Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Этапы готовности школьников к эколого-направленной деятельности | Оглавление | Выводы по главе 1 >>>

1.6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

Возможность формирования ЭКМ в системе биологического образования имеет место не только по причине того, что экология зародилась как биологическая наука, но, прежде всего потому, что биология, в связи с этим, приобрела опыт использования экологического принципа (ЭП).

Относительно формирования ЭП не все ясно. В педагогических публикациях отсутствует сколько-нибудь его развернутое обоснование. При этом подразумевается, что экологический принцип пронизывает весь курс школьной биологии. Такое мнение существует по причине отождествления ЭП с принципом экологизации, отнесенного С.В. Алексеевым к философско-методологическим [2]. Согласно ему, под принципом экологизации следует понимать включение экологического знания в содержание других предметных областей: биологию, химию, географию, физику и др., с привнесением в них ценностной ориентации, аксиологической доминанты во взаимоотношения человека и окружающей среды, предполагающей включение в предмет исследования человеческую деятельность [2; 3]. Например, в школьной географии идея экологизации стала не только сквозной, но и главной и под принципом экологизации понимают ценностно-ориентационное влияние экологии как комплексной интегративной науки на все школьные предметы, «процесс проникновения идей, понятий и принципов науки об окружающей среде во все школьные дисциплины» [38; 199]. Однако принцип экологизации не имеет ничего общего с экологическим принципом.

Соответствующие предпосылки для обоснования экологического принципа обеспечил экологический подход. Видным советским географом Н.П. Герасимовым [29] он был определен в качестве общенаучного для всех конструктивных географических исследований в географической науке. Биологи В.Н. Михайловский и Г.Н. Хон солидаризировались с позицией тех исследователей, «…которые рассматривают глобальную экологию не как самостоятельную науку, а как специфический общенаучный подход к изучению природы и общества…» [119. С.115]. Однако среди географов имеется мнение, что ЭП сформировался из социальной экологии: «Социальная экология как наука о взаимодействии природных и социальных систем, включая познание всех уровней организации материи обретает статус принципа при создании целостной картины современного мира, объединяя более частные (физическую, биологическую) КМ. ЭП участвует в экологизации науки, культуры и производства, выступает регулятором отношений общества и природы через экологизацию права, политики, искусства» [32. С.21]. Такая трактовка выводит ЭП на философско-методологический уровень. Позднее в географии, по мнению Б.И. Кочурова [83], с экологическим принципом были отождествлены биоцентрический, геоцентрический и антропоцентрический подходы. С этого момента «ЭП в географии стал завоевывать все более широкие позиции» [84. С.26]. Н.С. Мироненко [116] признал ЭП, одним из основополагающих принципов страноведения.

Единственное определенное обоснование ЭП в дидактическом ракурсе мы находим у В.А. Щенева, сделанное для школьной географии: «экологический принцип предполагает систематическое установление связей содержания предмета с экологическими знаниями и умениями, отбор их для изучения и объединения с целью формирования экологической культуры личности школьников <…> исследование связей между человеком и природной средой во времени и пространстве» [199. С.44].

В то же время, он акцентирует, что основные возможности его применения реализуются при изучении географии своей области: «Именно на местном материале, во-первых, становятся наглядными и ощутимыми те изменения в природной среде, которые связаны с антропогенными процессами, во-вторых, только в своей местности возможно «действовать локально» и на собственном выводе можно прийти к выводу, что будущее Земли зависит от нашего отношения к ней» [199. С.44]. Вероятно, такая позиция обусловлена тем, что как педагогический принцип экологический исторически развивался на основе использования местного материала в естествознании, родиноведческого, краеведческого потенциала.

