Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»

Ёлхин Владислав Романович (4 класс), Карапетян Андроник Рубенович (2 клаcс)
Ставропольский край, хутор Солёное Озеро, филиал МОУ СОШ № 5, 2010 год

Научный руководитель: Карапетян Светлана Ивановна (учитель младших классов)
(см. также статью С.И. Карапетян "Исследования экосистемы «Соленого озера» с младшими школьниками"

Оглавление:

  • Введение
  • Место исследования
  • Результаты исследования
    1. Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду
    2. Не всегда виновен птичий грипп
    3. Работа по охране заказника и прилегающей к нему территории
    4. «Солёное озеро» — как охраняемый природный объект
    5. Перелетные птицы
  • Заключение
  • Литература

Введение

Хутор Соленое Озеро, где мы живём, — очень живописное, прекрасное место. Он расположен рядом с Государственным природным заказником «Солёное Озеро».

озеро Лушниковское

Нами была выдвинута гипотеза: «Если на территории Петровского района был создан заказник, то он имеет огромное значение для обитания редких представителей флоры и фауны, а также в миграции перелётных птиц и сохранении их редких видов».

Цель исследования: исследовать экологические проблемы и жизнь экосистемы заказника.

Задачи:

  • изучить жизнь водоёмов заказника;
  • показать необходимость существования охраняемой зоны для перелётных птиц;
  • создать видеоархив заказника для изучения регионального компонента на уроках окружающего мира.

Объектами исследования стали:

  • естественный соленый водоем — озеро Лушниковское,
  • искусственный пресный водоём (пруд) близ хутора Солёное Озеро.
  • обитатели и животный мир этих водоёмов.

В ходе нашего исследования мы использовали сведения архивных материалов, литературу по теме, Интернет-ресурсы, свои фенологические наблюдения и наблюдения учителя географии МОУ СОШ № 5 Борисовой Надежды Сергеевны за 10 лет. На пресном водоёме близ озера Лушниковского по материалам экскурсии был снят фильм о лебеде-шипуне.

Наш проект может быть использован на уроках биологии, географии и экологии.

Место исследования

Площадь заказника "Соленое озеро" — 1650 га, высота над уровнем моря 135 м. С востока его территория примыкает к крутому склону Прикалаусских высот Ставропольской возвышенности. На берегу расположен хутор Солёное озеро.

Соленое озеро находится на расстоянии 800 метров от нашей школы. Оно имеет овальную форму и вытянуто в меридианальном направлении. Длина его 2,5 км, ширина — 1,5 км, площадь зеркала — 3,5 км , глубина — 3 м (см. фотографию выше).

Западный берег крутой, обрывистый, а восточный и юго-восточный — пологий. Чтобы обойти озеро вокруг потребуется 2,5-3 часа. Оно бессточное, сюда втекают родники со склонов Прикалаусских высот и села Донская Балка.

Чтобы обойти озеро вокруг потребуется 2,5-3 часа

Угодье расположено в пределах самой крупной миграционной трассы птиц в Евразии, соединяющей Западную Сибирь, Таймыр и Казахстан с Ближним и Средним Востоком, Северной и Восточной Африкой. В настоящее время это место является одним из самых крупных мест длительных остановок мигрирующих гусеобразных и околоводных птиц в пределах России.

Дно озера покрыто чёрным илом — лечебной грязью. Вода горько-солёная, содержит глауберову соль, хлориды и сульфаты натрия, калия, кальция, магния, соединения серы. Местные жители и приезжие давно с успехом лечатся от ревматизма, простуды и кожных болезней. В годы Великой Отечественной войны жители хутора добывали соль из озера и на тачках, пешком возили в село Петровское (ныне город Светлоград, райцентр). Там её меняли на другие продукты питания. Таким образом, особый микроклимат, обилие пресной воды и корма создают выгодное географическое положение.

Результаты исследования

1. Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду

Человек использует ресурсы Земли и загрязняет биосферу. На одного жителя крупных городов приходится 1 тонна мусора (пищевого и бытового). На наших глазах происходит обеднение экосистем обитания живых организмов, так как вымирают редкие виды животных, погибают растения.

