Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Коэволюция научной картины мира и образования | Оглавление | Этапы готовности школьников к эколого-направленной деятельности >>>

1.4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ
СО ШКОЛЬНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Содержание школьного курса биологии, обеспечивающее учащихся знаниями о процессах и явлениях в живом мире, многообразии жизни, различных уровнях организации материи, взаимодействии природных объектов и систем, вносят свой вклад в формирование в сознании учащихся ОНКМ. Однако без специальной разработки форм, подходов и методов работы, процесс формирования ОНКМ не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало. Для ее построения недостаточно иметь сумму данных из области различных наук: физики, биологии, химии и др. Как отмечает В.Н. Михайловский с соавторами [117. С.166]: «Парадоксальность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, современная биология все активнее привлекает для объяснения биологических процессов физические и химические концепции, и в то же время, с другой стороны, во все большей степени обнаруживает свою специфичность, свою несводимость к закономерностям физики и химии». Необходима плодотворная философская идея, помогающая создать систему фундаментальных объединяющих идей и принципов. Использование межпредметных связей в процессе преподавания биологии приводит к формированию ЕНКМ, но она не опирается на такие объединяющие идеи, по большей части это механическое объединение. Кроме того, с уровня ЕНКМ очень сложно перейти на уровень ОНКМ, по причине отсутствия взаимосвязи с блоком социальных наук.

Философской идеей, которая позволяет свести в единое целое результаты, полученные в различных областях знания, стала идея самоорганизации (синергетика). Опирающаяся на фундаментальные принципы глобального эволюционизма и историзма, она открыла принципиально новые возможности формирования ОНКМ [163]. На эту же идею, эти же фундаментальные принципы опирается экологическая картина мира (ЭКМ) [124]. Начавшая складываться в биологии в результате взаимопроникновения и взаимодействия наук, в настоящее время ЭКМ выступает как новый тип научной рациональности. «Онтологией этого нового типа рациональности выступают представления о целостном космосе, органично включающем человека, представления об объектах действительности как исторически развивающихся человекоразмерных системах, обладающих синергетическими свойствами» [164. С.233]. По определению Т.В. Наймушиной – разработчика этого раздела в философии, ЭКМ – это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающая общие закономерности системно-структурного взаимодействия предметов мира и их сред; единая, интегральная, ценностно обоснованная концепция гармонизации социоприродных отношений на базе комплексного изучения взаимодействия человека, общества и природы [124].

Содержательной особенностью ЭКМ является охват системно-структурной составляющей различных областей знания. ЭКМ выступает в качестве интегрирующего начала общего знания, непротиворечиво объединяющего естественные и гуманитарные, рациональные и внерациональные знания. Интеграция знания в современной ЭКМ происходит посредством системного видения проблемы, единства материального и духовного мира, всеобщей связи явлений природы, человека, общества и самого процесса познания. В результате мир предстает как единое взаимосвязанное и взаимодействующее целое, как общий закономерный процесс системно-структурной активности, формируется общая идеальная модель «природная среда – человек – социальная среда».

Представляя качественный скачок в развитии научного знания, ЭКМ, носящая синтетический междисциплинарный характер, может рассматриваться как последний этап, подводящий учащегося с уровня ЕНКМ к уровню современной ОНКМ.

Выявленные в разных КМ экологические аспекты позволили обозначить Т.В. Наймушиной [124], ЭКМ как сквозную, пронизывающую все уровни КМ – от конкретного до общего. Основу структуризации ЭКМ составляет дифференциация по степени общности экологического знания в зависимости от соотношения ее субъективного и объективного планов.

На основе конкретного знания (эмбриологии, этологии, химии коллоидных растворов, и т.п.) при выявлении экологической составляющей формируются экологические конкретные картины реальности.

Обобщение некоторых областей частного знания в его экологическом аспекте приводит к формированию ЭКМ частного уровня – химическая, физическая…, ботаническая, зоологическая…, историческая, этическая…, техническая, сельскохозяйственная и др.

Схема 1. Типология и классификация экологических картин мира
(по Наймушиной Т.В., 2005)

 Типология и классификация экологических картин мира

Фундаментальный уровень ЭКМ формируется на базе обобщения знания фундаментальных направлений – космологического, биологического, социологического и технологического. Соответственно выделяются экологические картины неорганической природы (геокосма) – космологическая, органической природы (биоты) – биологическая, органической мыслящей природы (социума) – социологическая, искусственных систем (техносферы) – технологическая.

Между фундаментальными направлениями знаний имеется взаимодействие. Это позволяет выделить не только комбинированные ЭКМ всех типов, но и настоящие надуровневые объединения – естественноэкологическую и гуманитарноэкологическую КМ.

Обобщение путем синтеза одновременно всех знаний, в которых вскрывается сущность наиболее общих взаимосвязей в природе, обществе, личности, в мире в целом приводит к формированию общей экологической картины мира (ОЭКМ). ОЭКМ принадлежит всеобщий статус. В результате мир предстает как единое взаимосвязанное и взаимодействующее целое, как общий закономерный процесс самодвижущейся материи и духа в аспекте системно-структурной активности.

В биологическом образовании имеются значительные возможности по формированию ЭКМ. Между ЭКМ и биологическим образованием существует диалектическая связь взаимодействия и взаимовлияния. С одной стороны ЭКМ коллективного субъекта (общества, в котором существует определенная система образования) составляет содержание эколого-биологического образовательного процесса, с другой – биологическое образование вносит существенный вклад в формирование ЭКМ у индивидуального субъекта, т.е. у того, на кого оно направлено (обучаемого).

ЭКМ социума привносит в содержание биологического образования требования по:

  • формированию у учащихся знаний о единстве живой и неживой природы, о целостности мира, закономерностях материального и духовного взаимодействия человека, общества и природы, всего мира;
  • развитию интеллектуальных способностей обучаемого к глубокому анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
  • формированию реальной системы умений и навыков взаимодействия с обществом и природой, а также способности пользоваться своими знаниями на практике
  • воспитанию ценностных ориентаций экологического характера у обучаемого, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, выражающегося в проявлении на материальном и духовном уровнях любви ко всему миру.

Схема 2. Взаимосвязи экологической картины мира и биологического образования

Взаимосвязи экологической картины мира и биологического образования

<<< Коэволюция научной картины мира и образования | Оглавление | Этапы готовности школьников к эколого-направленной деятельности >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016