Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Изучение гнездовой жизни садовой камышевки

Якименко Николай Вячеславович (7 класс)
Красноярский край, Новоселовский район, п. Дивный, МОУ Дивненская средняя общеобразовательная школа №2
Работа проиллюстрирована фотографиями автора

Руководитель: Якименко Наталья Ивановна (учитель начальных классов МОУ СОШ №2)

2010 год

Введение

Актуальность

Птицы везде — над нами, вокруг нас, рядом, вдали. Встретить их можно в лесу, в поле, на реке, в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на птиц целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нас, мы должны знать. Каждому человеку необходимо постичь искусство общения с природой. Первые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по — настоящему полюбить природу, ведь недаром говорят «чтобы любить природу — нужно ее знать». Мне выдалась возможность понаблюдать за гнездованием садовой камышевки не по картинкам в учебнике, а по-настоящему, в природных условиях. В августе месяце 2010 года мною было найдено гнездо садовой камышевки, в котором находились маленькие, только что вылупившиеся птенцы. Так родилась идея заняться исследованием.

Автор работы Якименко Н.В. у гнезда
Автор работы Якименко Н.В. у гнезда

Гипотезы:

  • Гнездо, которое я обнаружил, принадлежит воробьям;
  • Самка и самец выполняют одинаковую функцию в выкармливании птенцов;
  • Птенцы покинут гнездо через 2,3 недели

Противоречие: из источников информации мною было выявлено, что птенцы покидают гнезда в первой половине июля, около двух недель их докармливают взрослые птицы, а по моим наблюдениям я установил, что птенцы покинули гнездо в конце августа.

САДОВАЯ КАМЫШЕВКА (камышовка) (Acrocephalus dumetorum) — птица семейства славковых.
Маленькая, скромно окрашенная подвижная птица размером заметно меньше воробья (масса 9-14 г). Верхняя сторона тела оливково-бурая. Крылья и хвост бурые. Горло светлое. Брюшная сторона беловатая с глинисто-охристой окраской по краям. Над глазом неясная светлая «бровь». Хвост закругленный. Распространена она по всей лесной зоне России от западных границ до Забайкалья на востоке. Обитательница речных зарослей, кустарников и высокотравья в балках, лощинах, оврагах, лесных полян, зарастающих вырубках, садов и парков. Находит себе прибежище в зарослях смородины, малины, а то и просто в бурьяне и крапиве. Как и все камышевки, ловко лазит по веткам и стебелькам, давая о себе знать либо тревожным «чеканьем», либо пением, которое до середины лета звучит круглые сутки, буквально день и ночь. Перелетная птица. Питается мелкими насекомыми. [3]

Объект наблюдений - садовая камышевка (Acrocephalus dumetorum)
Объект наблюдений — садовая камышевка (Acrocephalus dumetorum)

В районы гнездования прилетают в середине мая. Гнездовые участки занимают в начале июня. В это время можно видеть их токовые полеты и слышать пение. Песня — красивая, длинная, неторопливая трель, состоящая из чистых свистовых собственных фраз и слогов, заимствованных у других птиц. Обычно эти фразы и слоги повторяются подряд несколько раз, после чего произносится двойное или тройное «чек-чек» или «чек-чек-чек». Позыв «чек-чек». В брачный период самец поет и днем и ночью, хотя дневная песня более тороплива и неразборчива.

Строит гнездо одна самка между стеблями высоких трав. В конце мая — первой половине июня самка откладывает 5-6 яиц разной окраски: розовато-белых с глубокими серо-фиолетовыми пятнами и красно-бурыми поверхностными крапинками или матово-молочно-белых с густым коричневым крапом. Насиживает кладку в основном самка 13-14 суток. Птенцы вылупляются в конце июня. Выкармливают их оба родителя 11-13 дней. Слетки покидают гнезда в первой половине июля, около двух недель их докармливают взрослые птицы. В первых числах августа выводки распадаются, птицы кочуют в районах гнездования. В августе и сентябре камышевки отлетают на зимовку в Индостан и Шри-Ланку.

