Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Изучение сукцессий на вырубках

© Кузьмина К., Новочебоксарск, 2005

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Введение

Цель работы: Изучить особенности сукцессионного процесса на местах сплошных вырубок сосновых боров.

Задачи:

  • Определить видовой состав растений на вырубках.
  • Вычислить биомассу растений.
  • Выяснить изменение видового состава растений на вырубках разного возраста.
  • Выявить соотношение экологических групп растений по отношению к свету в зависимости от года зарастания вырубки.
  • Определить доминирующие виды растений.

Место и время проведения: Работа проводилась на территории Заволжья (6, 13, 44 кварталы Сосновского и 9 квартал Акшкюльского лесничеств Чебоксарского лесхоза), входящего в состав Ветлужско-Кокшагского полесского физико-географического района (Ступишин,1964), в подзоне смешанных лесов. По лесорастительному районированию эта территория относится к Заволжскому боровому району, подзоне южной тайги. Исследования выполнялись с 5 по 23 июля 2005, на базе летнего экологического лагеря «Школа Дикой Природы».

Методика

Наблюдения проводились на пробных площадках, заложенных на вырубках сосновых лесов. Определение количества видов проводилось при полном геоботаническом описании травяно-кустарникового покрова, которое осуществлялось по методике В.Н. Сукачева(1972).

При определении наземной фитомассы использовались рекомендации Л.П. Рысина и Ф.Н. Золотовой (1984).ля этого в пределах каждой пробной площади равномерно закладывалось по двадцать учетных площадок размером 50х50см, с которых растительность срезалась на уровне почвы, разбиралась по видам и взвешивалась в свежем виде. Укос проводился во второй декаде июля в период максимального развития фитомассы.

Математическая обработка полученных результатов осуществлялось по соответствующим методикам Г.Н. Зайцева (1984). Коэффициенты сходства рассчитаны по формуле Съеренсена: К= 2c/(a+b) *100%, где a-число видов на одной площадке, b - число видов на второй площадке, с - число видов, общих для обеих площадок.

На основе анализа биомассы изученных растений были выделены доминанты, субдоминанты и минорные виды травяно-кустарничкового покрова сосняка лещинового на разных стадиях вторичной сукцессии.

Доминирующие видами рассматриваемого фитоценоза считали растения, доля которых в общей биомассе составляла более 12%, субдоминантами — в интервале 6-12%, минорными видами — менее 6%.

Результаты и обсуждение работы

Нами был изучен видовой состав растительности на вырубках первого, второго, третьего, четвертого и тринадцатого годов зарастания, а также для сравнения в двадцатилетних сомкнутых и тридцатипятилетних разреженных посадках, при этом контрольным участком являлся шестидесятилетний участок бора лещинового.

Видовой состав травяно-кустарничкового покрова сосняка лещинового представлен 37 видами.

После вырубки древесных пород сохраняется 15 видов (К=0,5). Исчезновение 22 видов цветковых растений связано, вероятно, с механическим уничтожением их при рубке и в процессе посадки саженцев. 9 видов растений появляются на вырубке в первую же весну с опушек, лесных дорог и полян. Они представляют собой группу светолюбивых растений с незначительным проективным покрытием и биомассой (К=20%).

Ко второму году зарастания на вырубке появляются еще 9 новых видов (К=0,64). Остальные освободившиеся места на вырубке светолюбивые растения занимают в течение еще трех лет, о чем свидетельствует состав вырубок второго, третьего, четвертого годов зарастания, где зафиксировано 20 новых видов, а общая их доля в видовом составе достигла 65% и биомасса превысила 80%. При этом видовой состав обновился на 60% (К=0,40).

Анализ видового состава растительности на вырубке тринадцатого года зарастания показывает, что процесс внедрения светолюбивых видов продолжается и в последующие годы, где их доля составляет 70%, однако по биомассе они остаются в пределах начальных лет зарастания. Скорее всего это связано с конкурентными взаимоотношениями между собой, что приводит самых активных из них к стабилизации на среднем субдоминантном уровне 5-10%. Для них характерны лишь кратковременные вспышки, когда они становятся доминантами.

В сосняке лещиновом доминирующую роль играют орляк обыкновенный (51,2%) и вейник тростниковидный (22,2%). После вырубки леса орляк сохраняет свое лидирующее положение (41,2%).