Ежедневно безвозвратно исчезают один вид животных и еженедельно один вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. Природные ресурсы, необходимые для выживания человека и стабильного развития все в большей степени разрушаются и истощаются самим человеком. Еще в конце XIX века в разных странах Европы образовались тесно заселённые промышленные районы. Они стали центрами загрязнения природной среды.

Какова же экологическая ситуация нашего района? Исследовав проблему, мы выяснили, что отрицательная деятельность человека ярко отражена в лесном массиве Кашпарова сада, расположенного вблизи нашего хутора. Мы увидели, что ценные породы деревьев уничтожаются варварской деятельностью. Под влиянием деятельности человека не стало каждого второго дерева на планете. Постепенно исчезают поля, пригодные для сельского хозяйства, и луга для животноводства. Оползни — частое явление, которое стало результатом негативной деятельности человека, и это явление присутствует в нашем хуторе.

Стало очевидным, что равновесие экосистемы, нарушаемое хозяйственной деятельностью человека, восстанавливается медленно.

Опасность для представителей флоры и фауны нашего заказника представляют и беспорядочные сбросы канализационных отходов, и выжигания лесополос и склонов пастухами для омоложения травы. На самом деле под угрозой редкие виды растений, родники, животные. Каждый из нас должен осознать опасную ситуацию и, как может, помочь сохранению природы нашей планеты.

2. Не всегда виновен птичий грипп

В 2008 году большой урон фауне заказника нанесла деятельность фермерских хозяйств, которые в период массового осеннего перелёта птиц протравливали поля от грызунов. В результате этого погибло много птиц. На нашем водоёме в октябре наблюдался массовый падёж уток-огарей. Вначале предполагали, что гибель произошла в результате птичьего гриппа, но затем эпидемиологи района выяснили, что утки отравились протравленным зерном. Отрава использовалась фермерами для борьбы с грызунами, уничтожающими посевы. Были обнаружены фосфорорганические соединения диазинона-3 в организме птиц. Фермеры в погоне за урожаем не задумывались о средствах достижения цели. А можно было всего лишь рассчитать сроки, а также использовать безвредные ядохимикаты, которые гораздо дороже используемых.

От егеря мы узнали душещипательную историю о гибели летом 2009 года выводка лебедей от жажды. Люди спустили воду с прудочка, на берегу которого гнездилась семья лебедей и, не найдя воды, лебеди пешком отправились за 2 км к воде. Малыши (5 лебедят) погибли.

3. Работа по охране экологии заказника и прилегающей к нему территории

Соленое Озеро в своем роде природный музей, а также любимое место отдыха хуторян, горожан и гостей из разных уголков России. Вот мы и решили сохранить и приумножить богатство родного края, нашей малой Родины. У нас в школе организован кружок «Эколог» в котором ребята занимаются исследованием экологической ситуации микрорайона и разработали правила поведения в природе.

Ребята-экологи ежегодно очищают склоны Прикалаусских высот и берега пресного водоёма от бытового мусора.

Восточный берег озера, где впадают родники, зарос камышом. Здесь гнездятся некоторые виды уток: огарь, пеганка, кряква, но человек загрязняет побережье мусором. Мусора было бы гораздо меньше, если бы коммунальные службы позаботились о вывозе мусора с улиц, прилегающих к заказнику. Однако жители лишены такой услуги.

Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Нами ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда бережного отношения к природе стала одним из главных орудий в деятельности экологов нашей школы. Ребята использовали окна магазина как рекламный щит, для ознакомления населения с неутешительными результатами исследований.

На склонах высот берут свое начало родники, которые являются источниками водоснабжения не только хутора Соленое Озеро, но и города Светлограда и окрестных сел. Исследовав эти источники, мы обнаружили, что многие из них требуют постоянного ухода. Мы взяли шефство над этими родниками.