Цель работы: понаблюдать за особенностями гнездования садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum)

Задачи:

  • Организовать наблюдения за птицей в естественных условиях;
  • Проанализировать научную литературу;
  • Исследовать степень участия самца и самки в выкармливании птенцов;
  • Понаблюдать : сколько времени птенцы будут находиться в гнезде, и через какое время они покинут его;
  • Собрать фотографический материал.

Методы работы

В процессе работы над проектом мною использовались следующие методы исследования:

  • Эмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • Теоретический метод (синтез и анализ)

Результаты исследований

Наблюдение август 2010 г.

Исследования по изучению особенностей гнездования птицы мною было начато в августе 2010 г. Собирая в саду малину, я заметил пару птиц, которые вели себя очень беспокойно. Я сначала не придал этому никакого значения. Но вдруг я обнаружил гнездо, которое имело форму конуса и было сделано из травинок. Крепилось гнездо за две рядом стоящие ветки малины. В гнезде находились 4 птенца. Они были совсем маленькие-голые, с желтыми ротиками. Это говорило о том, что птенцы недавно появились на свет. Я был очень удивлен. Ведь на дворе уже был август, а как известно, в это время птицы не выводят птенцов. Я знал только о том, что воробьи могут откладывать яйца два раза в год, но что воробьи вьют такие гнезда — я не знал. Так родилась идея заняться исследовательской работой.

Первое, что мне предстояло выяснить — это то, что же это за птица. Я пришел на другой день к месту исследования с фотоаппаратом, чтобы сфотографировать птиц и птенцов и определить их название.

Мне пришлось просмотреть несколько энциклопедий, но ответ не был найден. Ответ я нашел в определителе птиц. Это была садовая камышевка.

В ходе исследовательской работы у меня возникали все новые и новые вопросы: КАК долго птенцы будут находиться в гнезде? КТО кормит птиц: самка или самец? ЧЕМ они кормят маленьких птенцов.?

Наблюдение 10 августа 2010 г.

Второе свое наблюдение я начал с того, чтобы получше изучить гнездо камышевки.

Гнездо было свито в пышно разросшихся кустах малины. Свито из сухих, стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. В строительном материале присутствует пакля, паутина, растительный пух. В подстилке присутствуют усы травянистых растений. Гнездо имело форму обращенного вниз вершиной конуса.

Гнездо садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum), за которым велись наблюдения
Гнездо садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum), за которым велись наблюдения

Сделав соответствующие измерения, я установил, что:

  • Диаметр гнезда 9 см,
  • Высота гнезда 19 см
  • Высота гнезда от земли 90 см

Во время того, как я проводил измерение, птицы вели себя беспокойно: при каждом приближении птенцы открывали клювики, они наверное думали, что это мама-птица прилетела. А одна птица (как я выяснил позже) — самец, набросился на меня и клюнула.

Наблюдение 11 и 12 августа

Третий и четвертый день я провел у гнезда с целью выяснить, активность самца и самки во время кормления в течении дня. Было интересно, одинаковое ли количество прилетов к гнезду совершают птицы в течении дня. Весь период наблюдений я разделил на временные отрезки и понаблюдал за количеством прилетов птиц к гнезду. Результат наблюдения оформил в таблицу [приложение 1].

Суточная динамика кормления птенцов садовой камышевки
Суточная динамика кормления птенцов садовой камышевки

Проанализировав таблицу кормлений птенцов, я пришел к выводу, что количество прилетов к гнезду разное в течении дня. Так активность кормления выше с 9-30 до 13-30, это, я думаю, происходит из-за того, что в это время суток легче отыскать корм, и что птенцам требуется больше пищи после ночи. С 14-30 до 16-30 наблюдается спад активности кормления птенцов. Это, я предполагаю, происходит из-за того, что птенцы уже насытились, да и родителям тоже необходимо время отдохнуть. С 16-30 и до 20-30 опять наблюдается повышение активности кормления. Если посмотреть на диаграмму, то можно заметить, что наблюдается некая цикличность: повышение активности, понижение активности и опять повышение активности. Так же я проанализировал количество кормлений самкой и самцом в отдельности [приложение 2].

