Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКУМЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





: :


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Ассоциация "Экосистема"
Московский полевой учебный Центр
Ассоциация "Экосистема"

Программа организации полевых экологических практикумов

"Учебная и исследовательская (проектная) деятельность школьников
на полевых экологических практикумах"

(данная программа изложена нами в форме методического пособия для педагогов в серии из пяти книг под общим названием "Как организовать полевой экологический практикум" (раздел "Методические материалы"). Приобрести электронную версию данного пособия можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине)

Тематическое планирование
(см. также пояснительную записку к данной программе)

Программа "Экологический ликбез" (5-7 классы)

Предметы по сезонам года Лекции
(час.)
Экскурсии (час.) Лабор.
работа (час.)
Зачет
(час.)
Общий объем (час.)
I. Ландшафтоведение (карта, компас, ориентирование, изучение геологических отложений, минералов и горных пород, рельефа и почв):
- осень 0,5 4 2 0,5 7
- зима 0,5 2 4 0,5 7
- весна 0,5 4 3 0,5 8
- лето 0,5 4 3 0,5 8

Итого:

2 14 12 2 3-
II. Ботаника и Зоология (низшие и высшие растения, флора, растительность, беспозвоночные и позвоночные животные, взаимосвязи растений и животных):
- осень 1 4 1 1 7
- зима 1 2 3 1 7
- весна 1 4 2 1 8
- лето 1 4 2 1 8

Итого:

4 14 8 4 30
III. Водная экология (водоемы, вода, растения и животные):
- осень 1 2 3 1 7
- зима 0,5 2 4 0,5 7
- весна 0,5 4 3 0,5 8
- лето 1 4 2 1 8

Итого:

3 12 12 3 30

Итого по программе "Экологиенский ликбез":

9 40 32 9 90

Из них: осень - 21 час (3 дня), зима - 21 час (3 дня), весна - 24 часа (3 дня), лето - 24 часа (3 дня.)
Общий объем учебных часов по подпрограмме "Экологический ликбез" (5-7 классы) - 90 часов. При ее прохождения за три года - по 30 часов в год. При условии по 7 (осенью и зимой) и 8 (весной и летом) часов в день - 12 учебных дней за 3 учебных года.

Программа "Эколог-исследователь" (8-10 классы)

Распределение учебного времени: теоретические занятия (лекции) - 10 %; планирование исследования - 10 %; знакомство с методиками - 10 %; сбор и первичная обработка материала - 25 %; анализ результатов - 15 %; подготовка отчета - 15 %; конференция - 15 %.

Предметы и основные тематические
направления исследовательских (проектных) работ
Осень
(час.)
Зима
(час.)
Весна
(час.)
Лето
(час.)
Всего
(час.)
1. Ландшафтоведение
Съемка местности 2 2 - - 4
Геологические и почвенные исследования 3 - 2 - 5
Комплексные исследования на ландшафтном профиле 2 2 - - 4
Участие в исследовательских программах 1 1 2 2 6

Итого:

8 5 4 2 19
2. Ботаника
Морфология и определение растений, изучение флоры 2 1 1 3 7
Экология растений 1 3 4 2 10
Изучение фитоценозов 2 2 2 2 8

Итого:

5 6 7 7 25
3. Зоология
Видовой состав и численность беспозвоночных животных 1 1 2 2 6
Видовой состав, численность и экология позвоночных животных 7 9 8 8 32

Итого:

8 10 10 10 38
4. Водная экология
Физико-географические описания водоемов 2 - - 2 4
Изучение природных вод - 2 - - 2
Изучение водных растений и животных 2 1 2 4 8

Итого:

4 3 2 6 15
5. Экологический мониторинг
Мониторинг наземных экосистем 4 2 - 4 10
Биоиндикация водных экосистем 2 2 1 4 9
Участие в исследовательских программах 1 1 1 1 4

Итого:

7 5 2 9 23

Итого по программе "Эколог-исследователь":

32 29 25 34 120

Общий объем учебных часов по программе "Эколог-исследователь" (8-10 классы) - 120 часов. При ее прохождения за три года - по 40 часов в год. При условии по 8 (осенью и зимой) и 9 (весной и летом) часов в день - 14 учебных дней за 3 учебных года.

Общая продолжительность программы полевых практикумов ("Экологический ликбез" + "Эколог-исследователь") - 6 лет.


Обе вышеупомянутых программы включены нами в методическое пособие для педагогов, включающее в себя серию из пяти книг под общим названием "Как организовать полевой экологический практикум" (см. раздел "Методические материалы"). Приобрести электронную версию данного пособия можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Читайте также статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

а также некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции "Экосистема":

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: : [ ] [ ] [ ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016