Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Организация педагогического эксперимента | Оглавление | Методы выявления формирования картины мира >>>

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
И ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

2.2. СТРУКТУРА ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА

В начале, самостоятельная практическая деятельность носит пассивный характер. Обучаемый еще не умеет самостоятельно принимать практические решения. Формирование готовности к экологонаправленной деятельности не целенаправленно, случайно и связано с неустойчивым интересом к подобного рода деятельности. Образовательный процесс, выходящий на этап практической пассивно-творческой деятельности, должен осуществляться под диспетчерским управлением педагога. В этом случае очень важно ненавязчиво и органично воздействовать на сознание учащегося с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самостоятельную. Этот этап реализуется на экскурсиях в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведения. Такой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведения, разрабатывался в наших ранних работах [35, 36] и работах Е.В.Титова, Д.Л.Теплова [177, 178, 184].

На базе «Центра» была смоделирована ситуация, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследования, проводимые в «Центре», можно рассматривать как выполнение обязательной части программ школьного биологического образования, чаще всего не выполняемых в школе по различным причинам [34]. Современные школьные программы по биологии вариативны, но в большинстве из них [143], как и в методических разработках к ним [16, 68, 136, 146] соблюдается рекомендуемая тематика экскурсий – ознакомление: с цветковыми растениями различных мест обитания; с сезонным явлениями в жизни растений; со способами размножения и распространения плодов и семян; с многообразием животных родного края, их ролью в природе и жизни человека; с природными и искусственными экосистемами, наблюдением сезонных изменений в них. Как следует из тематики, она изначально имеет экологическую направленность. Так что соблюсти интересы школьной общеобразовательной программы и экспериментального практикума большого труда не составило. Полевой центр взял на себя выполнение обязательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

В «Центре» в рамках подпрограммы «Экологический ликбез» проводятся экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами – лесом, лугом, и водными экосистемами – рекой, прудом и низинным болотом (Таблица 1).

Таблица 1. Тематическое планирование
Подпрограмма «Экологический ликбез» (первое посещение)

Тема

Тип занятий Кол-во часов
День 1    
Наземно-воздушная среда обитания

Б

1

Сезонные явления в природе. (Осень – Листопад, подготовка организмов к зиме; Зима – Организмы зимой; Весна – Весенние явления в природе. Первоцветы.)

Э

2

Определение растений и животных. (Осень – деревьев и кустарников по олиственным побегам; Зима – деревьев и кустарников по безлистным побегам; Весна-лето – травянистых цветущих растений)

ЛП

2

Структура леса: ярусность, жизненные формы

Э

2

 

З

1

День 2    
Вода как среда обитания

Б

1

Экосистема стоячего водоема (Зима – Проявления сезонности на водоемах)

Э(пр)

3

Определение видового состава водных беспозвоночных; изучение особенностей их строения в связи с обитанием в водной среде

ЛП

3

 

З

1

День 3    
Почва как среда обитания

Б

1

Типы почв данной местности

Э(пр)

3

Неорганическая часть почвы (структура, свойства); Органическая часть почвы (свойства гумуса, почвенные организмы)

ЛП

3

 

З

1

Условные обозначения: Б – беседа; ЛП – лабораторный практикум; Э – экскурсия; Э (пр) – Экскурсия с элементами практической работы; З – зачетное занятие

Экскурсии проводятся поэтапно за счет тематических выходов. При их организации мы придерживались общего плана, включавшего обязательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составляющих экологического принципа (выделено курсивом). В целях установления в ходе экскурсии ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии проводилось знакомство с сезонными явлениями в жизни растений и животных. Это позволяло раскрыть влияние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого мира. Например, экскурсия в лесную экосистему в осенний период позволяет не только воочию увидеть листопад, отмирание травянистых растений, распространение семян, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происходящего: к чему идет подготовка, как она осуществляется, что запускает эти процессы и т.п. В результате выявлялась роль изменения наклона оси Земли по отношению к Солнцу в течение годового цикла, следствием которого является изменение длины дня, стабильно, периодически изменяющегося фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. В свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, которая может гибельно отразиться на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующая подготовка, которая начинается своевременно, благодаря реакции на изменение все той же продолжительности дня.

Основная часть экскурсии посвящалась изучению многообразия организмов во всех типах экосистем, взаимосвязей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. Использование экологического принципа в этом случае направлялось на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосвязей в природе.

В заключение экскурсии, при возможности, рекомендовалось обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытаться осмыслить ответную реакцию среды (Приложение 3а и Приложение 3б).

Реализация этапа приобщения учащегося к собственно самостоятельной практической экологонаправленной деятельности, носящей по-настоящему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательское направление в обучении предоставляет школьнику широкое поле новой деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научной картины мира [27, 39, 55, 91, 86, 130]. «Проектная деятельность школьника ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знания в конкретном творческом проекте, реализуя функцию предмета деятельности и действия, связанные с корректировкой собственной деятельности, ее осмысления для представления другим людям – осуществляют процесс распредмечивания деятельности и обнаруживают стоящие за предметом деятельности усвоенные знания, полученные внутри различных предметных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границы» [106]. Проектно-исследовательская деятельность основана на добровольном и сознательном стремлении учащегося к преобразованию мира с целью сохранения его целостности и гармонии. «Метод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций деятельностного подхода и уже на этой основе выводящий за пределы урока в реальную жизнь, взятый в контексте личностно-ориентированного образования, приобретает характер новой системы обучения…» [50].