На склонах высот берут свое начало родники

От питания родников зависит также уровень воды в озере. Однако озеро получает малую часть воды, только ту, что идет на сброс, этого не достаточно для поддержания уровня воды в озере и существует реальная опасность высыхания водоема. Мы измерили береговую часть озера и установили, что в июле 2009 году по сравнению с июлем 2008 года, вода отступила более чем на 50 метров, концентрация соли увеличилась более чем в 2 раза. В июле 2009 года нами со дна озера в 100 метрах от берега была извлечена кристаллическая соль, вполне съедобная на вкус, белого цвета, вода в озере была скорее похожа на кашу, чем на воду. Опросив местных жителей, мы установили, что озеро периодически через 25-30 лет пересыхает, затем вновь наполняется. Однако данный факт требует перепроверки. Осенью из-за дождей уровень воды поднялся.

Подводя итог вышесказанного, мы можем сделать вывод, что экологическая катастрофа  —  это то, в чём виноват каждый, кто хотя бы просто безразличен к окружающей его среде. Природа беспомощна перед натиском человеческого насилия. Люди должны задуматься и прекратить варварски относиться к природе.

4. «Соленое озеро» как охраняемый природный объект

«Солёное Озеро» — зоологический памятник природы. Каковы же причины, способствующие внесению «Соленого озера» в список природоохраняемых объектов?

Заказник образован в целях сохранения и воспроизводства ценных видов животного мира. Здесь охраняются степные, болотные, водоплавающие птицы: серый журавль, лебедь-шипун, огарь, кряква, шилохвост, чирок, кроншнеп, кулик-ходулочник, шилоклювка.

На этом участке обычны из млекопитающих заяц-русак, корсак, ушастый еж, малый суслик, большой, малый и мохноногий тушканчики.

Богата фауна пресмыкающихся — степная гадюка, разноцветная и быстрая ящурки, ушастая и вертихвостая круглоголовки, желтопузик, ящеричная змея.

Фауна птиц в целом значительно беднее, но есть и охраняемые пустынно-степные виды — дрофа, стрепет, несколько видов жаворонков, журавль-красавка, ряд хищных птиц — степной орел, курганник. Таким образом, мы выяснили, что богатое разнообразие фауны и явилось причиной, способствующей внесению «Соленого озера» в список природоохраняемых объектов.

На основании постановления главы города Светлограда за №537 от 30.04.2003 года на территории заказника теперь запрещается распашка земель, рытьё траншей, выпас скота, сенокошение, предоставление участков под застройку, для садоводства, огородничества, а также и другие действия, ухудшающие экологическое состояние земель, входящих в охранную зону озера Лушниковского.

5. Перелетные птицы

Какое значение для перелётных птиц имеет заказник? Весной миграции носят в основном транзитный характер с кратковременными остановками. В отдельные годы белолобый гусь, краснозобая казарка и пискулька задерживаются на озерах до начала-середины мая.

Среди уток-мигрантов наиболее многочисленны кряква, шилохвость, серая утка, широконоска, красноголовый нырок, огарь. Начало миграции приходится на конец февраля — начало марта. Массовые миграции отмечаются в конце марта — начале апреля. Среди гусей доминирующим видом является белолобый гусь, массовые миграции которого наблюдаются в конце марта — начале апреля. В эти же сроки мигрируют краснозобая казарка, серый гусь. В отдельные годы, мигрирующие гуси отмечаются вплоть до середины мая.

Осенью миграции водоплавающих птиц носят в некоторые годы транзитный характер, в другие годы утки, гуси и лебеди задерживаются до ледостава (декабрь-январь). На перелёте в заказнике останавливаются серый журавль, гусь белолобый. Часть годового цикла они проводят на озере.

График осеннего прилета и отлета птиц

Родина серого журавля — Азия. Они совершают свой перелёт в страны Азии и Северной Африки. Серый журавль крупная птица весом 4-7кг. Это плотоядная птица. Питаются журавли мышами, змеями, поедают червей, букашек, жучков. На растительную пищу он переходит в случае, если нет другой пищи, поедает зерно и молодые всходы озимой пшеницы. Готовясь к перелёту, журавли собираются в стаи и с восходом солнца вылетают на поля, а с заходом возвращаются, и всё наполняется журавлиным криком.

