Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Начальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе | Оглавление | Обыденная социальная картина мира >>>

1.2. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ КАРТИНЫ МИРА В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.2.1. Социально-личная картина мира

Начало этапа формирования личной картины мира человека, как социального существа выделить достаточно сложно. Потому как, оно не совпадает с моментом рождения ребенка. Социально-личная картина мира, как производная рефлексии не может начать формироваться до появления мышления.

Онтогенетическое развитие сугубо человеческого когнитивного образования, как понятийное мышление тесно связано с формированием другого человеческого когнитивного образования – языка. Мышление есть не что иное, как оперирование с множеством дискретных, отграниченных друг от друга понятий, символами, знаками которых являются слова. По мнению Ф. де Соссюра, словесный знак не только отличает обозначаемое им понятие от другого, выражаемого другим знаком, он обобщает единичные события и тем самым рождает абстракцию [49].

Согласно исследованиям Ф. Либермана: «…многие черты анатомии младенца выглядят как архаичные признаки, характерные для предшествующих стадий человеческой эволюции. Гортань только что родившегося ребенка занимает очень высокое положение, что является отличительным признаком низших и человекообразных обезьян» (цит. по: [129]). В первые недели и месяцы жизни вокализация новорожденного совершенно не связана с активной артикуляцией и напоминает в этом отношении вокализацию человекообразных обезьян. Считается, что первые 10-12 слов усваиваются им на основе звукоподражания, но, возможно, это более сложный процесс. Смена механической имитации слов их сознательным использованием происходит, по мнению исследователей, в возрасте 17-20 месяцев [129] . Исследования П. Линдсея и Д. Нормана [97] показали, что это связано с формированием специфических нервных связей в областях Брока (лобная доля левого полушария мозга, отвечающая за правильную артикуляцию момент произнесения слова) и Вернике (височная доля левого полушария, служащая центром опознавания слышимых слов и соотнесения их с соответствующими понятиями). Таким образом, на ранних этапах развития ребенка словесное мышление невозможно, по причине невозможности соотнесения некоего сочетания звуков с их определенным содержанием. Соответственно элементы мышления, а значит и зачатки обыденной социально-личной картины мира у ребенка могут появиться не ранее второго года жизни.

С другой стороны, считается, что существует недооценка образного мышления. Причиной такой недооценки было представление о том, что мышление неразрывно связано с языком, что мышление о понятии возможно только через язык. Исследователи человеческой психики Л.М. Веккер [20], М.А. Холодная [194] полагают, что работа мысли зрелого интеллекта возможна только на основе переработки информации в системе трех основных модальностей опыта: через знаково-словесный или словесно-речевой, через визуально-пространственный или образно-пространственный, через чувственно-сенсорный или тактильно-кинестетический способы кодирования информации, что соответствует трем основным способам субъективных представлений о мире Дж. Брунера [17]: в виде языковых знаков, наглядных образов и действий. Но словесно-понятийный язык сформировался наиболее поздно в эволюции. И если считать, что в психологии, как в морфологии, онтогенез есть повторение филогенеза, то ребенок вначале идентифицирует мир на основе тактильно-кинестетической информации, затем начинает восприниматься образно-пространственная информация и лишь затем знаково-речевая информация. Первична предметно-образная форма мышления. Образное мышление более близко к бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне.

Включение органов чувств после рождения запускает процесс определения соответствия врожденного образа мира открывающейся в сенсорных показателях картине реальности. Сенсорные впечатления актуализируют ту или иную часть образа мира, сопоставляют, сверяют, подтверждают, уточняют… чуть позже идет структурирование и предметная идентификация отдельных чувственных впечатлений и при обнаружении некоторого несоответствия инициируется процесс надстройки образа мира, что позволяет ребенку адекватно реагировать на окружающую среду. В первые полтора-два года жизни знакомство нормального (без дефектов зрения и слуха) ребенка с его окружением и приобретение элементарных познаний и навыков идет по тому же принципу, что и обучение животных. Дитя еще не владеющее речью, постигает мир посредством простейших сенсо-моторных схем.

Несколько больше времени требуется для включения образного мышления. Но мышление образами также недостаточно для развития социального субъекта, что подтверждено развитием слепоглухонемых детей или детей растущих в доме ребенка без возможности достаточного общения [43]. Поэтому, следует признать формирование в начале развития ребенка первично-личной картины мира, гомологичной картине мира наземных позвоночных животных, создающей лишь предпосылки становления человека, которые и останутся только предпосылками, если в определенный момент у ребенка не начнется быстрого развития так называемого «языкового поведения», что проявится в формировании сугубо человеческих когнитивных образований – соответствующих картин мира. Овладение словесным, или определенно-направленным мышлением, возможно только при развитии в человеческом окружении, а потому с этого момента формирующаяся личная картина мира наполняется новым содержанием, характерным обыденной социальной картине мира. Детские психологи считают, что в большей своей части обыденные представления о мире того социума, в который попадает ребенок после рождения, становятся неотъемлемой частью его личной картины мира – формируется социально-личная картина мира (процесс социализации). «Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок зависит, прежде всего, от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов <…> благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особое представление о мире» [122. С.5,10].

«Структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы – той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» [123. С.33]. Процесс социализации некоей личности изначально осуществляется под воздействием того малого социума в которое входит эта личность. На этапе первичной социализации в формировании картины мира ребенком велико значение семьи. «Неполноценность эмоциональных связей в раннем возрасте может предопределить дисфункцию всего развития ребенка. Чаще всего она характерна для воспитуемых в учреждениях опеки или детей из асоциальных семей, у которых нет возможности достаточно общаться со взрослыми, привязаться к одному лицу» [43. С.153]. Картина мира строится на привнесенном смысле, определенным образом отфильтрованной информации (прежде всего родителями): ребенок принимает их пояснения, говорит словами взрослых, т.е. цитирует их высказывания, как свои. Эта картина, конструируемая для ребенка родителями, на данный момент развития наиболее значимыми для него субъектами, переводит ее в разряд непротиворечивой, обыденной, знакомой, позволяет безопасно приноровиться к ней. А так как родители являются частью определенного социума, то и ребенку вольно или невольно прививаются взгляды этого социума, прошедшие через личностное понимание родителей. И хотя считается, что «в дальнейшем человеку предстоит собственная работа над этим первым образом мира (читать, согласно вложенной автором синонимичности и нашего контекста «этой картиной мира» – О.Г.), он(а) уточняется, видоизменяется в таких институтах, как школа, группа сверстников, организация для религиозных людей — церковь» [4. С.35], роль «значимых других» в формировании соответствующих картин мира не уменьшается (даже взрослый человек чаще цитирует чужие высказывания, почерпнутые из СМИ, или в разговорах с авторитетными для него людьми, выдавая их за свои).

<<< Начальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе | Оглавление | Обыденная социальная картина мира >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016