Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКУМЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Ассоциация "Экосистема"
Московский полевой учебный Центр
Ассоциация "Экосистема"

Программа организации полевых экологических практикумов

"Учебная и исследовательская (проектная) деятельность школьников
на полевых экологических практикумах"

(данная программа изложена нами в форме методического пособия для педагогов в серии из пяти книг под общим названием "Как организовать полевой экологический практикум" (раздел "Методические материалы"). Приобрести электронную версию данного пособия можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине)

Пояснительная записка
(см. также тематический план к данной программе)

Аннотация. Данная программа экологического образования детей разработана экологическим центром «Экосистема» в 1994-1998 гг. и в последующие 10 лет апробировалась и совершенствовалась при проведении круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-х - 11-х классов общеобразовательных школ г.Москвы на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема».

Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми, опыте апробации.

Автор программы - кандидат биологических наук А.С.Боголюбов.
В создании и апробации программы на этапе ее становления в разные годы также принимали наибольшее участие: Сергей Валерьевич Баслеров, к.б.н. Юрий Анатольевич Буйволов, Ольга Валенитиновна Васюкова, к.б.н. Дарья Николаевна Засько, д.б.н. Алексей Алексеевич Котов, к.б.н. Михаил Владимирович Кравченко, Константин Иванович Кухта, к.б.н. Надежда Сергеевна Лазарева.

Оглавление.
Возраст учащихся
Содержание программы
Цель и задачи программы
Условия реализации
Сроки занятий
Число учащихся
Основные методы и формы работы с детьми
Оценка знаний учащихся
Апробация программы
Структура программы
Тематическое планирование


Возраст учащихся.
Программа состоит из двух составных частей (ступеней, этапов), рассчитанных на две возрастные категории учащихся:
1) с 5 по 7 классы включительно (программа «Экологический ликбез»), и
2) с 8 по 10 классы включительно (программа «Эколог-исследователь»).
При незначительной модификации возможно также применение данной программы как для младших школьников, так и для студентов.

Содержание программы.
Программа представляет собой развернутое изложение алгоритма организации практических занятий по естествознанию (географии, биологии и экологии) для учащихся 5-х - 10-х классов общеобразовательных школ.
Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.
Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, в учреждениях дополнительного образования, в специализированных учебных центрах (биостанциях), работающих со школьниками, на особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальные и природных парках и т.д.), а также в любых экспедициях и походах школьников в природу.
Программа рассчитана, в основном, на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (географов, биологов, экологов), имеющих возможность и желающих обогатить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования.
Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования - «натуралистический» подход, методы «полевой экологии», различные формы проектной деятельности.
Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Идеальным при проведении полевых экологических практикумов является также временное проживание детей как можно ближе к природе – на специализированной загородной базе (или хотя бы в пансионате), в деревне или лесничестве, в полевом палаточном лагере. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.
Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.
Для младшей возрастной группы (5-7 классы) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы (программа «Экологический ликбез»), при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
Для старших школьников (8-10 классы), прошедших обучение по первой программе, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения с самостоятельную проектную (исследовательскую) деятельность (программа «Эколог-исследователь»). В рамках этой программы экскурсионная ознакомительная деятельность составляет не более 10-15 % учебного времени, остальное время занимает проведение самостоятельных мини-исследований в природе, основанных на применении «реальных» исследовательских методик, составление письменного отчета или публичного доклада.

Цель и задачи программы.
Главной целью данной программы является внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в средней школе, а также пропаганда «натуралистического» (проектного) подхода в экологическом образовании и воспитании детей.
В задачи данной программы входит:
1) разработка содержания образования (обучения) детей на примере объектов, существующих в естественных условиях;
2) разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;
3) разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность;
4) разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ;

Условия реализации.
Программа рассчитана на учащихся 5-х - 10-х классов общеобразовательных школ, а также иных объединений учащихся с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин (учащихся специализированных школ, классов с углубленным изучением, учреждений дополнительного образования, кружков, клубов и т.п.). При этом, как показывает опыт, существенных различий в глубине, объеме и сложности изучаемого материала при обучении учащихся различных категорий не требуется - в одинаковой степени для учащихся как «обычных», так и специализированных объединений характерен весьма низкий уровень знаний о «реальной» природе.
Учебные занятия в рамках обоих программ осуществляются, по возможности, на базе специализированных учебных центров, расположенных в возможно более «заповедных» и «уединенных» уголках пригородной зоны, куда классы выезжают целиком на 2-4 дня (в зависимости от программы, ее этапа и сезона года, см. тематический план), в сопровождении классного руководителя (при желании также вместе с учителями-предметниками и одним - двумя родителями). При отсутствии специализированных учебных центров для целей проведения практикумов могут быть использованы круглогодично действующие детские лагеря, пансионаты, турбазы и т.д.
Занятия в рамках программы проводятся преподавателями, прошедшими специальную «полевую» подготовку (опыт показывает, что стандартного вузовского естественнонаучного образования для ведения таких занятий недостаточно) по каждому из учебных предметов, включенных в программы. Школьные учителя-предметники (биологи, географы, экологи) также могут вести такие занятия (после определенной подготовки), или принимать участие в их проведении.