Вот уже на протяжении 10 лет кружковцами ведутся фенологические наблюдения за миграцией серых журавлей.

Из лебедей на пролете иногда встречаются лебедь-кликун, миграции которого наблюдается в марте — начале апреля. В отдельные годы регистрируется малый лебедь. Миграции лебедя-шипуна охватывают период с марта по май. Осенью — с сентября и до ледостава (декабрь-февраль).

Лебедь-шипун — это одно из прекрасных творений природы, которое мы можем наблюдать в нашем заказнике. Это водоплавающая птица из отряда утиных. У взрослых птиц белое оперение, очень длинная шея, вытянутое тело и голова средней величины с оранжево-красным клювом, у основания которого есть характерный чёрный нарост.

Лебедь-шипун на Соленом озере

Шипуном назван из-за звука, издаваемого при раздражении. В длину может достигать 180 см, масса самок 5,5-6 кг, самцов 8-13 кг размах крыльев лебедя-шипуна около 240 см. Шея толще, чем у кликуна, потому кажется более короткой. Лебедь-шипун обитает в северной части Европы и Азии. Всюду довольно редок. Однако при помощи человека этот вид лебедей успешно прижился в Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. По образу жизни шипун во многом сходен с кликуном. Населяет заросшие водной растительностью водоёмы — лиманы, озёра иногда болота. Плавая, шипун часто изгибает шею в форме буквы «S». Основной корм — водные растения. Лебедь-шипун гнездится около воды в тростниках на мелких озёрах или на затонах больших рек вдалеке от человеческого жилья. Вылупившиеся птенцы всюду следуют со своей матерью, находясь у неё на спине. Шипун легко приживается в неволе и полуневоле, часто содержится на водоёмах городских парков, садов, различных санаториев, как декоративная птица. В нашем пресном водоёме лебедь-шипун появился около 10 лет назад. В конце августа — начале сентября лебединая семья появляется на нашем пресном водоёме.

В 2008 году у нас на водоёме остановились на отдых 45 лебедей. Мы наблюдали за птицами с октября, когда молодые лебеди были ещё серыми. Утром водоём окутывал туман, а как только туман рассеивался, прямо из окон школы мы видели, как красивые, грациозные птицы поднимались над водоемом, облетали его, как бы делая утреннюю разминку. На самом деле, они ещё и разгоняли с водоёма собравшихся на ночлег птиц: уток, чаек и других птиц, чтобы освободить простор себе для питания.

Мы наблюдали, как кормятся лебеди: они разделялись на группы и расплывались по всему водоёму, окунувшись до половины туловища в воду, лебеди доставали со дна водоросли, мелких рыбешек, червей. Насытившись, птицы начинали чистить свои перышки, красиво изгибая шею и распушив крылья. Скорее всего, что кормились они семьями. Таким образом, выделялось 6 семей. Лебеди спокойно, без опасения отдыхали, набирались сил. Молодые часто облетали пруд низко над водой, укрепляя свои крылья. Вечером вся лебединая стая собиралась вместе в заливчике, куда трудно подойти из-за заболоченного берега. Там они проводили ночь. Казалось, ничто не могло нарушить покоя и величественной красоты природы. Но…

9 ноября 2008 года в охраняемой зоне заказника «Соленое озеро» прозвучал выстрел. Гулким эхом разнесся по округе угрожающий гул, а через четыре дня ребята нашей школы в водоёме выловили раненого лебедя. Он совсем обессилел и, беспомощно распластав крылья, лежал на воде. Лемешко Саша вытащили птицу на сушу. Оказалось, что у лебедя глубокая рана в позвоночнике. Ребята обработали рану перекисью и зеленкой и принесли домой.

В охраняемой зоне заказника «Соленое озеро» прозвучал выстрел

Два дня лебедь жил под присмотром ребят, на третьи сутки лебедя забрала завуч школы. Ещё два дня он находился под присмотром С.И. Карапетян, она проколола ему антибиотики и лебедь стал чувствовать себя лучше, но ходить не мог.