На втором году зарастания доля орляка обыкновенного составляет уже 21%, затем он исчезает и восстанавливается лишь к тринадцатому году зарастания (28%). Вейник тростниковидный исчезает сразу после вырубки и восстанавливается ко второму году зарастания до 5,5%, но на третий год зарастания он является доминирующим видом (15%), где вместе с ним доминирует иван-чай узколистный (42%) и мелколепестник канадский (12%).

На четвертый год зарастания сохраняет свое доминирующее положение (43,4%). Вместе с ним в доминанты выходит ракитник русский (16,3%) и дрок красильный (12,4%).

На тринадцатом году зарастания ракитник русский также является доминантом — 11,7%.

Субдоминантами в шестидесятилетнем сосняке лещиновом являются ландыш майский (8,9%) и малина обыкновенная (5,9%); на первом году зарастания — плаун сплюснутый (8,7%), мятлик луговой (7,7%), ракитник русский (7%) и ландыш майский (7%).

На второй год зарастания ракитник русский (9,1%) и ландыш майский (7,8%) сохраняют свое положение.

К третьему году зарастания субдоминантом остается лишь ракитник русский ??(5,8%). На четвертый год зарастания в субдоминанты входят вейник наземный (7,7%) и вероника лекарственная (5,7%); на тринадцатом году зарастания — ястребинка волосистая (8%), мятлик луговой (7,7%) и вереск обыкновенный (5,7%).

Анализ экологических групп растений по отношению к свету показывает, что в первый год зарастания соотношение светолюбивых и теневыносливых растений равно 44% и 43%, но по биомассе теневыносливые виды значительно преобладают над светолюбивыми и тенелюбивыми (71%, 16% и 2% соответственно).

К третьему году зарастания светолюбивые растения почти вдвое превышают теневыносливые в видовом соотношении, а по биомассе в три раза. На четвертом году зарастания наблюдается значительное преобладание светолюбивых растений как в видовом соотношении (65%), так и по биомассе (81%).

К тринадцатому году зарастания светолюбивые виды также превышают над теневыносливыми в видовом соотношении (66% и 27%), но по биомассе их количества примерно равны (45% и 43%).

Для сравнения: в исходном фитоценозе (шестидесятилетний сосняк) в количественном соотношении теневыносливые и светолюбивые виды представлены почти одинаково (49% и 38%), однако по биомассе теневыносливые преобладают значительно (85%).

Процесс естественного зарастания вырубок не характерен для центральных областей европейской части России. Он нарушается искусственным возобновлением. Но на наш взгляд формирование посадок в лесной экосистеме достаточно точно имитирует процесс естественного возобновления, поэтому были исследованы сосновые посадки двадцатилетнего возраста в момент смыкания крон и тридцатипятилетнего возраста в момент естественного разреживания посадок. На основании этого установлено, что в сукцессионном процессе восстановления сосновых боров после вырубки развитие травяно-кустарничкового покрова прерывается полностью. После смыкания крон молодняка он практически сходит на нет из-за недостатка освещения. И после искусственного, и естественного разреживания посадок растительный покров вторично восстанавливается.

К сожалению, недостаток времени не позволил нам провести более детальное исследование.

Выводы

Таким образом, данные по видовому составу растений свидетельствуют о закономерностях вторичной сукцессии:

  • - происходит постепенное увеличение видового разнообразия (от 15 до 37 видов)
  • - теневыносливые и тенелюбивые виды замещаются светолюбивыми
  • - возрастает продуктивность сменяемых сообществ (от 2114,5 кг/га до 6540,5 кг/га)

Особенности процесса:

  • - в первые годы зарастания доминирующую роль в процессе восстановления нарушенного покрова играют орляк обыкновенный, ракитник русский, ландыш майский, вейник тростниковидный, иван-чай узколистный
  • - на первые позиции выходят светолюбивые виды растений с полян, опушек, дорог — иван-чай узколистный, ракитник русский, вейник наземный, дрок красильный, но явное их доминирование наблюдается только в короткие периоды. Видимо, это связано с возрастающей конкуренцией среди постепенно внедряющихся новых светолюбивых видов растений.



Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом (все их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Лекарственные растения и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-раскладушки издательства "Вентана-Граф": первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоёмов, деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.






Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц", а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016