ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПТИЦ В РАЙОНЕ ОЗЕРА ЧАНГРАШ

© Бадьина Екатерина (10 класс), Йошкар-Ола, 2002

Научный руководитель Ширшов А.В.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Работа производилась с 25 июня по 9 июля 2002 года на территории Засурского лесного физико-географического района, Шумерлинского района Чувашской республики.

Цель:

Изучить перемещение птиц в гнездовой период.

Задачи:

1. Изучить перемещение пары лесного конька в гнездовой период.

2. Изучить перемещение токующего самца лесного конька.

3. Изучить перемещение ласточки-береговушки в колонии.

Методика

Наблюдение за перемещением птиц производилось визуально с использованием бинокля 8х30.

Для определения дальности полета ласточки береговушки нами были вывешены маркеры с номерами от 1 до 18 на расстоянии примерно 10 метров друг от друга. Для токующего лесного конька и пары лесных коньков таблички вывешивались на те места, куда садились птицы, чтобы определить расширяется ли их территория. Чтобы исследуемых ласточек-береговушек от других, птицы были помечены синим и красным маркерами.

Результаты

25 июня в окрестностях лагеря нами был обнаружен токующий лесной конек. В ходе наблюдений за птицей были выделены 14 присад, на которые садился лесной конек и подсчитано количество присадок на каждый из них. Все данные показаны на диаграмме №1.

Из диаграммы видно, что наиболее часто используются присады №5 и №4. Это может объясняться тем, что присад №5 является самым высоким из всех, а присад №4 наиболее удобно расположен, т.к. находится в центре территории, которая была определена по крайним присадам. Общая площадь территории токования составила 878,4 м2.

В результате четырех дней наблюдений нами было установлено, что территория токования лесного конька не меняется.

27 июня была обнаружена гнездящаяся пара лесных коньков. В результате наблюдения за птицами были выделены 10 присад и подсчитано количество присадок на каждый из них. Все данные показаны на диаграмме №2.

Из диаграммы видно, что наиболее часто используются присады №3 и №8. Можно предположить, что третий присад (дерево) наиболее удобно для обзора территории, т.к. оно одно из самых высоких и находится в центре территории. Чаще всего птицы подлетают к гнезду с восьмого присада.

По расстоянию, на которое отлетает птица от гнезда была выявлена территория перемещения птиц (см. кар.сх. №2). При составлении карты-схемы была подсчитана площадь данной территории и она составила 1082 м2. С ростом птенцов она увиличилась на 670,75 м2. Во время вождения слетков она увеличилась еще на 492,25 м2. Т.о. общая площадь к концу гнездового периода составила 2245 м2. Из этого мы видим, что в течении гнездово-го периода территория пары лесных коньков увеличивалась в развитием выводка. Кроме этого надо отметить, что полет происходил без токования. Т.е. можно сказать, что полет птицы имеющей пару и птицы без пары резко отличаются друг от друга. Это выражается в том, что птица без пары в полете токует с целью привлечения особи противоположного пола. Также надо сказать, что территория токования данной птицы сравнительно мала. Вторая же птица имеет пару, поэтому необходимость в токовании отпадает. Основной целью данной птицы является кормление птенцов, а в следствии этого территория расширяется.

29 июня началось наблюдение за ласточками-береговушками. Для более точного наблюдения ласточки были покрашены следующим образом:

1. красное брюшко;

2. синее брюшко;

3. брюшко под цвет российского флага.

За перемещением каждой из ласточек велось наблюдение в отдельный день. В результате наблюдения были определены траектории полета каждой из этих ласточек. Также выявлена территория, по которой перемещается вся колония. Ее площадь составила 9000 м2. Траектории движения меченыхласточек примерно совпадают, причем эти траектории постоянны.

Дополнительно нами были получены данные по отлову птиц паутинными сетями. Выяснилось, что птицы наиболее активно летают до полудня. На данной территории птицы попадают в сети с восточной стороны, причем наиболее часто в сети №1,2,3 (табл. №1).

Таблица №1

1-я сеть

Ивняк высотой 0,5-5 м, возраст 10 лет. Осина высотой 3,5 м.

2-я сеть

Ивняк высотой 2-6 м, возраст 10 лет.

3-я сеть

Ивняк высотой 1,5-5 м, возраст 9-10 лет. Сосна высотой 1,5-3 м. Возраст 6 лет

4-я сеть

Ивняк высотой 2-6 м, возраст 8-10 лет. Сосна высотой 2,5-6 м. Возраст 6-7 лет. Береза высотой 6-7 м. Осина высотой 0,5-3 м.

5-я сеть

Ивняк высотой 0,5-4 м. Береза высотой 3-6 м. Сосна высотой 1-5 м Возраст 3-7 лет. Молодые дубки высотой 0,3-0,5 м.

Можно сказать, что на частоту попадания птиц именно в эти сети влияет их расположение (сети расположены в кустарнике). Данный кустарник может служить переходом с поля в лес. Также если проанализировать данные по отлову, то выясняется, что основную его часть составляют славковые. Основным местом обитания славковых являются кустарники (А.И. Иванов и Б.К. Штегман). Следовательно наши данные полностью сопоставимы с литературой.

В результате работы общее время наблюдения за всеми птицами составило 93 ч 36 мин. В том числе за токующим лесным коньком 21 ч 6 мин, за ласточками-береговушками 39 ч 3 мин, за гнездящимся лесным коньком 23 ч 27 мин.

Выводы

1. Территория гнездящегося лесного конька больше территории токующего.

2. По мере роста птенцов территория исследуемой пары лесного конька увеличивается.

3. Площадь территории исследуемого гнездящегося лесного конька 2245 м2. Площадь территории исследуемого токующего лесного конька 878,4 м2.

4. Каждая ласточка имеет определенную траекторию полета.

5. Траектории движения ласточек постоянны.

6. Общая площадь территории занимаемой наблюдаемой колонией 9000 м2.

7. Славковые птицы на данной территории наиболее активно перемещаются в утреннее время.

Список литературы

1. А.И. Иванов, Б.К. Штегман «Краткий определитель птиц СССР». Москва. Ленинград, 1964 г.

2. П.Д. Венгеров «Экологические закономерности изменчивости и корреляции морфологических структур птиц». Воронежский государственный университет, 2001 г.

3. В.К. Рябицев «Территориальные отношения и динамика сообществ птиц в субарктике». Екатеринбург, «Наука», Уральское отделение, 1993 г.

4. В.Е. Флинт и др. «Птицы Европейской России. Полевой определитель». Москва, Алгоритм, 2000 г.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!

Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология