Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Структура полевого практикума | Оглавление | Методы обработки результатов экспериментальной работы >>>

2.3. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА

Сложность выявления формирования картины мира в умах учащихся состоит в том, что этот процесс не соотносится напрямую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира. Сформированность и целостность той или иной КМ у учащихся может быть выявлена через их мировосприятие, его категориальную структуру. Структуры мировосприятия ребенка динамичны. Категории мировосприятия и тесно связанный с ним преобладающий способ восприятия действительности подвержены изменениям в процессе индивидуального развития. Поэтому, исследовательские методики должны максимально отражать совокупность ценностей, установок, знаний и других психологических феноменов, представленных в преобладающем способе восприятия мира ребенком, с одной стороны, а также универсальные и половозрастные архетипы бессознательного, с другой.

Таким требованиям, на наш взгляд, отвечает методика изучения компонентов мировосприятия посредством выявления смысловых единиц (категорий) информации разработанная С.В.Тарасовым и непосредственно направленная на получение информации о социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира [171, 172].

С.В.Тарасов, обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований возрастных и социокультурных особенностей детского мировосприятия, проведенных М. Мидом, Ж. Пиаже, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, И.С. Коном, B.C. Шубинским и др., определяет детское мировосприятие «как целостность относительно устойчивых схем, способов поведения, чувствования, мышления, видения окружающего мира, присущих отдельному ребенку или детским половозрастным, этнокультурным и социокультурным группам» [173. С.33].

В основе методики, разработанной С.В. Тарасовым, лежит изучение процесса применения человеком категорий при описании (оценивании) себя и окружающего мира. «В детском мировосприятии находят отражение специфические для определенной культурной или социальной среды механизмы социализации, выражающиеся в преобладающем для той или иной группы способе восприятия мира, проявляющихся в соответствующих категориальных структурах. Выявляются и анализируются смысловые единицы информации, которые сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного материала» [173.С.33].

В человеческом языке существуют слова-символы, которые могут являться своеобразными «ключами» к различным структурам сознания. Слова-символы могут вступать во взаимодействие с кодами сознания, заключающими в себе универсальное (общечеловеческое), социокультурное и личностное содержание.

В результате взаимодействия слов-символов со структурами сознания человека рождается текст (письменный или устный), в котором исследователь может выявить смысловые единицы (категории мировосприятия).

Категории могут отражать язык науки (философии, психологии, физики и др.) и язык обычных представлений о мире. В интересах изучения категориального строя сознания конкретно школьников, которые только с возрастом овладевают научными категориями, С.В. Тарасов в качестве стимульного материала выбрал слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира, как в мифологических представлениях, так и в некоторых философских учениях: небо, земля, огонь, воздух, вода, звезды. Такие слова-символы заключают в себе содержание, связанное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

Задание, позволяющее выявить категориальную структуру мировосприятия конкретного школьника, формулируется следующим образом: составьте небольшой рассказ, сочинение либо несколько не связанных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: огонь, небо, вода, звезды, земля, воздух. Такой вариант задания, в котором не предполагается жесткая ориентация на обязательную рефлексию в отличие, например, от задания такого типа: «Продолжить предложение — (Когда смотрю на пламя огня, думаю (чувствую)...», дает возможность выявить количество учащихся, действительно откликнувшихся на стимул, то есть отразивших в тексте довольно четко смысловые единицы.

Анализ полученной информации приоткрывает образно-смысловой тезаурус человека, предоставляет возможности для объективизированного изучения категориальных структур мировосприятия.

В соответствии с целью и задачами нашего исследования мы сочли возможным расширить тактическое применение предлагаемой методики в плане изучения более конкретных направлений, для чего потребовалось развитие некоторых ее пунктов и разработка новых.

Сторонники глобального образования, к каковым относится и С.В.Тарасов, считают основной целью современной школы образование у школьника целостной картины мира [1]. В выводах своего заключительного исследования С.В.Тарасовым [174. С.26, 27] уделено много внимания становлению целостного мировосприятия, но мы не во всем согласны с некоторыми ее трактовками. В частности, с трактовкой становления целостного мировосприятия на основе анализа эволюции в соответствии с возрастом лишь одной из категорий мировосприятия – «целостности», изначально обозначаемой как «единение». Под этой категорией исследователь подразумевает и такие компоненты как «взаимосвязь», «гармония», «единство», «часть целого», «сопричастность». Обработка и анализ полученного нами экспериментального материала показали, что данная категория в большей степени характеризует особенность восприятия объекта школьниками, через непосредственное участие в рассуждениях, поэтому наиболее удачным по смыслу названием категории мы считаем «сопричастность», в крайнем случае «единение», но, ни как не «целостность». «Целостность» как категория мировосприятия и «целостность мировосприятия», это не одно и то же. Во втором случае целостность выступает как феномен. Целостное мировосприятие – восприятие мира в рамках одной категориальной.

