Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Разработка экологических троп на территории национального парка «Чаваш вармане»

© Краснова Елена Николаевна, Новочебоксарск, 2008

Научные руководители: Карпухина Елена Геннадьевна и Глушенкова Наталия Аркадьевна

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®
(Национальный парк "Чаваш Вармане", Чувашия, 2008 г.)

 

Введение

Экологическая тропа — это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. Экологическая тропа в природе необходима каждому, кто посещает лес; природа нас учит, и мы учимся у природы.

Назначение экологической тропы в том, что совершенствуется условия для осуществления экологического образования и воспитания непосредственно в природе. Принимая на себя часть рекреационной нагрузки, тропа способствует генерализации потоков экскурсантов, изоляции природных объектов и комплексов, подлежащих охране от посетителей. Тем самым она помогает сохранить окружающую природную среду от рекреационных перегрузок.

История создания познавательных маршрутов в природе насчитывает более полувека. В начале такие маршруты возникли в заповедных территориях — в национальных парках Северной Америки, а позднее — и в Западной Европе.

В нашей стране такие маршруты впервые начали создаваться в Прибалтике. Большую популярность они получили в Эстонии [8].

В зависимости от назначений различают два типа троп: учебные экологические тропы и познавательные экологические тропы. Учебная экологическая тропа рассчитана на учащихся. Основная её функция — экологическое образование и воспитание учащихся непосредственно в природных условиях, пропаганда экологических знаний.

Учебная экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандисткой природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

Познавательная экологическая тропа рассчитана на отдыхающих туристов и других категорий посетителей. Основная их функция — рекреационная.

Национальный парк «Чаваш Вармане» имеет высокий потенциал рекреационных ресурсов для успешного развития туристического бизнеса, пропаганды охраны окружающей среды, исторического наследия и культуры проживающих здесь народов (чувашей, русских, татар и мордвы). Поэтому мы посчитали актуальным создание экологических маршрутов на территории парка «Чаваш Вармане».

Цель и задачи

Цель: Разработать различные маршруты экологических троп для дальнейшего использования их сотрудниками национального парка «Чаваш Вармане».

Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Ознакомиться с литературой об истории создания национального парка «Чаваш Вармане».
  • 2. Выбрать наиболее интересные маршруты для проведения экологических экскурсий.
  • 3. Разбить маршруты по станциям. Дать подробную характеристику объектам каждой станции. Назвать экологическую тропу.
  • 4. Составить паспорт экологических троп.
  • 5. Нарисовать карту-схему маршрута и обозначить на ней станции.
  • 6. Создать памятку для экскурсантов. Дать рекомендации сотрудникам парка по благоустройству экологических троп.

Место и время исследований

Работа проводилась с 27 июня по 10 июля 2008 года в рамках деятельности экологического лагеря «Школа Дикой Природы» в Шемуршинском районе Чувашской Республики на территории природного национального парка «Чаваш вармане» в 14, 10, 73, 88 кварталах.

Методика

В ходе нашей работы было заложено две экологические тропы: учебно-экологическая тропа «Лесными тропами», протяжённостью 2,5 км и познавательная экологическая тропа «Леса Чувашии», протяжённостью 6,5 км.

Во время прохождения троп мы выбирали наиболее интересные места, для показа их экскурсантам и для более подробного описания объекта встреченного нами. Расстояние между станциями определялось шагами. Затем переводилось в метры и наносилось на карту-схему.

Результаты исследований

Нами были разработаны два маршрута экологических троп: учебно-экологическая тропа и познавательная экологическая тропа.

Учебно-экологическая тропа «Лесными тропами» — круговой маршрут протяжённостью 2 км, рассчитана на учащихся средних и старших классов. Время прохождения по маршруту 2-2,5 часа. На маршруте выделено 15 станций:

  • Станция №1.Визит-центр: На этой станции рассказывается об истории создания национального парка «Чаваш Вармане».
  • Станция №2. Кордон Кирил-Стан: На этой станции экскурсовод рассказывает о истории заселения и о антропогенном воздействии.
  • Станция №3.Смолокурня: На станции №3 рассказывается о периоде работы смолокурни с 193 по 1978 года.

Начиная с 4 по 15 станции тропа проходит по живописным местам, где можно встретить большое разнообразии древесных и кустарниковых пород. Высокие сосны контрастируют с лиственными породами: берёзой, дубом, а они в эту очередь с елями. Травянистый покров, учебной экологической тропы «Лесными тропам», также разнообразен, где встречаются: черника, брусника, марьянник луговой, ожика волосистая, вейник наземный и лесной, седмичник европейский, орляк обыкновенный и другие виды растений.

