Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш

© Мишкарудная Валерия (7 класс), Новочебоксарск, 2002

Научный руководитель Питеркина Т.В

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Введение

Отряд Пауки –самый многочисленный отряд паукообразных, науке известно около 35 000 видов пауков, однако ученые предполагают, что еще примерно столько же не описано, так что общее количество должно достигать 70 000 (Хеллиард, 2001).

История изучения вопроса. Работ по изучению отряда Пауки на территории Чувашской Республики немного. Первая работа по фауне пауков Чувашии опубликовала О.П. Гольцмайер (1934), по данным которой на территории Чувашии было зарегистрировано 150 видов пауков и приведено их распространение по некоторым биотопам (Гольцмайер, 1934). Долгое время изучением арахнофауны Чувашской республики почти никто не занимался. Лишь начиная с 1996 года появляются работы М.А. Олигер (1996, 1999), Сидоренко М.П. и Дунина П.М.(1997), Питеркиной Т.В. (2001, 2002), по данным которых фауна пауков Чувашии насчитывает 259 видов из 23 семейств. Все данные работы посвящены фаунистическим исследованиям. Изучением же поведения пауков на территории ЧР никто не занимался. Сведения о поведении пауков можно найти лишь в энциклопедических изданиях (Акимушкин, 1998 и др.)

Это и определило цель нашего исследования: изучить некоторые особенности жизни пауков в окрестностях озера Чанграш.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить плотность распределения паутин в различных биотопах.
  • 2. Исследовать пищевой рацион пауков в различных биотопах.
  • 3. Изучить время охоты пауков на жертвы различных размеров.
  • 4. Изучить среднюю скорость плетения паутины и динамику количества паутин на выбранной площадке в течение суток.
  • 5. Выявить суточную активность пауков.
  • 6. Исследовать бюджет времени пауков.
  • 7. Исследовать взаимоотношения пауков с различными беспозвоночными животными и между собой.

Методика

Исследования проводились в Засурском лесном физико-географическом районе в окрестностях озера Чанграш, в период с 25 июня по 10 июля 2002 г. в рамках проведения полевого лагеря Школа Дикой Природы.

1. Для выяснения плотности распределения паутин в различных биотопах, мы выбрали 3 учетных маршрута в 3 биотопах (шириной 2 метра), во время которых подсчитывали количество паутин в каждом биотопе. Для изучения пищевого рациона пуков в различных биотопах во время маршрутов мы учитывали количество насекомых и их разнообразие в каждой паутинке.

2. Для изучения поведения паука на охоте в паутины крестовиков мы подбрасывали им жертвы различной величины: меньше, равно и больше размера самого паука, записывали время, за которое паук подбегает к жертве, обматывает и поедает ее. Опыт был проведен в 3-х повторностях.

3. Для исследования суточной активности пауков, взяв за критерий плетение паутин, мы выбрали площадку размером 10х10 метров, закартировали расположение всех деревьев, кустарников и паутин. Затем все паутины были сорваны. В течение суток каждые 2 часа фиксировали количество паутин на площадке. На основе данных была прослежена динамика количества паутин на площадке и выявлена средняя скорость плетения паутины.

4. Для изучения бюджета времени велись суточные наблюдения за пауками родов Tetragnatha и Araneus.

5. Чтобы узнать поведение пауков при появлении на их паутине других пауков, мы подсаживали на паутину пауков различных размеров: меньшего (<), равного (=) и большего (>). Записывали реакцию хозяев паутины и «пришельцев». Было сделано 2 повторных опыта.

Результаты исследований

1. Мы выяснили плотность распределения паутин в 3 различных биотопах:

  • 1 биотоп: широколиственный лес с преобладанием дуба черешчатого и ольхи клейкой по северо-западному берегу озера Чанграш.
  • 2 биотоп: зарастающий луг.
  • 3 биотоп: широколиственный лес с преобладанием дуба черешчатого.

Максимальная плотность распределения паутин отмечена в 3 биотопе и минимальная – во 2 биотопе (диаграмма 1). Мы думаем, это связано с тем, что в 3 биотопе более разнообразная растительность и в большей степени представлены подрост и подлесок– это более хорошие условия для плетения паутин, а так же возможно там больше различных насекомых, т.е. пищи.

При изучении пищевого рациона пауков выяснилось, что во всех 3 биотопах преобладали насекомые отр. Двукрылые (мошки и комары). Во 2 биотопе почти четверть пищи составляли муравьи (Отр. Перепончатокрылые), а в 1 и 3 биотопах они присутствовали в очень малом количестве. Также в небольшом количестве были представлены насекомые отрядов Чешуекрылые (гусеницы и имаго) и Жуки (диаграммы 2, 3, 4).

2. Для изучения охотничьего поведения пауков мы исследовали время охоты пауков на жертвы различных размеров. Для опытов использовалось 3 паука из сем. Крестовиков (Araneidae). Как выяснилось, время реакции на все типы жертв практически одинаково 1-2 секунды. Время, которое уходило на обматывание паутиной жертв, также не зависит от размера насекомого. Между временем питания и размером жертвы была выявлена прямая зависимость: маленькое насекомое паук съедал за 20мин., среднюю жертву за 66мин., а большую — 67 мин. Надо заметить, что эти результаты - данные усредненные. В одной из повторностей 3-го опыта паук был, видимо, сытым и не сразу съел все насекомое, оставив оставшуюся часть про запас. Поэтому третий результат получился не очень большим, а разница между результатами второго и третьего опытов незначительной.