Категории содержат смыслы, составляющие картину мира. Мы считаем, что представление о мире, может быть как целостным, так и дискретным и на прагматической, и на эстетической, и на образной и других основах. То есть, мы можем воспринимать мир, как средство для деятельности и жизни, или как красоту, совершенство, или же, как нечто фантастическое, сказочное, но при этом целостным или дискретным. Следовательно, оценка феномена целостности должна проводиться несколько по-другому. Актуализацию феномена целостности, при использовании данной методики мы видим в смысловой целостности идеи представленных текстов, подаче их в едином ключе, независимо от категориального проявления мировосприятия. Целостная картина мира – когнитивная непротиворечивая, внутренне согласованная целостная модель мира, формируемая на основе одной, устоявшейся в подсознании, категориальной структуры мировосприятия.

Совершенствование методики в последующих работах привело автора к нежелательной на наш взгляд, излишней дробности категорий восприятия [173, 174]. Об этом свидетельствует незначительность доли участия каждой такой категории в категориальной структуре мировосприятия, выделяемой по наличию одного значимого слова. Изначально заложенную автором многозначность некоторых категорий, мы считаем более правильной. В своем анализе мы уходим от излишнего дробления, концентрируя смысловые единицы в основных категориях мировосприятия, определенных автором. Возвращение к первоначальному названию категории «единение» позволило ассоциировать туда все смысловые единицы, в которых четко прослеживается непосредственное участие субъекта (присутствие «я», «мы» в описании событий, актуализирующих категорию «сопричастность»). Мы объединили в одну категорию «опасность», такие проявления в восприятии мира как «страх», «катастрофичность», «экологическая опасность». Сочли логичным в категорию «образ» включить не только сказочные образы, анимистические и религиозные представления, но некоторые натурфилософские воззрения, диктуемые самим набором стимульных слов, литературные образы, фантастические и загадочные представления. Категория «красота» включает в себя любое восхищение миром, признание в любви к нему. Наличие значительного массива смысловых единиц, в которых констатируется факт, как сам собой разумеющийся, привело нас к необходимости выделения из категории «польза», подразумевающей прагматическое отношение к жизни, категорию, характеризующую мир таковым, каков он есть. Сам автор методики, не выделив эту категорию, вынужден обуславливать ее реальность при возрастной периодизации смены актуализированных картин мира. Категория «сопоставление» позволила объединить оставшиеся компоненты восприятие мира в его различиях, протяженности, бесконечности, с его противоречиями и противопоставлениями. Еще раз отметим, что доля редких категорий столь незначительна, что при объединении их с основными соответствующими категориями, она не оказывает практически никакого влияния на их соотношение (Таблица 4).