Естествознание с самого момента становления обратилось к использованию возможностей местного материала. Автор первого учебника по естествознанию В.Ф. Зуев на первый план ставил изучение природы своей страны и лишь затем знакомство с чужеземными объектами [65]. А.Я. Герд, разрабатывая содержание предмета о природе для учащихся младших классов, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений. Именно у него мы впервые находим руководство к практическому педагогическому действию соответствующее ЭП, рекомендующее рассматривать животных в связи с условиями его жизни, а растения в связи с почвой [30]. Н.Х. Вессель, развивая значимость местного элемента в обучении, по сути, обосновывает его как принцип, на основе которого отбираются общеобразовательные предметы [25]. В конце XIX начале XX века Д. Д. Семенов[150], Н. Х. Вессель [25], а позднее В. Е. Глуздовский [33], постепенно дошли до признания краеведения общепредметным принципом и даже методом обучения в школе, но в их работах можно найти только намеки на собственно «экологический принцип». Практически в «чистом» виде экологический принцип можно увидеть в «биологическом методе», продвигаемом В.В. Половцовым в обучении естествознания, в его рекомендациях по изучению морфологии и физиологии организмов в ракурсе их взаимодействия со средой и их жизнедеятельности в естественных условиях на экскурсиях [135].

В.А. Щенев находит много общего между ЭП и краеведческим принципом: «У них общий объект исследования – территория своего края, рассматриваемая как система, оба принципа призваны обеспечить постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку…», и поддерживает мнение о том, что в современных условиях краеведческий принцип превратился в эколого-краеведческий [199. С.45]. С момента обоснования краеведения как общедидактического принципа П.В. Ивановым [67] этот его педагогический статус принят многими педагогами. Тем не менее, есть и немало противников признания этого принципа общедидактическим и потому он до сих пор не фигурирует в их числе в официальных научно-педагогических изданиях. Т.А. Бабакова понижает его уровень до педагогического подхода, объединяя его с экологическим: «Эколого-краеведческий подход в образовании означает обеспечение решения задач экологического образования во взаимосвязи с организацией познания особенностей сохранения и улучшения учащимися окружающей среды в родном крае». [7. С.14].

Превращение краеведческого принципа в эколого-краеведческий вызвано смещением интересов школьного краеведения на определенном этапе развития в сторону исследования местных экологических проблем, на фоне ориентации школьного образования в сторону экологического образования. Такой крен в краеведении нельзя принимать как верное положение. Неправильно сводить краеведение только к исследованию местных экологических проблем. Проявление ЭП в чистом виде вызвано потребностями образования в области экологии на данном этапе развития общества, необходимостью выражения основных требований к содержанию, организации и проведения процесса обучения основам экологии в школе.

Различия между краеведческим и экологическим принципами возникают на позициях постановки конкретных целей, подходов к объекту изучения и методологии и они столь существенны, что ни о какой тождественности принципов речи быть не может.

На современном этапе определение статуса краеведения не является злободневным вопросом дидактики, сегодня на первый план вышел региональный компонент образования и вопрос его соотношений с краеведением, а в экологии ставится вопрос о наполнении ее краеведческим или региональным материалом [45, 47, 103, 152, 167].

На первых порах региональный компонент отождествлялся с краеведческим и наполнение региональной составляющей учебных планов виделось как отбор и отражение краеведческого материала [41, 79, 149].

Различия между этими понятиями дает увидеть экология, ей рассматриваются экологические проблемы на региональном уровне, а не на краеведческом. Поэтому в экологическом образовании краеведческий материал, технология эколого-краеведческой работы, краеведческий принцип выступают средством реализации региональной составляющей. Различия между «краеведческим» и «региональным» можно обнаружить, лишь поняв различие между краем и регионом. Уточнение понятий «край», «регион», «местный», «региональный» проведено в работе Л.Ф.Греханкиной с целью выявления сущности регионального компонента. [40. С.8]. Попытку сравнения и обоснования отличительных особенностей географического краеведения и НРК Госстандарта по географии делает В.М.Лянцевич [103]. В своих научных изысканиях А.С.Тайсин сделал упор на регионологию и приведение школьного образования к единому регионологическому принципу, наиболее адекватному современному экономическому, политическому, социальному и идеологическому состоянию нашей страны [169. С.4]. Тем самым стали ясны источники и пути наполнения регионального компонента, и то, что регионологический принцип не отождествляется с экологическим.

