Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Выводы по главе 1 | Оглавление | Структура полевого практикума >>>

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
И ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема» (далее просто «Центр») с учащимися школ Москвы на полевых практикумах во время их краткосрочных сезонных выездов в это специализированное учреждение. Декларируемая цель работы «Центра» – массовое экологическое образование, при использовании в обучении натуралистического подхода регионологического принципа [186]. Эффективность работы «Центра» ни в каких ракурсах до этого не исследовалась.

При выборе экспериментальной площадки мы исходили из того, что в натуралистических направлениях внешкольного образования, использующих методы полевой экологии, ведущую позицию занимает экологический принцип. Мы полагали, что внесение определенных корректив в учебный процесс этой образовательной структуры актуализирует его действие в плане формирования ЭКМ, как некоей целостности, что позволит решить проблему формирования целостной общенаучной КМ и застаревшую проблему сохранения целостности социально-личной КМ у подрастающего поколения. Немаловажная роль в результативности действия экологического принципа по формированию ЭКМ нами отводилась его основополагающему экосистемному подходу, который применяется как к изучению природных объектов и явлений на экскурсиях, так и при постановке исследовательских работ. Некоторые исследователи, под ним подразумевают сосредоточенность не столько на изучении самих организмов, сколько на тех процессах трансформации вещества и энергии, которые протекают с их участием [31, 154]. В нашем понимании суть экосистемного подхода заключается в изучении природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы, с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. Именно в таком ракурсе экосистемный подход рекомендуется применять при проведении экскурсий в методических разработках последнего времени [10, 35, 36, 153,176, 179, 183, 195].

С целью определения сформированности различных уровней ЭКМ и целостности социально-личного представления о мире нами изучались особенности и развитие мировосприятия школьников 11-16 лет образовательных учреждений г. Москвы (проведено анкетирование 1030 учащихся из 32 школ Москвы, из них, 630 повторно).

В рамках констатирующего эксперимента у всех учащихся, прибывших в «Центр» первый раз, перед началом занятий или предварительно в школе осуществлялся контрольный срез сформированности ЭКМ, категорий их мировосприятия, целостности СЛКМ на базе школьных программ (430 учащихся 5-9 кл.). В сравнительном плане проводилось дополнительное анкетирование учащихся 9-11 классов, не посещавших «Центр», непосредственно в школах Москвы (250 чел).

В обучающем эксперименте контрольные срезы были сделаны после первого посещения (освоение первой части подпрограммы «Экологический ликбез» на базе школьных программ) – у 430 учащихся. У школьников, прибывших в третий раз (200 чел.) контрольный срез проводился на входе, он позволял оценить сформированность ЭКМ, категорий их мировосприятия, целостности СЛКМ на базе школьных программ и освоения курса «Экологический ликбез» после второго посещения, и на выходе после освоения курса «Эколог-исследователь». В связи с необходимостью сравнительного материала по учащимся 5-9 классов, освоивших полный курс подпрограммы «Экологический ликбез», проводилось дополнительное анкетирование на базе «Центра» после второго посещения (150 чел).

Обучение школьников, участвующих в эксперименте, осуществлялось на полевом практикуме [13] как при нашем непосредственном участии (одна треть), так и нашими коллегами по согласованным методическим разработкам (две трети). Экспериментальный полевой практикум был рассчитан на три посещения по одному разу в год на 3 дня каждый, с чередованием по сезонам года, что в сумме составляет 72 учебных часа. Каждое посещение «Центра» это своеобразное погружение в область знаний, равное годовой учебной нагрузке 0,75 часа в неделю. Эффективность такого способа познания, когда разделы курса биологии, растянутые во времени на 6 лет, с самого начала объединяются общей идеей в единую конструкцию, доказана педагогом-новатором М.П. Щетининым [200].

Исходя из цели нашего исследования по формированию ЭКМ и требований, предъявляемых ЭП к процессу обучения, в эксперименте реализованы в совокупности и равнозначности такие компоненты содержания биологического образования, как способы деятельности, основы научных знаний, эмоционально-ценностное отношение к миру. Изменена и схема подачи знаний. На первый план в номенклатуре знаний, отраженных в содержании полевого практикума, выведены методы научного познания и освоение их через практическую деятельность: от способов деятельности (методов научного познания) – к умениям (Схема 3).

Схема 3. Многоуровневая системная совокупность методов науки, отраженная в содержании полевого практикума

Многоуровневая системная совокупность методов науки, отраженная в содержании полевого практикума

Подача основ научного знания осуществлялась от структурированного целого (системы понятий) – к ЭКМ частного знания, а затем – к более высокому уровню целостности (ЭКМ фундаментального знания и надуровневых объединений). Уровневый переход осуществлялся путем образования ассоциативных экологических связей как внутри системы понятий, так и между блоками частного и фундаментального знания (Схема 4).

Схема 4. Подача основ научного знания на полевом практикуме

Подача основ научного знания на полевом практикуме

Реализация эмоционально-ценностного отношения к миру в формировании ЭКМ происходит непосредственно при контакте школьников с природой на полевых практикумах и вносит в сознание человека не только специальные рациональные знания, но и философские идеи, эмоции, интуитивные представления, жизненный и культурный опыт субъекта.

В эксперименте учитывались и этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной деятельности, зависимые от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности. Было учтено и то, что школьное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно) школьника к экологонаправленной деятельности. После достижения субъективной готовности школьника к экологонаправленной деятельности возможно и необходимо осуществлять биологическое образование с ориентацией на самостоятельную практическую деятельность в этой области.

<<< Выводы по главе 1 | Оглавление | Структура полевого практикума >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016