Организация проектно-исследовательской деятельности осуществлена в рамках подпрограммы «Эколог-исследователь» в виде самостоятельных полевых исследований. Исследования выполнялись малыми группами учащихся по 2-4 человека. На выполнение одного исследовательского проекта выделялось 8 часов, из них: на планирование исследования – 10 %; на знакомство с методиками – 10 %; на сбор и первичную обработку материала – 30 %; на анализ результатов – 20 %; на подготовку отчета – 15 %; на защиту проекта на конференции – 15%. Каждый принимал участие в трех исследованиях в течение трех дней.

Соответствующая направленность работ, подпрограммы «Эколог-исследователь» позволяла осуществить более глубокое постижение единства всех составляющих элементов мира (Таблицы 2 и 3).

Таблица 2. Подпрограмма «Экологический ликбез» ( второе посещение)

Тема

Тип занятий Кол-во часов
День 1    
Природные сообщества (классификация, структура)

Б

1

Лес, луг – наземные экосистемы. Смена сообществ

Э

2

Определение растений

ЛП

2

Особенности болотных экосистем

Э

2

 

З

1

День 2    
Пресноводные экосистемы (структура)

Б

1

Экосистема текучего водоема

Э(пр)

3

Определение видового состава водных беспозвоночных и водных растений, распределение по экологическим группам

ЛП

3

 

З

1

День 3    
Роль животных в экосистемах

Б

1

Птицы различных местообитаний (Зима – Следы жизнедеятельности позвоночных животных)

Э

2

Определение позвоночных животных

ЛП

1

Беспозвоночные различных местообитаний (Зима – Следы жизнедеятельности беспозвоночных)

Э(пр)

2

Определение беспозвоночных животных

ЛП

1

 

З

1

Таблица 3. Подпрограмма «Эколог-исследователь» (третье посещение)

Темы на выбор

Сезон

День 1  
Изучение возрастной структуры популяций бурых лягушек и их биотопическая приуроченность

ВЛО

Видовой состав птиц в различных биотопах

ВЛЗ

Изучение суточной активности птиц

ВЛ

Маршрутный учет и изучение экологии млекопитающих по следам

З

Изучение гнездовой жизни птиц-дуплогнездиков

ВЛ

Изучение взаимоотношений птиц на кормушке

ОЗ

Территориальное и кормовое поведение синичьих стай

ОЗ

День 2  
Сравнение фауны водных беспозвоночных ручья и реки (пруда и реки)

Г

Оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации

Г

Сукцессия стоячих водоемов

ЛО

Изучение перифитона и оценка сапробности водоемов

ВЛО

День 3  
Оценка состояния среды методом лихеноиндикации

Г

Сравнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции.

ВЛО

Сравнение растительности пойменного и суходольного луга

ВЛ

Изменения в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положения в рельефе

ВЛО

Изучение экологии первоцветов

В

Зеленые растения под снегом

З

Оценка жизненного состояния подроста

Г

Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность

ВЛО

Оценка жизненного состояния леса по сосне

Г

Условные обозначения: В – весна; Л – лето; О – осень; З – зима; Г- в любое время года

Этому в процессе самостоятельных полевых исследований способствовало главенство экологического принципа. Например, работа на тему: «Сравнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции» или «Изменения в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положения в рельефе». Цель таких работ – выявление влияния микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнения) на состав растительного сообщества, для чего учащиеся проводили полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивали их, что требовало совокупного применения знаний из различных областей естественных наук и географии. Выполнение работ на темы: «Изучение возрастной структуры популяций бурых лягушек и их биотопическая приуроченность», «Видовой состав птиц в различных биотопах», «Сравнение фауны водных беспозвоночных ручья Овражного и ручья Канального» имели своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа. Работы подобного типа не только позволяли познакомиться с видовым разнообразием, но и обеспечивали понимание его возникновения, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствовали раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосвязей в природе. Тематика работ: «Оценка экологического состояния реки Клязьма, методами биоиндикации», «Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации», – перенаправляла цель в русло антропогенного влияния на природные экосистемы, давала возможность понять, что человек является частью этого цельного мира и процессы, происходящие в нем, с нашим ли или без нашего участия, непосредственно отражаются на нас самих [108; 109; 111; 112; 113; 144; 145] (Приложение 4а и Приложение 4б).

После выполнения полевых исследований, учащиеся обрабатывали полученные данные. На основе полученных результатов делали доклады на мини-конференциях.

Такие формы обучения как экскурсия и проектно-исследовательская деятельность, составляющие основу полевого практикума, наиболее действенны для формирования знаний и умений, способных внести существенный вклад в формирование ЭКМ любого уровня, а, следовательно, и ОНКМ. Кроме того, они наиболее приемлемы для выявления действенности экологического принципа в формировании ЭКМ, так как позволяют соблюсти чистоту эксперимента в плане действия именно экологического принципа, а не экологии, как науки.

<<< Организация педагогического эксперимента | Оглавление | Методы выявления формирования картины мира >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016