  • Станция №4.Почва: На этой станции показаны слои дерново-подзолистой почвы.
  • Станция №5. Зарастающий водоём с типичной прибрежно-водной растительностью: ситник развесистый, камыш лесной, белокрыльник болотный.
  • Станция №6.Орляк обыкновенный: На данной станции преобладающим видом является орляк обыкновенный. Экскурсовод рассказывает о происхождении его названия и его пищевой ценности.
  • Станция №7. Вырубка: На этой станции показывается естественное зарастание место вырубки сосной обыкновенной и берёзой повислой.
  • Станция №8. Междюнное понижение: Экскурсоводом показывается междюнное понижение образованное в результате таяния снегов и выпадения осадков.
  • Станция №9. Посадки: На этой станции рассказывается о разрушительных пожарах 1972 года, вследствие чего был нанесён большой урон лесному хозяйству национального парка «Чаваш Вармане». В ходе лесовосстановительных работ посажены молодые сосны.
  • Станция №10. Овраг: При осмотре оврага экскурсантам рассказывается о характерном для Чувашской Республики явлении образования оврагов.
  • Станция №11. Осинник: Рассказывается об особенностях осинового леса и о распространённости на территории национального парка «Чаваш Вармане».
  • Станция №12. Сосны: На данной станции показываются высокие, стройные сосны и рассказывается о создании в былые времена Петром I создание корабельных рощ.
  • Станция №13. Ельник: Из всех древесных видов елей встречается на территории парка реже всего. На данной станции был обнаружен небольшой ельник на примере которого экскурсанты знакомятся с данной древесной породой.
  • Станция №14. Любка двулистная: Рассказывается о том, что на данной станции произрастает несколько экземпляра данного вида.
  • Станция №15. Место для отдыха: Здесь экскурсантам предлагается 10-и минутный отдых.

Познавательная экологическая тропа «Леса Чувашии» — круговой маршрут протяжённостью 6,5 км, рассчитана для старшеклассников и взрослых. Время прохождения по маршруту 3,5-4 часа. Цель тропы - познакомить экскурсантов с естественными природными комплексами. Маршрут №2 «Леса Чувашии» мы решили начать с таких же станций как в Маршруте №1, поэтому станции с 1-8 в обоих экологических тропах совпадают. На маршруте выделено 20 станций:

  • Станция №1.Визит-центр
  • Станция №2. Кордон Кирил-Стан
  • Станция №3.Смолокурня
  • Станция №4.Почва
  • Станция №5. Зарастающий водоём
  • Станция №6.Орляк обыкновенный
  • Станция №7. Вырубка
  • Станция №8. Междюнное понижение
  • Станция №9.Линия электропередач: Экскурсантам говорится о возможности ориентирования в лесу по линии электропередач.
  • Станция №10. Квартальный столб 14/88: Экскурсоводом рассказывается о делении леса на кварталы и возможности определения сторон света по квартальному столбу.
  • Станция №11. Междюнное понижение: Экскурсоводом показывается междюнное понижение образованное в результате таяния снегов и выпадения осадков.
  • Станция №12.Ели: Из всех древесных видов елей встречается на территории парка реже всего. На данной станции произрастают два хорошо сохранившихся экземпляра этого вида, на примере которого экскурсанты знакомятся с данной древесной породой.
  • Станция №13.Болото: На данной станции рассказывается о трёх типах болот и производится демонстрация верхового болота с типичной для неё флорой.
  • Станция №14.Бор-беломошник: На данной станции даётся краткая характеристика лишайникового бор.
  • Станция №15. Корабельные сосны: На данной станции показываются высокие, стройные сосны и рассказывается о создании в былые времена Петром I создание корабельных рощ.
  • Станция №16. Муравейник: На данной станции располагается муравейник. Экскурсовод рассказывает о роли муравьёв в лесу.
  • Станция №17. Пальчатокоренник Фукса: Рассказывается о том, что на данной станции произрастает несколько экземпляра данного вида.
  • Станция №18. Место для отдыха: Здесь экскурсантам предлагается 10-и минутный отдых.
  • Станция №19. Любка двулистная: Рассказывается о том, что на данной станции произрастает несколько экземпляра данного вида.
  • Станция №20. Место для отдыха: Здесь экскурсантам предлагается 10-и минутный отдых.

