Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Организация исследовательской работы учащихся по экологии
в многопрофильной гимназии №12 города Читы

Федорова Любовь Борисовна, МОУ №12, г. Чита
(заслуженный учитель Читинской области, преподаватель биологии и экологии высшей категории, победитель НПО)

Жизнь в согласии с природой это - необходимое условие сохранения цивилизации. Зная об этом, сегодня человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы, следование которому привело к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначило угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса. Решение проблем, возникающих в системе «Человек- природа», требует нового мировоззрения.

Одним из направлений воспитательной работы школы является экологическое образование и воспитание, которое имеет три составляющие:

  • знание экологических законов, теорий, осознание единства в системе «Природа-человек»
  • эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношения к ней человека через это реализуется патриотическое воспитание
  • деятельность в реальных социо-природных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Эта последняя составляющая, то есть опыт творческой деятельности основывается на организации исследовательской деятельности учащихся по экологии.

Основными формами экологической работы в нашей школе являются:

  • групповая проектная деятельность (научно-исследовательские группы)
  • научно-практические школьные конференции

Исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности:

  • проблемный характер и поисковую направленность
  • объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта
  • экологические исследования это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры
  • для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех

Основным объектом экологических исследований является экосистема, ее компоненты. А также процессы, в которых она участвует. Основываясь на этом, я немного расскажу о той работе, которая проводится в нашей школе.

В условиях города проводить исследовательскую работу гораздо труднее, чем в сельской местности, так как антропогенная нагрузка усиливается в разы, а доступных для учащихся методов исследования немного. В связи с этим, объектом исследования мы выбрали экосистему небольшой речки Кайдаловки, которая расположена недалеко от школы .Этот объект позволяет иметь системный характер исследования (результаты проведенных исследований опубликованы на нашем сайте).

В связи со строительством автомобильных дорог к спортивному комплексу «Высокогорье», пролегающих через речку, в экосистеме происходят существенные изменения. Вот отслеживанием этих изменений (мониторингом) мы и занимаемся (исследовательская работа «Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды» опубликована на нашем сайте в разделе Детские исследовательские работы (проекты)).

.

Работа имеет групповой характер и проводится во внеурочное время по определенному маршруту (в виде экскурсий). Во время экскурсий мы отслеживаем какие изменения происходят в данной местности. Те дети, которые в 8-9 классе в рамках элективного курса начинали эту работу, уже выпустились в 2008 году. Исходя из выбранной ребятами темы, мы 3 года (в 2005-2007 гг) проходили по маршруту ежемесячно (осень, зима, весна), независимо от погоды.

Для разных видов исследований мы выбираем от 3 до5 точек. Наиболее ценными являются две: первая расположена на северной стороне леса, где был низовой пожар в 2002 году в 100 метрах от автострады и вторая точка в истоках р.Кайдаловки на курумах (каменные россыпи)

Для исследования фитопланктона мы брали еще 3 точки:

  • там, где сформировалось болотце и есть выход на поверхность железобактерий,
  • где родники выходят прямо из–под камней,
  • где есть заросли ивы, очищающей воду.

Комплексное исследование данной экосистемы включало:

  1. Исследование РН и жесткости воды в р. Кайдаловки в разных точках методом титрования и с помощью индикаторов
  2. Качественный анализ почв, взятый в разных точках на содержание карбонатов, сульфатов, хлоридов, нитратов.
  3. Периодические изменения (ежемесячно) у зимне-зеленых растений в связи с изменением климата (теплая осень и малоснежная зима) на предмет определения активности фермента каталазы (2005-2007 г)
  4. Изменения процессов плазмолиза и деплазмолиза у растений брусники обыкновенной, грушанки копытенелистной, рододендрона даурского в течение осени и зимы
  5. Моделирование сукцессионных процессов у почвенных организмов, отобранных в разных точках экосистемы р. Кайдаловки для установления изменений после пожара (признаки восстановления экосистемы 2006-2008 г).
  6. Изучение биоразнообразия лишайников и мхов как индикаторов загрязнения воздушной среды в течение трех лет (2006-2009 г).
  7. Начали вести работы по биоиндикации на примере сосны обыкновенной

Все данные виды работ включают составление таблиц, графиков, схем, статистическую обработку материала, работу с определителями и литературными источниками, которых немного. Так как работы проводятся несколько лет, то есть возможность уточнить результаты проведенной работы, сравнить данные и сделать выводы.

Отчет о проделанной работе заслушивался на научно-практической конференции, которая проходила в школе. Материал оформляется в виде проекта и презентации. Учащиеся выступили с этими работами на городской научно-практической конференции.

В школе проводится пропаганда экологических знаний: беседы в 5-7 классах и в начальной школе весной или осенью по темам «Кладовая природы», «Лес - наше богатство», операция «Кормушка».

Теперь немного о том, что научно-исследовательская работа дает учащимся. Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умения. Развивается мыслительная и познавательная направленность воспрятия действительности. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменений.

Работу, которую мы представляем, выполнялась группой детей в течение последних трех лет. Мы использовали методику по изучению лишайников (Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды). Работали дети, обучающиеся в профильном медико-биологическом классе.

Так как такая работа в школе ведется давно, то можно сказать следующее: учащиеся, которые активно участвовали в научно-исследовательской работе, в ВУЗе быстро включаются в научную работу.

Литература:

«Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе», М., 2007 г

«Исследовательская деятельность учащихся в системе экологического образования и воспитания», Чипкро, Чита., 2001 г

«Водоросли, лишайники и мохообразные СССР», М. "Мысль" 1978, под ред М.В. Горленко


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016