Таблица 4. Основные категории мировосприятия школьников

Категории мировосприятия

Примеры

1. «Польза» («прагматизм», мир как средство для жизни, деятельности и отдыха) Огонь можно затушить водой (6 кл.); Земля дарит людям жизнь, огонь – тепло, вода – наслаждение и утоление жажды (7 кл.); Без воды человек не может жить (8 кл.); Вода – средство выживания (7 кл.); Земля кормит человека (9 кл.); Земля дает нам много пищи. Огонь дает нам тепло. Вода может потушить огонь и напоить землю (9 кл.); Растения обитающие в разных уголках мира нуждаются в воде (8 к.)
2. «Красота» (мир как нечто прекрасное, великолепное, совершенное, чудесное; восхищение миром признание в любви к нему) Вечер был прекрасный! На небе загорелись звезды. Слышны были звуки воды. И наш огонь освещал землю. (7 кл.); Земля очень красивая планета. С земли приятно смотреть на небо усыпанное звездами. Вода немного искажает это изображение, но дрожащий в воде свет звезд прекрасен (8 кл.); Я люблю, когда на небе много-много звезд, ведь всматриваться в них и просто мечтать – это так здорово! (10 кл.); Сегодня такое прекрасное и чистое небо, что душа радуется (10 кл.);
3. «Образ» (мир как нечто сказочное, мифическо-философское, фантастическое, загадочное, таинственное) Четыре стихии – небо, земля, огонь и вода (7, 8, 9 , 10, 11 кл.); Когда я смотрю на звезды, я вспоминаю стихии: землю, огонь, воду (6 кл.); Однажды небо, земля, огонь, вода и звезды приехали в эколагерь. Они поселились в одну палатку и им было очень весело… вот так образовалась планета Земля…(7 кл.); Огонь – это стихия овнов, и моя тоже ( 8 кл).
4. «Отстраненность» (присоединение к мнению других о мире; приписывание собственных восприятий мира кому-либо или чему-либо) Считается, что в воде стала образовываться жизнь (8 кл.); Группа туристов сидела у огня и любовалась звездами (10 кл.); Алхимики в древние времена выделили пять основных элементов в природе – воздух, земля, огонь, вода и еще один элемент. (11 кл.); Люди многое могут узнать по звездам, в том числе и судьбу (7 кл); Она смотрела на небо, стоя на земле, и заворожено любовалась звездами. И почему-то думала, что ей ближе: огонь или вода? (10 кл.)
5. «Факт» (мир таков, какой есть) Земля вращается вокруг своей оси. Небо голубого цвета. (5 кл);На небе собрались облака. Земля сегодня очень сырая. Огонь горит очень ярко (6 кл.); На Земле много разнообразных животных (8 кл.); Небо голубое. Земля холодная. Вода прозрачная.(10 кл.); В небе летают птицы. На земле живут люди. В огне горят дрова. (10 кл.); Небо днем голубое, а ночью черное (из-за отражения солнечных лучей атмосферой) (11 кл.); Вода составляет 80% от массы клетки (11 кл.) Вода выделяется при горении органических веществ. Огонь используют только люди. Земля состоит из разных видов почв. (11 кл.)
6. «Единение» (мир как нечто взаимосвязанное, часть целого, экосистема; осознание себя сопричастным миру) Вода – это большая экосистема, в которой находится множество организмов (7 кл.); Небо, земля, огонь, вода и звезды – это те компоненты природы, которые окружают нас (9 кл.); Мы живем на земле, вода и огонь наши друзья. (11 кл.); Я смотрю на небо и вижу там звезды (8 кл.); Хочу познакомиться с богом огня и воды, и хочу достать звезду (10 кл.)
7. «Опасность» (катастрофичность мира, экологическая опасность в мире, страх перед миром) Огонь опасен для жизни (6 кл.); На нашей земле происходит что-то неладное, я думаю это глобальное потепление (10 кл.); Все падет, и города, и оружие, а звезды останутся (9 кл.); нам еще долго сидеть, а воды совсем не осталось. Нельзя допустить того, чтобы огонь затух, только мы остались в живых. (10 кл.); В огне можно сгореть, в воде утонуть, со звезды упасть. С неба можно свалиться (7 кл.); Огонь сожжет все звезды на небе. Вода затопит всю землю (10 кл.)
8. «Сопоставление» (мир разный, протяженный, бесконечный, противоречивый, с противопоставлениями) На Земле все взволнованно, как огонь, а порой все спокойно, как вода (7 кл.); Вода и огонь – две противоположности. (8 кл.); Звезды – это отражение огня, небо – это отражение земли (8 кл.). Люди от рождения разные: кто-то по характеру небо, кто-то – земля, кто-то – огонь, а кто-то – вода (8 кл). Огонь и вода несовместимые вещи; Они были разными, как небо и земля (9 кл.)

Сделанные нами поправки позволили закрыть категорийные пробелы в авторской системной характеристике объекта анализа [174. С.20]. Полученные категории в достаточно полной мере характеризуют:

  • 1. Объект анализа, выступая при этом критериями его оценки (в этом плане категории аналогичны личностным конструктам Дж. Келли [72]:
    • а) полезный («польза», «отдых») – вредный («опасность», «катастрофа», «экологическая опасность»);
    • б) красивый («красота», «совершенство», «любовь») – ужасный («ненависть», «страх»);
    • в) взаимосвязанный («единение», «сопричастность», «экосистема») – отъединенный («отстраненность», «противоречие», «пространство», «разница»).
    • г) неопределенный («образ», «загадка», «тайна», «чудо», «фантазия», «мечта») – конкретный («мир такой, какой есть»)
  • 2. Особенности восприятия объекта школьниками:
    • а) рационально-логическое (мир таков, какой есть; мир как средство для деятельности и жизни) – эмоционально-образное (созерцательное восприятие мира, восхищение, любование им; мира в качестве сказочного, мифического, философского образа; как опасного, катастрофичного; как загадочного, необъяснимого, фантастического, чудесного; как противоречивого, разнообразного, разрозненного, разобщенного; как мира любви и покоя);
    • б) непосредственное (ощущение сопричастности к миру, неразрывного единства с ним, себя частью целого) – опосредованное (через присоединение к мнению других; приписывание собственных восприятий мира кому-либо).

      <<< Структура полевого практикума | Оглавление | Методы обработки результатов экспериментальной работы >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016