Не зря эту тропу мы назвали «Леса Чувашии» ведь на протяжении всей тропы древесная растительность сменяется с сосняка в березняк, с березняка в ельник.

Познавательная экологическая тропа «Леса Чувашии» интересна тем, что во время её прохождения ты не задумываешься, сколько тебе осталось пройти, а просто любуешься красотой леса.

Рекомендации сотрудникам национального парка «Чаваш вармане»:

  • 1. Перед выходом на экологическую тропу обеспечить экскурсантов памяткой;
  • 2. Отремонтировать скамейки в местах отдыха;
  • 3. Очистить экологическую тропу от валежника в промежутке между станциями для более удобного прохождения троп;
  • 4. Поставить главный вводный щит в отправной точке маршрута с обозначением главных достопримечательностей и с указанием всех станций на карте-схеме;
  • 5. Обозначить станции указателями.

Выводы

1. В ходе нашей работы было разработано два маршрута экологических троп: учебно-экологическая тропа «Лесными тропами», протяжённостью 2,5 км и познавательная экологическая тропа «Леса Чувашии», протяжённостью 6,5 км. Также мы ознакомились с литературой об истории создания национального парка «Чаваш Вармане».

2. Нами были выбраны наиболее интересные маршруты для проведения экскурсий: маршрут №1 — «Лесными тропами» и маршрут №2 — «Леса Чувашии».

3. Маршруты были разбиты на станции, характеристика которых представлена в приложении №3, 6. На учебной экологической тропе, «Лесными тропами», было выделено 15 станций, одна из которых предусматривает отдых на оборудованной стоянке (Станция №15).

На познавательной экологической тропе «Леса Чувашии» выделено 20 станций, две из которых предназначены для отдыха (Станция №18,20).

4. Были составлены паспорта экологических троп. Они представлены в приложении № 1, 4.

5. Нами были разработаны эскизы главных вводных щитов, на которых изображается карта-схема тропы с указанием всех станций и краткой информацией о целях тропы. Целью первого экологического маршрута «Лесными тропами» является ознакомление учащихся с природой и с достопримечательностями национального парка «Чаваш Вармане». Целью второго познавательного экологического маршрута «Леса Чувашии» является ознакомление экскурсантов с естественными природными комплексами.

6. Была создана памятка для экскурсантов и были написаны рекомендации сотрудникам парка по благоустройству экологических троп (Приложение №7).

Список литературы

1. А.В.Колесов, А.А,Терентьева. Экологический туризм: Учебное пособие для студентов и аспирантов лесохозяйственных специальностей вузов.-Йошкар-Ола:МарГТУ,2005.-178с.

2. И.И.Степанченко. Лесная типология. Методическое пособие по проведению учебно-исследовательской работы в системе дополнительного образования. - М.: Изд-во МНЭПУ,1998-96с.

3. Красная книга Чувашской Республики. Том 1.Часть1. Редкие исчезающие растения и грибы. Гл.редактор д.м.н., профессор, академик Иванов Л.Н. Автор составитель и зам.гл.редактора Дмитриев А.В. Чебоксары: РГУП «ИПК Чувашия», 2001-275с.

4. Л.П.Теплова. Растения широколиственных лесов и их опушек. — Чеб.: Чувашский госпедуниверситет им.И.Я. Яковлева, 2005.-98с.

5. Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников (в помощь учителю биологии).Чеб.-1990г. Министерство просвещения Чувашской АССР. Республиканская станция юных натуралистов. Чувашский Республиканский Совет ВООП.

6. Р.К.Репина, Л.В.Егоров. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг. Чебоксары-1999-106с.

7. Межрегиональная научно — практическая конференция учащихся по особо охраняемым природным территориям/Сборник тезисов Йошкар-Ола, ГПЗ «Большая Кокшага», 2000,150с.

8. Научные труды национального парка «Чаваш Вармане» 1993-2003.Том I.Ответственный за выпуск к.б.н. Дмитриев А.В, Чубоксары-Шемурша,2002.96с.

9. Росприроднадзор. Государственное учреждение национальный парк «Чаваш Вармане» 1993-2003.Том1.Книга1; Шемурша-2007. Составители: Мулендеева А.В. Мулендеев В.Г. Елисеев А.В.Яковлев А.А.;168с.

