, Амфибии и Голоса, Рептилии, Птицы и Голоса, (все их можно купить в магазине Play Google),
цветные ламинированные определительные таблицы: Рыбы, Амфибии и рептилии, Зимующие птицы, Перелетные птицы,
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы и Обитатели водоемов
книги-определители серии "Энциклопедия природы России" Звери и Домашние животные.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016