При подкладывании мертвого насекомого в паутину паук резко разворачивался в сторону жертвы, но, не чувствуя сотрясения паутины, не воспринимал его как жертву, а поэтому не бежал к насекомому. Помимо тенетников есть такие пауки, которые не плетут паутин для ловли насекомых, они ловят их сами — это бродячие пауки. Так, мы наблюдали паука, семейства скакунчики (Salticidae), который поймал лесного таракана, причем размер таракана превышал размер паука более чем в 2 раза.

3. Как мы заметили, паутина — конструкция очень непостоянная. В короткий промежуток времени паук может ее разрушить и сделать заново, поэтому мы решили выявить время, за которое паук может сплести паутину и проследить динамику количества паутин на площадке в течение суток. Первоначально на площадке было зафикси-ровано117 паутин, затем все они были уничтожены. Как оказалось, скорость плетения паутины достаточно высокая: уже через 2 часа после их уничтожения паутины были построены заново, и их количество стало даже немного больше (диаграмма 5).

Возможно, это связано с тем, что на освободившуюся территорию пришли и другие пауки. В промежуток времени с 23 до 3 часов количество паутин было максимальным. Затем их количество уменьшилось, и было почти одинаковым до конца эксперимента.

4. По результатам этого опыта мы проследили активность пауков в течение суток, взяв за показатель активности пауков плетение и разрушение паутин (диаграмма 6).

Пики активности приходятся на время с 21 до 23и с 3 до 5часов. Таким образом, днем пауки не активны, а активны ночью и ранним утром.

5. Также велись наблюдения за пауками р.Araneus и Tetragnatha на паутине (диаграммы 7, 8).

pauki7.jpg (30481 bytes)

Большую часть времени пауки были неактивны: Araneus 41% времени сидел в центре паутины, а Tetragnatha- 12%.31% времени исследования Araneus сидел в убежище, к которому была проведена сигнальная нить. У Tetragnatha не было специально построенного убежища, 60% времени он сидел просто на веточке около паутины. Около четверти времени у обоих уходило на охоту и питание. Также помимо перечисленных, были выведены следующие поведенческие акты: двигается по паутине, застраивает паутину, трясет паутину — так паук поступает при опасности для того, чтобы очертания тела стали более размытыми.

6. Для изучения взаимоотношений между пауками в исследуемые паутины подсаживались другие пауки и наблюдались реакции «хозяев» и «пришельцев» (табл.2). В большинстве случаев паук-«пришелец» убегает, а «хозяин» никак не реагирует, отходит подальше или прогоняет непрошеного гостя. Лишь в 3-х случаях встреча заканчивалась схваткой.

Несмотря на то, что пауки — опасные хищники, у них тоже есть враги. Например, мы наблюдали, как оса тащила паука к себе в норку. Как известно, осы используют тело пауков для откладывания в него яиц, а при вылуплении из яиц личинок тело паука используется для их питания (Акимушкин, 1998).

Выводы

1. Максимальная плотность распределения паутин отмечена в широколиственном лесу с преобладанием дуба черешчатого по берегу озера Чанграш, минимальная — на лугу, зарастающем соснами.

2. Среди пищевого рациона пауков во всех обследованных биотопах преобладали мошки. Также в достаточно большом количестве присутствовали комары.

3. Время питания паука находится в прямой зависимости от размера жертвы. При подкладывании мертвого насекомого в паутину паук не воспринимал его как добычу.

4. Средняя скорость плетения паутины достаточно высока — не более 2 часов. Количество и расположение паутин на площадке непостоянно и изменяется в течениесуток.

5. Наибольшую активность пауки проявляют ночью и ранним утром, днем пауки не активны.

6. Большую часть времени пауки неактивны. Около четверти времени наблюдений пауки тратили на охоту и питание.

7. При встрече 2-х пауков на паутине, они, как правило, избегают конфликта. Лишь 11% случаев встреча заканчивалась схваткой.

Список литературы

1. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Том 3. — М.: Мысль, 1998. — 462 с.

2. Ажеганова Н.С. Краткий определитель пауков (ARANEI) лесной и лесостепной зоны СССР. — Л., Наука, 1968. — 149 с.

3. Гольцмайер О.П. Материалы к фауне пауков Чувашской республики // Ученые записки Казанского университета. Зоология. Т. 94, кн. 4, вып. 2. Казань. — 1934. — С.104 — 142.

4. Олигер М.А.. Дополнительные материалы к аранеофауне Чувашии // Экологический вестник Чувашии. Вып. 15. — Чебоксары, 1996. — С. 42-43.

5. Олигер. М.А. Дополнительные сведения к инвентаризационному списку пауков (Arachnidae, Aranei) Среднего Поволжья // Научные труды ГПЗ «Присурский». Том 2. -1999. — С. 45-47.

6. Сидоренко М.В., Дунин П.М. К фауне и экологии пауков (Arachnidae, Aranei) Чувашии // Фауна и экология животных национального парка «Чаваш Вармане» (Чувашская республика). — Вып.1. — Чебоксары, 1997. — С. 9-22.

7. Тыщенко В.П. Определитель пауков Европейской части СССР. — Л.: Наука, 1971. — 281 c.

8. П. Хеллиард. Пауки, перевод с английского М.Я. Беньковский, Москва, ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001г.



Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),
цветные ламинированные определительные таблицы: "Дневные бабочки средней полосы" и "Пресноводные беспозвоночные",
карманный полевой определитель "Обитатели водоемов",
определитель серии "Энциклопедия природы России": Насекомые.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016