10. Ф.М.Баканина, О.Н.Воронина, Н.И.Насонова. Экологические тропы. Пособие для слушателей экологической школы. — Нижний Новгород,1991,56с.

11. О.В.Глушенков. Книга для чтения по природоведению. Природа Чувашии. — Чебоксары, 2006-96с.,ил.

12. В.В.Неронов. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России: Методическое пособие. — М: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002.-139 с.

Приложение №1. Паспорт экологической тропы «Лесными тропами»

1.Название «Лесными тропами»
2.Местонахождение Чувашская Республика, Шемуршинский район, окрестности кордона Кирилл-Стан
3.Землепользователь Национальный парк «Чаваш вармане».
4.Протяжённость 2,5 км.
5.Продолжительность прохождения 2-2,5ч.
6.Количество точек (станций) 15
7.Маршрут разработан Красновой Е.Н.
8.Дата создания тропы 7.06.08- 9.07.08
Приложение №2.Карта-схема: масштаб, условные обозначения Приложение№3. Описание экскурсионных объектов.

Приложение №2. Карта-схема тропы «Лесными тропами»

Карта-схема тропы «Лесными тропами»

Приложение №3. Маршрут №1 - Учебная экологическая тропа «Лесными тропами»

Начнём нашу экологическую тропу с истории создания национального парка «Чаваш Вармане».

Станция №1. Визит-центр: Национальный парк «Чаваш Вармане» (в переводе с чувашского — «Чувашский лес») располагается на территории Шемуршинского района Чувашской Республики. Площадь 25.200га [10].

Государственное учреждение «Национальный парк» Чаваш Вармане является природоохранным, эколого-просветительским и научно — исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

На сравнительно небольшой территории национального парка «Чаваш Вармане» представлены биоценозы от южной тайги до лесостепи, включая весь экологический ряд местообитаний от сухих боров до болот.

В целях эффективного решения сложных задач, стоящих перед национальным парком, проведено функциональное зонирование территории с различным режимом охраны и использования, всего образовано 4 зоны:

  • Заповедная зона;
  • Зона экологической стабилизации;
  • Зона регулируемого рекреационного использования;
  • Зона обслуживания посетителей.

Экскурсионная группа выходит на экологическую тропу и выходит к кордону Кирилл-Стан.

Станция №2. Кордон Кирил-Стан: На данной местности поселились в 1920-1930-х годах. Его жители занимались лесозаготовкой, выработкой смолы, древесного угля и дёгтя. Они были углежогами. Сейчас же, здесь живёт только три семьи, но антропогенное воздействие всё ещё присутствует:

Происходит угнетение почвы за счёт выпаса скота

Территория засорена различным мусором (резиновые шины, полиэтилен, отходы деревообрабатывающего производства).

Экскурсионная группа движется вниз по дороге.

Станция №3. Смолокурня: Смолокурня открылась в 1934 году XX столетия. Там вырабатывали уголь и смолу. Для выработки смолы использовали любой вид сосны. Из 1 куб.м древесины можно получить 40-50 кг. смолы и 100 кг. угля. Уголь использовали в военном деле, медицине, в металлургии — для плавки тугоплавких металлов, а также в кузницах. Смолу же использовали в строительстве. Смолокурня прекратила своё существование в 1978 году. В настоящее время разрабатываются планы по восстановлению смолокурни для показа экскурсантам.

Экскурсионная группа проходит вдоль пересечения дорог и сворачивает на право.

Станция №4. Почва: По литературным данным на территории национального парка выделено 58 разновидностей почв.

По типам:

  • Дерново-подзолистые — 49,8%;
  • Болотно-подзолистые — 31,3%;
  • Серые лесные глеевые — 8,9%;
  • Аллювиальные дерновые кислые — 5,8%;
  • Другие — 4,2%.

По механическому составу:

  • Рыхло песчаные — 14,9%;
  • Без определённого механического состава — 10,1%;
  • Легкосуглинистые — 5,8%;
  • Супесчаные — 4,7%;
  • Другие — 4,4% [10].

В данном месте дерново-подзолистые почвы, которые имеют широкое распространение по всей территории парка. Эти почвы формируются под пологом хвойных и хвойно-широколиственных лесов с травянистым покровом.

Характерной особенностью является наличие под маломощной подстилкой в лесах или дерниной на лугах отчётливо выраженного гумусового горизонта А1 светло — серого цвета. На этих почвах можно встретить: мятлик луговой, звездчатку злаковую, тысячелистник обыкновенных, лапчатку серебристую, щавель малый (щавелёк).

