ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА

[ sp Купить Газовое пожаротушение Novec 1230, Хладон 227еа, Хладон 125 в Новгород Новгородская область ] : ml об : { lf }

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Введение | Оглавление | Научная новизна, актуальность, основные положения, апробация, благодарности >>>

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования: обучение учащихся биологии в общеобразовательных школах и во внешкольных учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: формирование у школьников экологической картины мира и целостности социально-личного представления о мире при проведении полевого практикума на базе знаний курса биологии.

Цель исследования: определение методических условий способствующих повышению результативности формирования у школьников экологической картины мира и целостности социально-личного представления о мире в процессе проведения полевого практикума на базе курса биологии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть терминологическую сущность понятий «образ мира» и «картина мира», их соподчиненность, классификацию, эволюцию; обосновать возможности формирования картины мира, соответствующей современному уровню знаний, в биологическом образовании.
  2. Выявить взаимосвязь формирования экологической картины мира с биологическим образованием, осуществить поиск методических условий, направленных на повышение результативности формирования у школьников общенаучной картины мира.
  3. Выяснить результативность использования экологического принципа в формировании у школьников экологической картины мира при проведении полевого практикума по биологии.
  4. Определить педагогические условия, влияющие на целостность социально-личной картины мира школьников, выяснить возможности ее сохранения или восстановления.

Гипотеза исследования. Использование методических условий, ведущая роль в которых принадлежит экологическому принципу, при проведении полевого практикума на базе изучения курса биологии значительно повысит результативность формирования у школьников экологической картины мира, восстановит у них целостность социально-личного представления о мире.

Методологичские основы исследования. Методологической базой исследования служили: системная онтология и принципы систематизации знаний в научных картинах мира (С.Т. Мелюхин, В.С. Степин); личностно-ориентированный подход к целостному развитию когнитивной и эмоционально-ценностной сферы учащихся (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов, А. Адлер, М. Мид, Я. Морено Я., Ж. Пиаже, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.); теория содержания общего среднего образования и системный подход к формированию знаний учащихся (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.И. Логвинов). Существенно важным методологическим принципом явился герменевтический подход, так как познание феноменов образа мира и картины мира требует искусства постижения смыслов и значений, выраженных в текстах, а также диалектический подход к анализу формирующих начал образа мира и картин мира, позволяющий выявить их внутреннее единство и противоположности, динамический характер эволюции различных картин мира.

Методы исследования. В исследовании использовались: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; организация и проведение эксперимента; анкетирование; методика изучения категориальных структур мировосприятия школьников; контент-анализ полученной информации; методы математической статистики экспериментальных данных с использованием стандартных пакетов программ Statistica 5; Exel-7,0 для IBM PC.

Исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) проведен анализ литературы по проблеме исследования; определена актуальность темы диссертации; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования; разработана стратегия педагогического эксперимента и начата его организация.

На втором этапе (2006-2007 гг.) определена роль образа мира в становлении картины мира; изучено влияние коэволюции научной картины мира и образования на целостность представления о мире; выявлена взаимосвязь экологической картины мира и биологического образования; обоснована роль экологического методико-дидактического принципа в формировании экологической картины мира учащихся. Продолжена экспериментальная работа.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) проведен анализ и обобщение данных, полученных в эксперименте; подведены итоги, сделаны выводы по проведенному исследованию, осуществлена работа по оформлению диссертации.

Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема» с учащимися МОУ №15, 34, 45, 55, 57, 91, 109, 228, 444, 654, 702, 827, 1018, 1067, 1200, 1210, 1216, 1277, 1294, 1500, 1508, 1522, 1537, 1554, 1561, 1567, 1572, 1874, «Школа Сотрудничества», «Эрудит-2», «Пироговская гимназия» г. Москвы, практикующими краткосрочные сезонные выезды на полевые практикумы в это специализированное учреждение. Контрольные срезы осуществлялись у учащихся этих же школ до посещения ими Центра «Экосистема». Проведено анкетирование 1030 учащихся в возрасте 11-16 лет, из них 550 анкетированы дважды (на разных этапах освоения программ «Центра»).

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.