Сроки занятий.
Каждая из программ рассчитана на 3 года (однако при желании может быть пройдена и за один год).
В рамках каждой из программ предусмотрено проведение четырех сезонных экологических практикумов - по одному в каждый из сезонов года (осень, зима, весна, лето). Продолжительность одного сезонного практикума по программе «Экологический ликбез» составляет 3 дня, по программе «Эколог-исследователь» - 3-4 дня (см. тематический план).
Общая продолжительность программы («Экологический ликбез» + «Эколог-исследователь»), таким образом, составляет 6 лет.
Успешность и интенсивность прохождения учебного курса в рамках данной программы зависит от объема часов, выделенного школой на данную форму работы. «Растянутость» программы по срокам обусловлена, в основном, оптимальным расходованием учебного времени в рамках годового объема часов, отведенного на тот или иной предмет.

Число учащихся.
Число учащихся, одновременно проходящих курс обучения, зависит от «физических» возможностей места проведения практикумов (программой предусматривается 2-х - 4-х дневное пребывание детей на загородной базе). С точки зрения оптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группах по 8-12 человек на одного преподавателя.

Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые эскурсии и самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.

Экскурсионная форма обучения (программа «Экологический ликбез») предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы - рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.
Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор на экскурсиях делается на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность (программа «Эколог-исследователь») предполагает проведение детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований (проектов), с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.
Из общего набора методик, применяемых при проведении исследований в «большой» науке, для применения в рамках данной программы отобрано несколько десятков «базовых», т.е. охватывающих основные объекты природы и экологические группы организмов. С использованием базовых методик разработаны 56 учебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных по 5 предметам - ландшафтоведению (географии), ботанике, зоологии, водной экологии и биологическому и экологическому мониторингу, и 4 сезонам года (осень, зима, весна, лето)(список методических пособий, выпущенных Ассоциацией "Экосистема" в рамках программы, смотрите в разделе "Методические материалы").
Самостоятельная исследовательская работа (проектная деятельность) учащихся включает: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.
При выполнении самостоятельных исследовательских работ учащиеся могут пользоваться методическими пособиями, которые являются неотъемлемой составной частью программы и позволяют, в общих чертах, вести исследования самостоятельно. Функция преподавателей на этом этапе ограничивается консультациями и общим «курированием» процесса работы.

Оценка знаний учащихся.
В рамках программы «Экологический ликбез» (5-7-е классы, преобладает экскурсионная форма обучения) оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и путем «тестовой олимпиады», т.е. на уровне «узнавания» объектов природы.
Реферат – это письменное изложение одной из логических частей занятия с соответствующими приложениями (объекты, зарисовки, карты и т.п.). Рефераты пишутся учащимися индивидуально каждый день по каждому предмету.
При проведении «олимпиады» используются объекты, принесенные из природы (растения, веточки, листья, погрызы и т.п.), проводятся практические зачеты в природе (с определением растений, животных, голосов птиц, следов жизнедеятельности животных), гербарии травянистых и деревянистых растений, мхов и лишайников, коллекции (следов жизнедеятельности животных, гнезд, тушек птиц и мелких млекопитающих), записи голосов птиц и т.п.

В рамках программы «Эколог-исследователь» оценка знаний и умений учащихся проводится по итогам докладов на конференции «научно-исследовательских» работ. При этом итоговая оценка по результатам защиты проектов (за содержание работы, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество доклада, оформление материалов к защите и т.п.), является интегральной характеристикой всего набора знаний, умений и навыков, полученных учащимися в течение всего периода обучения.

Апробация программы.
Программа реализуется авторским коллективом Ассоциации «Экосистема» с 1994 года . Программа в ее нынешнем виде формировалась постепенно, а предпосылками к ее созданию были: 1) многолетний опыт работы авторов в сфере дополнительного (внешкольного) образования, 2) наличие преподавателей - профессиональных ученых-биологов, экологов и географов, 3) пробудившийся и постоянно возрастающий интерес школ (школьных учителей и администрации) к преподаванию ясной и понятной детям экологии, «живой» биологии и «реальной» географии
Местом проведения практикумов с 1996 г. является Московский полевой учебный Центр "Экосистема" в Подмосковье.

Структура программы.
Программа состоит их пяти основных разделов (блоков) :
1. Вводная часть (введение, обоснование цели и задач, описание общей структуры программы, обоснование основных форм работы с учащимися и возможных форм организации практикумов);
2. Программа организации учебной деятельности школьников 5-х - 7-х классов «Экологический ликбез» (описание задач и общей структуры полевого практикума, описание форм и методик организации занятий, содержание учебных экскурсий по предметам и сезонам года) ;
3. Программа организации исследовательской деятельности школьников 8-х - 10-х классов «Эколог-исследователь» (описание задач и общей структуры полевого практикума, описание форм и методик организации занятий, распределение тематик проведения полевых исследований по предметам и сезонам года);
4. Методические руководства по организации полевых исследований школьников, распределенные по сезонам года.
5. Дополнительные материалы (правила ведения дневниковых записей, оформления результатов исследования, поведения и техники безопасности в природе, организация быта и досуга, перечень оборудования, список вспомогательной литературы).
Данные страктурные части программы включены нами в методическое пособие для педагогов, включающее в себя серию из пяти книг под общим названием "Как организовать полевой экологический практикум" (см. раздел "Методические материалы"). Приобрести электронную версию данного пособия можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.


Читайте также статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

а также некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции "Экосистема":

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016