Графическое отображение результатов позволяет нам увидеть, что в разные периоды суток активность самцов и самок различна.

Суточная динамика кормления птенцов садовой камышевки самцом и самкой
Суточная динамика кормления птенцов садовой камышевки самцом и самкой

Наблюдая за прилетом птиц, я сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. Чаще прилетает самка, самец — реже. Самка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. Самец же — прилетал, прежде чем подлететь к гнезду — очень осторожничал, после того, как отдавал пищу птенцу, он сразу не улетал, а долгое время находился около гнезда и наблюдал за мной, издавая при этом грозные звуки. Таким образом, гипотеза, что самка и самец выполняют одинаковые роли в выкармливании птенцов, мною была опровергнута, т.к самец кроме того, что занимался кормлением, еще и занимался охраной.

Наблюдая за кормлением, я сделал вывод, что пища садовых камышевок очень разнообразна, так как они поедают всех мелких насекомых и паучков, замеченных в кустах и траве, и отлично умеют разыскивать их, заглядывая под нижнюю поверхность листьев. Здесь они склевывают яички паучков, жуков и бабочек, лакомятся тлями и мелкими улитками, стрекозами, муравьями и ягодами малины. Еще я отметил, что пищу, птицы отыскивают недалеко от гнезда.

Мне удалось понаблюдать за тем, как птицы очищают гнездо от птичьего помета. Отдавая корм птенцам, птица забирала помет. Около гнезда она его не бросала, а уносила за забор.

Наблюдение с13 по 18 августа

Следующие дни я проводил меньше времени за наблюдениями. Мне осталось выяснить, сколько дней птенцы будут находиться в гнезде, и что будут делать после того, как покинут его. Так как птенцы, которых я обнаружил, были совсем голые, я предположил, что находиться в гнезде они должны не менее 2-х недель.

Наблюдая за птенцами, я замечал, что каждый день менялся их внешний вид. Они покрывались перьями, росли.

Наблюдения 19 августа

Подойдя к гнезду, я увидел птенцов, но их было не 4, а 3. Я испугался: наверное, выпал из гнезда. Но когда стал обследовать кусты малины, заметил на веточке птенчика, который еще не летал, а передвигался по стеблям малины. Я предположил, что возможно этот птенец первым вылупился из яйца. Три других птенца еще находились в гнезде. Было интересно и то, что родители-птицы продолжали кормить оставшихся птиц в гнезде.

Птенцы садовой камышевки в гнезде
Птенцы садовой камышевки в гнезде

Наблюдение 20 августа.

Придя на следующий день, я увидел, что гнездо было пустое. Это был 10 день моего наблюдения. Значит, птенцы покидают гнезда через 10 дней. Но когда я обнаружил гнездо, птенцы там уже были и на мой взгляд им было 3-4 дня. Поэтому, гипотеза, которую я выдвигал в начале исследования, что птенцы покидают гнездо через 2,3 недели — подтвердилась.

Наблюдение 21 августа

Гнездо было пустое. Птенцов поблизости не было видно. Но я заметил, что несколько птиц сидели на сливе. Значит, тот факт, о котором я прочитал, что после отлета из гнезда, птицы находятся некоторое время около него, подтвердился.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую я ставил — достиг. Я изучил особенности гнездования садовой камышевки. Гипотезы, которые я выдвигал в начале исследования, не подтвердились.

Мне удалось выяснить, что садовая камышевка селится в разросшихся кустах малины. Гнездо свито из сухих стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. В строительном материале нередко присутствует пакля, паутина, растительный пух. Гнездо имеет форму обращенного вниз вершиной конуса.