Станция №5. Зарастающий водоём: по левую сторону тропы, в понижении находится небольшой зарастающий водоём. На его берегах можно встретить чёрную ольху, иву СП. Приближаясь к водоёму, можно заметить преобладание осоковых, среди которых попадается мята перечная. Местами встречается ситник развесистый. Кроме этого можно заметить, что вода в водоёме — «цветёт».

По пути следования экологическая тропа заворачивает влево и мы выходим к следующей станции.

Станция №6. Орляк обыкновенный: На шестой станции наше экологической тропы доминирует вид характерный для хвойных лесов, а также для национального парка «Чаваш Вармане» — орляк обыкновенный (Pteridium aguilinum) — крупное, травянистое многолетнее растение. Название дано из-за того, что на срезе через черешок листа хорошо заметна фигура, напоминающая орла с распростёртыми крыльями. Молодые побеги орляка собранные в мае, съедобны. Используют для супов, борщей, гарниров [4].

Станция №7. Вырубка: До создания национального парка «Чаваш Вармане» на данной территории происходили рубки, при которых в основном заготовляли стволовую часть, составляющую 85-90% наземной части дерева без пней и корней [9]. В настоящее время рубки приостановлены и вырубки зарастают. Даная вырубка зарастает преимущественно сосной обыкновенной и берёзой бородавчатой. Травянистый покров представлен: смолкой гибкой, мятликом луговым, лапчаткой серебристой, ракитником русским, звездчаткой злаковой. Экскурсионная группа выходит к междюнному понижению.

Станция №8. Междюнное понижение: Междюнное понижение образовалось в результате таяния снегов и выпадения осадков.

Станция №9. Посадки: Значительные территории парка «Чаваш Вармане» были уничтожены при лесных пожарах 1972 года, вследствие чего, одной из главных задач сотрудников парка стало сохранение приумножение лесных ресурсов, для растения которой много внимания уделяется искусственному восстановлению лесов. Для этого в питомниках выращивали сеянцы и саженцы древесных и кустарниковых пород [10].

Станция №10. Овраг: Овраг — это вытянутая в длину рытвина с круглыми незадернованными склонами, часто имеющая боковые ответвления. Овраги могут расти очень быстро, до нескольких метров в год. При этом происходит постоянное их углубление [12].

Далее экскурсионная группа продвигается вдоль оврага.

Станция №11. Осинник: Осиновые насаждения также широко распространены на территории парка. Осиновые насаждения наиболее часто встречаются на месте коренных сосняков липовых и дубовых насаждений и ельников. В подросте обычно преобладает ель и лиственные породы — липа, берёза, осина. Далее осины сменяются соснами. Рассказывается об особенностях осинового леса и о распространённости на территории национального парка «Чаваш Вармане».

Станция №12. Сосны: Одним из распространённых древесных видов на территории парка является сосна обыкновенная, которая занимает 45% её территории. Сосны не меняют своего облика круглый год. Сосна обыкновенная — дерево с красновато — бурой корой, попарно расположенными длинными иглами и семенами. Она неприхотливая и растёт как на сухих песках, образуя мшистые боры, так и на болотах. Продолжительность жизни сосны в среднем 15-200 лет, но отдельные экземпляры могут жить до 400лет. Высота сосны достигает 40 и более метров, а диаметр до одного метра. Поэтому сосну хорошо использовать в строительстве так как можно получить с одного крупного экземпляра достаточное количество древесины. Во времена Петра I сосны, растущие на территории парка использовали как материал для кораблестроения. И что самое интересное хвойный лес охраняли моряки.

Сосна служит не только строительным материалом, но и используется в оздоровительных целях. Хвоя сосны выделяет в воздух летучие фитонциды, которые обладают сильным бактерицидным действием. Поэтому для больных туберкулёзом лёгких строят санатории в сосновых борах. Примером этого может служить «Санаторий Чувашия», находящийся в Заволжье.

Далее экскурсионная группа движется прямо по дороге и выходит в ельник.