Целью регионологического принципа является изучение региона с его основными свойствами природы, ресурсов, населения и хозяйства, как части страны, как модели устройства этой страны. Изучается его собственное содержание (природа, население, хозяйство) – на правах части системы во всех ее аспектах (мировоззренческом, частнонаучном, политическом, идеологическом, экономическом, этическом). При этом используется не индуктивный подход, а трехтактный: от интересов федерации (целого) – к углублению знаний о регионе (к части) – обратно к интересам центра, на основе знания о части (к целому).

А.С.Тайсин, разработав новый педагогический принцип – регионологический, отнес его к общедидактическим, показав сходство и различия с краеведческим принципом. Тем не менее, положение регионологического принципа в дидактике, как и в случае с отнесением П.В. Ивановым краеведческого принципа к общедидактическим, также является спорным. Невозможно весь учебный процесс построить ни на местном, ни на региональном материале. ЭП, относящийся к методико-дидактическим, обладает большей претензией на общедидактический уровень, но только при условии экологизации школьного образования.

Мы считаем, что ЭП, сформировался в качестве исходного положения, в котором выражаются основные требования к содержанию, организации и проведения процесса обучения основам экологии в школе, что соответствовало потребностям образования на данном этапе развития общества и позволяло представить рациональное знание в ясной, образной или образно-схематичной форме в виде модели. ЭП позволял экологическому образованию ориентировать процесс обучения и воспитания учащихся на «… разработку и развитие образовательных моделей, органично сочетающих в себе когнитивную и аксиологическую компоненты сознания. Только такое сочетание способно дать нам целостное постижение цельного мира» [74. С.74]. ЭП в корне отличается от принципа экологизации, краеведческого и регионологического принципов (Приложение 5).

Под экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значения, сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выяснения их места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

По нашему мнению, ЭП обеспечит перевод интегративных процессов в образовании с междисциплинарного на более высокий уровень – на уровень формирования КМ. Это позволит преодолеть не редуцируемую друг к другу специфику различных областей знания, и привести к гармоничному целому учебное содержание в сознании человека. ЭП, влияя на подачу знаний в мировоззренческом аспекте, обеспечит результативность в плане целостности представлений и в школьном биологическом образовании, но для этого он должен стать основополагающим. Как считают современные ведущие методисты А.И.Никишов [125] и И.Н. Пономарева [139], основным недостатком методики обучения биологии как науки является отсутствие единой общепринятой номенклатуры и классификации дидактических принципов, излишнее их многообразие при неразрывном единстве, возникшем при совершенно неуместном дроблении. Согласно А.И.Никишову, в обучении биологии в школе действуют такие методические принципы как, единства живой и неживой природы, единства и исторического развития органического мира, причинно-следственных связей процессов и явлений живой природы, связи строения организмов с их образом жизни, сезонности явлений живой природы [125. С.85]. На наш взгляд, мы имеем факт проникновения микроредукционистского подхода из фундаментальной науки в методику обучения с его тенденцией к прогрессивному расчленению предмета исследования на все более мелкие пространственно-временные звенья, что является альтернативой целостному подходу. По сути, все выше перечисленные принципы – это составные части ЭП и только в совокупности они способны дать результат. Целенаправленное введение ЭП устраняет излишнюю дифференциацию принципов в методике обучения. В учебной литературе наиболее удачно использован ЭП при написании учебника «Основы экологии» Н.М. Черновой, В.М. Константиновым, В.М. Галушиным [197].

Экология, зародившаяся как биологическая наука и вставшая затем на самостоятельный путь развития, обогатила биологию опытом использования экологического принципа и по этой причине в системе биологического образования всегда имеет место возможность формирования ЭКМ.

<<< Этапы готовности школьников к эколого-направленной деятельности | Оглавление | Выводы по главе 1 >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016