Наблюдая за прилетом птиц к гнезду, я сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. Чаще прилетает самка, самец — реже. Самка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. Самец же — прилетал, прежде чем подлететь к гнезду — очень осторожничал, после того, как отдавал насекомое птенцу, он сразу не улетал, а долгое время находился около гнезда и наблюдал за мной, издавая при этом грозные звуки. Количество прилетов родителей к гнезду в разное время суток тоже разное: наблюдается уменьшение и увеличение количества прилетов. Я предположил, что это возможно зависит от насыщения птенцов.

Пища садовых камышевок очень разнообразна: от личинок до крупных насекомых.

Птенцы находятся в гнезде 10-11 дней. После чего, они покидают гнездо, но далеко от него не улетают.

Кроме этого, я собрал фото и видео материал, который может быть использован на уроках биологии при знакомстве с классом птиц.

Список литературы

  • Мультимедийный справочник определитель. «Животный мир России
  • Интернет сайт: www.nature-archive.ru
  • Интернет сайт: ru.wikipedia.org

Приложение №1

Таблица прилетов птиц к гнезду

п\п время насекомое Кто кормил п\п время насекомое Кто кормил
  9-30-10-30     10-30 11-30      
1 9-35 Муха Самка 1 10-31 Муравей Самка
2 9-38 Стрекоза Самка 2 10-33 Личинка Самка
3 9-42 Муравей Самка 3 10-36 Муха Самка
4 9-48 Личинка Самец 4 10-40 Пчела Самка
5 9-50 Муравей Самка 5 10-41 Муравей Самец
6 9-52 Муха Самка 6 10-44 Мотылек Самка
7 9-53 Муравей Самец 7 10-48 Личинка Самка
8 9-56 Пчела Самка 8 10-49 Стрекоза Самка
9 9-58 Муха Самка 9 10-52 Муравей Самец
10 10-00 Муравей Самка 10 10-54 Муха Самка
11 10-02 Личинка Самка 11 10-57 Личинка Самка
12 10-05 Жук Самец 12 11-02 Жук Самка
13 10-09 Муха Самка 13 11-08 Муравей Самка
14 10-15 Муравей Самка 14 11-11 Муха Самка
15 10-18 Стрекоза Самка 15 11-14 Личинка Самка
16 10-23 Личинка Самка 16 11-18 Мотылек Самка
17 10-25 Муха Самец 17 11-21 Червь Самец
18 10-29 Пчела Самка 18 11-24 Муха Самка
19 10-31 Муха Самка 19 11-27 Личинка Самка
        20 11-30 Муравей Самка
  11-30-12-30       12-30 13-30    
1 11-29 Муха Самка 1 12-30 Червь Самка
2 11-32 Личинка Самка 2 12-34 Муха Самка
3 11-34 Личинка Самка 3 12-36 Муха Самка
4 11-37 Муравей Самка 4 12-40 Личинка Самка
5 11-39 Личинка Самка 5 12-43 Пчела Самка
6 11-42 Муха Самец 6 12-46 Стрекоза Самка
7 11-45 Пчела Самка 7 12-47 Кузнечик Самец
8 11-48 Личинка Самка 8 12-50 Муравей Самка
9 11-51 Стрекоза Самец 9 12-54 Личинка Самка
10 11-54 Муха Самка 10 12-55 Червь Самец
11 11-58 Червь Самец 11 12-57 Муха Самка
12 12-05 Муха Самка 12 13-00 Личинка Самка
13 12-08 Муравей Самка 13 13-05 Мотылек Самец
14 12-12 Личинка Самка 14 13-13 Муравей Самка
15 12-15 Стрекоза Самец 15 13-18 Пчела Самка
16 12-18 Жук Самка 16 13-23 Муха Самец
17 12-22 Личинка Самка 17 13-28 Личинка Самка
18 12-26 Муха Самец        
19 12-31 Муравей Самка        