Станция №13. Ельник: Еловые насаждения располагаются на дерново-подзолистых почвах. В парке 1,4% территории занимает ели. Ель в данных местообитаниях образует устойчивый первый ярус древостоя или вместе с сосной образует елово-сосновые насаждения.. Возобновление ели обычно хорошее, но имеется не во всех типах леса и местообитаниях, присутствуют также лиственные породы — берёза и осина. В разных типах леса травостой слагают разные виды растений. Под пологом ельников резко меняются условия освещения, ветровой режим, выпадение осадков (кроны ели задерживают до 30-40% осадков) [13].

Станция №14. Любка двулистная: На территории парка находятся ценные в научном и природоохранном отношении лесные массивы, местообитания редких и исчезающих растений. По литературным данным в сосновых, сосново-широколиственных лесах парка выявлено более 46 видов растений, требуют сохранения и дальнейшего распространения. Одна из них Любка двулистная.

Любка двулистная (или ночная фиалка) занесена в Красную Книгу Чувашской Республики. Относится к классу однодольных (орхидных) семейству ятрышниковых (орхидных). Редкий вид. III категория. В Чувашской Республике встречается в лесах Заволжья, Присурья, Предволжья и Юго-Востока. Обитает преимущественно в сырых лесах. Охраняется в Алатырском участке государственного природного заповедника «Присурский», парке «Заволжье», нац. парке «Чаваш Вармане», одном из заказников [3].

Станция №15. Место для отдыха.

После 10-и минутного отдыха экскурсионная группа направляется в сторону визит — центра.

Приложение №4. Паспорт познавательной экологической тропы «Леса Чувашии»

1. Название «Леса Чувашии»
2. Местонахождение Чувашская Республика, Шемуршинский район, окрестности кордона Кирилл-Стан
3. Землепользователь Национальный парк «Чаваш вармане».
4. Протяжённость 6,5 км.
5. Продолжительность прохождения 3,5-4 ч.
6. Количество точек (станций) 20
7. Маршрут разработан Красновой Е.Н.
8. Дата создания тропы 7.06.08- 9.07.08
Приложение №5. Карта-схема: масштаб, условные обозначения Приложение №6. Описание экскурсионных объектов.

Приложение №5. Карта-схема тропы «Леса Чувашии»

Карта-схема тропы «Леса Чувашии»

Приложение №6. Маршрут №2. Познавательная экологическая тропа «Леса Чувашии»

Станция №1. Визит-центр: Национальный парк «Чаваш Вармане» располагается на территории Шемуршинского района Чувашской Республики. Площадь 25.200га [10].

Эмблема национального парка представляет собой круг в центре которого симметрично расположены две пары ломанных линий, обозначающие холмистый рельеф парка с извилистыми речками. Эти линии, сходясь в центре образуют «Древо жизни» над которым сияет «Вечное солнце», на вершинах зигзагов изображение хвойной и лиственной растительности. Сверху надпись «Национальный парк», снизу — «Чаваш Вармане» » (в переводе с чувашского — «Чувашский лес»).

Государственное учреждение «Национальный парк» Чаваш Вармане является природоохранным, эколого-просветительским и научно — исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

На сравнительно небольшой территории национального парка «Чаваш Вармане» представлены биоценозы от южной тайги до лесостепи, включая весь экологический ряд местообитаний от сухих боров до болот.

В целях эффективного решения сложных задач, стоящих перед национальным парком, проведено функциональное зонирование территории с различным режимом охраны и использования, всего образовано 4 зоны:

  • Заповедная зона;
  • Зона экологической стабилизации;
  • Зона регулируемого рекреационного использования;
  • Зона обслуживания посетителей.
  • Экскурсионная группа выходит на экологическую тропу и выходит к кордону Кирилл-Стан.

Станция №2. Кордон Кирил-Стан: На данной местности поселились в 1920-1930-х годах. Его жители занимались лесозаготовкой, выработкой смолы, древесного угля и дёгтя. Они были углежогами. Сейчас же, здесь живёт только три семьи, но антропогенное воздействие всё ещё присутствует:

Происходит угнетение почвы за счёт выпаса скота

Территория засорена различным мусором (резиновые шины, полиэтилен, отходы деревообрабатывающего производства).

Экскурсионная группа движется вниз по дороге.

Станция №3. Смолокурня: Смолокурня открылась в 1934 году XX столетия. Там вырабатывали уголь и смолу. Для выработки смолы использовали любой вид сосны. Из 1 куб.м древесины можно получить 40-50 кг. смолы и 100 кг. угля. Уголь использовали в военном деле, медицине, в металлургии — для плавки тугоплавких металлов, а также в кузницах. Смолу же использовали в строительстве. Смолокурня прекратила своё существование в 1978 году. В настоящее время разрабатываются планы по восстановлению смолокурни для показа экскурсантам.