Лебедь крупный, весом около 10 кг, туловище длиной 70 см, шея — 40см, голова — 10 см, клюв — 10 см, оранжево-красного цвета с черным наростом у основания, размах крыльев — 220 см, лапы черные, длиной 15 см.Всё это позволило предположить, что перед нами лебедь-шипун, самец. В понедельник 17 ноября завуч сообщила о случившемся в ветлечебницу. В тот же день прибыл егерь, осмотрел птицу, и предположил, что рана очень опасная. Сообщил, что это лебедь-самец, возрастом более года. Мы каждый день звонили и интересовались, как идет лечение и выздоровление птицы. Прогноз был неутешительным: скорее всего, лебедь останется калекой, так как на ноги всё-таки не встаёт, хотя ест хорошо, активен.

В 2009 году территорию, прилегающую к заказнику открыли для охоты на уток, лис, волков, фазанов и лебеди прилетели очень поздно (в конце ноября), улетели в середине декабря.

Уникальность нашего участка заказника в том, что два водоёма: пресный искусственный и солёный естественный соседствуют друг с другом. Опросив местное население, нам удалось выяснить, что раньше на северо-западном берегу вблизи хутора не было такого разнообразия перелётных птиц. О лебедях не было речи вообще. С образованием совхоза «Калаусский», в 1986 году был построен пресный водоём для полива виноградников. Таким образом, границы обитания перелётных птиц расширились и люди получили прекрасную возможность общения с живой природой. Мы неоднократно проводили экскурсии на пресный водоём. Вот уже два года мы ведём наблюдения за перелётными птицами водоёма.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что зоологический заказник «Солёное Озеро» — одно из замечательных мест нашей Родины, где наши меньшие братья находят себе приют и могут спокойно набираться сил перед трудным перелётом в далёкие страны. Самое малое, чем может помочь им человек — это не отнимать у беспомощных существ то, что даровал им Господь: чистоту и покой природы.

Заключение

В ходе исследования нами установлено, что государственный природный заказник «Солёное озеро» имеет огромное значение для обитания редких видов представителей флоры и фауны, а также в миграции перелётных птиц, сохранении их редких видов. Здесь останавливаются на отдых многие виды птиц, яркими представителями фауны являются, безусловно, серый журавль и лебедь-шипун.

Нами установлено, что существует опасность для перелётных птиц, так как пресный водоем с каждым годом всё более мелеет. Существует угроза высыхания водоема, а вместе с этим исчезнет место отдыха перелётных птиц. С каждым годом мелеет и опресняется озеро Лушниковское, береговую зону которого облюбовали некоторые виды птиц.

В первую очередь мы полагаем, может исчезнуть лебедь-шипун, так как эта птица довольно осторожна. Для того, чтобы сохранить оазис на пути мигрирующих птиц, человек должен с любовью и осторожностью относиться к окружающей его среде. Беречь то, что создано природой, и приумножать природные богатства, а не разрушать её гармонии. Человечество, каждый гражданин, каждый из нас должен осознать опасную экологическую ситуацию и способствовать сохранению удивительного уголка нашего края.

Мы продолжим вести фенологические наблюдения и расширить наше исследование. С полученными результатами будем регулярно знакомить учащихся школы, жителей близлежащих сёл.

Свою работу планируем пропагандировать фильмами и другими видео и фотоматериалами.

Литература

  1. Акимушкин И. Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся М.: Мысль 1995
  2. Бейчек В., Штясны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Лабиринт-пресс, 2001
  3. Вахрушев А.А. Окружающий мир.2 класс. Часть 2. -М. «Баласс», 2007
  4. Детская энциклопедия Я познаю мир.  Маркин В.А., М.: ООО «Издательство ACT», 2002.
  5. Ёлхин Ю. От чего погибли утки. Петровские вести. № 87. 31.10.2007
  6. Ёлхин Ю. Дикие утки погибли. Причина выясняется. Петровские вести. № 83. 10.10.2007
  7. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia
  8. Мир животных в 7 тт. Т.6 Птицы. М.: Просвещение 1986
  9. Савельева В.В., Шальнев В.А., Серебряков А.К. Физическая география ставропольского края. 8 класс. Ставрополь: СКИПКРО, 1995



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016