  13-30-14-30       14-30 15-30    
1 13-32 Муравей Самец 1 14-33 Жук Самец
2 13-38 Муха Самка 2 14-35 Муха Самка
3 13-41 Личинка Самка 3 14-42 Личинка Самка
4 13-47 Мотылек Самка 4 14-50 Муха Самка
5 13-55 Муха Самка 5 15-03 Пчела Самец
6 14-00 Пчела Самка 6 15-16 Стрекоза Самка
7 14-07 Муравей Самка 7 15-21 Муравей Самка
8 14-12 Муравей Самка 8 15-30 Муха Самка
9 14-21 Жук Самка       Самка
10 14-22 Муха Самец       Самка
11 14-28 Личинка Самка       Самка
12 14-32 Муравей Самка       Самка
  15-30-16-30       16-30 17-30    
1 15-31 Муха Самец 1 16-35 Кузнечик Самка
2 15-38 Червь Самка 2 16-38 Муравей самец
3 15-45 Стрекоза Самка 3 16-40 Личинка Самка
4 15-51 Личинка Самка 4 16-41 Муха самец
5 16-02 Пчела Самка 5 16-44 Жук Самка
6 16-12 Муха Самец 6 16-47 Пчела Самка
7 16-17 Кузнечик Самка 7 16-51 Муравей  
8 16-24 Мотылек Самка 8 16-56 Личинка Самка
9 16-32 Личинка Самка 9 16-58 Червь самец
        10 17-05 Муравей Самка
        11 17-11 Кузнечик Самка
        12 17-16 Муха самец
        13 17-22 Мотылек Самка
        14 17-25 Личинка Самка
        15 17-28 Пчела Самка
  17-30-18-30       18-30 19-30    
1 17-30 Личинка Самка 1 18-31 Стрекоза Самка
2 17-32 Муха Самка 2 18-33 Личинка Самка
3 17-35 Мотылек Самка 3 18-36 Мотылек Самка
4 17-37 Муравей Самка 4 18-37 Муравей самец
5 17-38 Личинка самец 5 18-39 Жук Самка
6 17-41 Муха Самка 6 18-41 Муравей Самка
7 17-43 Пчела Самка 7 18-44 Муха Самка
8 17-46 Личинка Самка 8 18-47 Личинка Самка
9 17-49 Стрекоза Самка 9 18-50 Муравей самец
10 17-52 Жук Самка 10 18-55 Мотылек Самка
11 17-56 Муха Самка 11 18-57 Муравей Самка
12 17-57 Муравей Самец 12 19-01 Пчела самец
13 18-03 Личинка Самка 13 19-07 Личинка Самка
14 18-10 Мотылек Самка 14 19-10 Мотылек Самка
15 18-14 Муравей Самец 15 19-13 Муха Самка
16 18-17 Личинка Самка 16 19-16 Жук Самка
17 18-22 Муха Самка 17 19-18 Муравей Самка
18 18-26 Жук Самка 18 19-22 Личинка самец
19 18-29 Личинка самец 19 19-26 Мотылек Самка
        20 19-29 Стрекоза самец
  19-30-20-30            
1 19-31 Жук Самец 14 20-09 Личинка Самец
2 19-33 Гусеница Самка 15 20-10 Муха Самка
3 19-37 Муравей Самец 16 20-14 Гусеница Самка
4 19-38 Муха Самка 17 20-17 Муравей Самец
5 19-41 Личинка Самка 18 20-19 Личинка Самка
6 19-43 Пчела Самка 19 20-23 Муха Самка
7 19-46 Муха Самка 20 20-25 Гусеница Самка
8 19-48 Гусеница Самка 21 20-28 Пчела Самка
9 19-51 Гусеница Самка        
10 19-55 Стрекоза Самец        
11 19-58 Личинка Самка        
12 20-02 Муха Самка        
13 20-05 Гусеница Самка        

Приложение №2

Активность самки и самца

Время прилета Кол-во прилетов Прилет самки Прилет самца
9-30-10-30 19 15 4
10-30-11-30 20 17 3
11-30-12-30 19 14 5
12-30-13-30 17 13 4
13-30-14-30 12 10 2
14-30-15-30 8 6 2
15-30-16-30 9 7 2
16-30-17-30 15 11 4
17-30-18-30 19 15 4
18-30-19-30 20 15 5
19-30-20-30 21 16 5



Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016