Экскурсионная группа проходит вдоль пересечения дорог и сворачивает на право.

Станция №4. Почва: По литературным данным на территории национального парка выделено 58 разновидностей почв.

По типам:

  • Дерново-подзолистые — 49,8%;
  • Болотно-подзолистые — 31,3%;
  • Серые — лесные глеевые — 8,9%;
  • Аллювиальные дерновые кислые — 5,8%;
  • Другие — 4,2%.

По механическому составу:

  • Рыхло песчаные — 14,9%;
  • Без определённого механического состава — 10,1%;
  • Легкосуглинистые — 5,8%;
  • Супесчаные — 4,7%;
  • Другие — 4,4% [10].

В данном месте дерново-подзолистые почвы, которые имеют широкое распространение по всей территории парка. Эти почвы формируются под пологом хвойных и хвойно-широколиственных лесов с травянистым покровом.

Характерной особенностью является наличие под маломощной подстилкой в лесах или дерниной на лугах отчётливо выраженного гумусового горизонта А1 светло — серого цвета. На этих почвах можно встретить: мятлик луговой, звездчатку злаковую, тысячелистник обыкновенных, лапчатку серебристую, щавель малый (щавелёк).

Станция №5. Зарастающий водоём: По левую сторону тропы, в понижении находится небольшой зарастающий водоём. На его берегах можно встретить чёрную ольху, иву СП. Приближаясь к водоёму, можно заметить преобладание осоковых, среди которых попадается мята перечная. Местами встречается ситник развесистый. Кроме этого можно заметить, что вода в водоёме — «цветёт».

По пути следования экологическая тропа заворачивает влево и мы выходим к следующей станции.

Станция №6.Орляк обыкновенный: На шестой станции наше экологической тропы доминирует вид характерный для хвойных лесов, а также для национального парка «Чаваш Вармане» — орляк обыкновенный (Pteridium aguilinum) — крупное, травянистое многолетнее растение. Название дано из-за того, что на срезе через черешок листа хорошо заметна фигура, напоминающая орла с распростёртыми крыльями. Молодые побеги орляка собранные в мае, съедобны. Используют для супов, борщей, гарниров [4].

Станция №7. Вырубка: До создания национального парка «Чаваш Вармане» на данной территории происходили рубки, при которых в основном заготовляли стволовую часть, составляющую 85-90% наземной части дерева без пней и корней [9]. В настоящее время рубки приостановлены и вырубки зарастают. Даная вырубка зарастает преимущественно сосной обыкновенной и берёзой бородавчатой. Травянистый покров представлен: смолкой гибкой, мятликом луговым, лапчаткой серебристой, ракитником русским, звездчаткой злаковой. Экскурсионная группа выходит к междюнному понижению.

Станция №8. Междюнное понижение: Междюнное понижение образовалось в результате таяния снегов и выпадения осадков.

Станция №9. Линия электропередач: Вдоль дороги по правой стороне проходит линия электропередач. Благодаря ей можно быстро сориентироваться по карте, где ты находишься.

Станция №10. Квартальный столб: Территорию леса обычно делят на кварталы, по которым можно определить ваше местонахождение, а также направление на север. На данной тропе 14/88 квартальный столб. Недалеко от квартального столба велась добыча живицы. На дереве ставились засечки на 2-3 месяца, на расстоянии 1м от земли. Обычно ставилось по 6-7 засечек. Экскурсионная группа движется дальше по дороге вдоль линии электропередач.

Станция №11. Междюнное понижение: Междюнное понижение образовалось в результате таяния снегов и выпадения осадков. Зарастает тростником южным.

Станция №12. Ели: Ель европейская (Picea abies). — вечнозелёное дерево, достигающее в зрелом возрасте высоты 20-30м(до 50 м) при диаметре ствола до 1 м (в насаждениях обычно тоньше): мутовчато расположенные ветви формируют густую, конусообразно вытянутую крону. Рассматриваемая древесная порода обладает поверхностной корневой системой, вследствие чего сильно страдает от ветровалов(особенно при одиночном стоянии и на сырых почвах), а также низовых лесных пожаров. Елей на территории парка незначительное количество, всего 1,4%.[13].

Далее экскурсионная группа продвигается вперёд.

Станция №13. Болото: По характеру минерального питания все болота можно подразделить на три типа: низинные (богатого питания за счёт поступления минеральных солей с грунтовыми водами), переходные (средние по богатству) и верховые (бедного питания слабоминерализированными атмосферными осадками из-за образования на этих болотах мощной тощи торфа и отрыва их поверхности от основного уровня грунтовых вод) [13]. В данном случае верховое болото, флора которого представлена следующими видами: багульником болотным, голубикой, черникой, брусникой, сфагнумом, пушицей влагалищной, клюквой мелкоплодной.

Станция №14. Бор-беломошник: Для бора-беломошника характерен относительно разряженный древостой из сосны, часто слаборазвитый кустарничковый ярус и сплошной мощный (до 12-15 см. высоты) лишайниковый покров [13].

Следующей точкой экологической тропы является место обзор древесных пород парка.

Станция №15. Корабельные сосны: В начале XVIII века согласно лесным указам Петра I, данная территория оказалась в заповедной зоне, где заготовляли корабельные сосны для русского флота. В последующие годы заповедные леса стали называться корабельными рощами. За 150 лет существования деревянного судостроения из Шемуршинских лесов были вывезены сотни тысяч мачтовых сосен на судостроительные верфи [10]. Местные жители же, по-прежнему называют сосны — «Яхтами».

Экскурсионная группа проходит вдоль стройных сосен.

Станция №16. Муравейник: Кроме растений в данной точке следует обратить внимание на муравьиные постройки. Доминирующими видами в национальном парке «Чаваш Вармане» является рыжий и малый лесной муравьи, которые встречаются на нашей тропе. Они полезны тем, что защищает растения от вредных насекомых. Там, где много муравьёв, никогда не бывает вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Специалисты считают, что на один гектар леса достаточно пять муравейников, чтобы уберечь деревья от нашествия вредителей [11].

Станция №17. Пальчатокоренник Фукса: Редко встречающийся вид на территории парка занесенный в Красную Книгу Чувашской Республики — Пальчатокоренник Фукса. Пальчатокоренник Фукса (Dactylorhiza fuchsis) относится к классу однодольных (Liliopsida), семейству ятрышниковых (Orchidaceae). Многолетник,15-50 см.высотой. В Чувашской Республике встречается рассеяно в смешанных и широколиственных лесах на хорошо дренированных и богатых гумусом почвах. Относится к III категории. Редкий вид [3].

Станция №18. Место для отдыха: После 10-и минутного отдыха экскурсионная группа направляется дальше по дороге.

Станция №19. Любка двулистная: На территории парка находятся ценные в научном и природоохранном отношении лесные массивы, местообитания редких и исчезающих растений. По литературным данным в сосновых, сосново-широколиственных лесах парка выявлено более 46 видов растений, требуют сохранения и дальнейшего распространения. Одна из них Любка двулистная.

Любка двулистная (или ночная фиалка) занесена в Красную Книгу Чувашской Республики. Относится к классу однодольных (орхидных) семейству ятрышниковых (орхидных). Редкий вид. III категория. В Чувашской Республике встречается в лесах Заволжья, Присурья, Предволжья и Юго-Востока. Обитает преимущественно в сырых лесах.

Охраняется в Алатырском участке государственного природного заповедника «Присурский», парке «Заволжье», нац. парке «Чаваш Вармане», одном из заказников [3].

Экскурсионная группа продолжает свой путь вдоль стройных сосен и выходит на поляну для отдыха, где имеются скамейки. Спустя некоторое время экскурсионная группа возвращается в визит — центр.

Станция №20. Место для отдыха: Здесь экскурсантам предлагается 10-и минутный отдых.

После 10-и минутного отдыха экскурсионная группа направляется в сторону визит — центра.

Приложение №7. Обращение к экскурсантам.

Уважаемые, юные и взрослые друзья парка!

Помните, что вы в гостях у леса и его обитателей, ПОЭТОМУ:

Не рвите дикорастущие растения

Не разоряйте птичьих гнёзд

Не ломайте ветки деревьев

Не шумите

Не оставляйте после себя мусор. Весь мусор уносите с собой

Не разводите костры. Они могут привести к пожарам

Следуйте за экскурсоводом и не сходите с тропы.

Памятка для экскурсантов

Экскурсантам взять с собой:

Мазь (спрей) от комаров

Головной убор

Резиновые сапоги

Дождевик

Одежда не ярких цветов



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016