ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

2.5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

По условиям эксперимента, в констатирующей его части, обязательным было определение количества учащихся со сформированной ЭКМ, ее уровней, на базе школьных программ. Полученные результаты служили контрольными при увеличении их количества в эксперименте при освоении программы «Центра».

Уровни сформированности ЭКМ выявлялись как при анализе рефлексированных ответов, так и при применении специально ориентированного стимульного материала, позволявшего нам выявлять самые низшие конкретные и частные уровни фундаментальных ЭКМ, а также сформированость их надуровневых объединений в подсознании учащихся.

Контрольные результаты, выявили довольно низкий процент учащихся со сформированной ЭКМ. Оказалось, что 10,5% школьников практически не имеет представлений о мире в экологическом плане, у 57% – такие представления обнаружились только на подсознательном уровне. Вполне осмысленные представления о мире в экологической интерпретации, сложившиеся на основе базисных школьных программ, проявились лишь у 32,5% школьников Москвы, и их число не увеличивалось с возрастом по мере освоения новых предметов курса биологии – в старших классах их меньше всего (27%) (Рис.1).

Рис. 1. Доля школьников со сформированными уровнями общей экологической картины мира на базе школьной программы:

Так как биология относится к естественным наукам, особую озабоченность вызвал низкий процент школьников со сформированными ЭКМ естественнонаучного блока. На базе школьных программ ЭКМ естественнонаучного блока хотя и выявлены на подсознательном уровне у 60% школьников, однако, это ЭКМ, большей частью, низшего конкретного уровня. Актуализируемые стимульными словами, они содержит минимум экологического и биологического материала, чаще всего совершенно неосознаваемого во взаимосвязи с другими экологическими закономерностями. Так называемая этологическая (поведенческая) ЭКМ, проявляющаяся у большинства учащихся (Рис.2), содержит лишь сюжет биотических взаимоотношений «хищник – жертва», происхождение которого в подсознании далеко не однозначно, в плане того, имеет ли оно своим источником раздел «Животные» школьного курса биологии.

Рис. 2. Доля школьников со сформированными уровнями естественнонаучной экологической картины мира на базе школьной программы:

Тот факт, что на основе биологических понятий, формируемых базовыми школьными программами стихийно, лишь незначительное количество школьников овладевает основными уровнями естественноэкологической КМ, говорит об отсутствии целенаправленного использования этого материала в плане формирования ЭКМ. Чтобы сформировать ЭКМ высоких уровней у большинства учащихся, недостаточно иметь уже существующую в биологии базу задатков, на которых изначально зародилась экология как биологическая наука, и были сформулированы основные ее законы, необходимы соответствующие методические условия, ориентирующие педагогический процесс на достижение этой цели.

Экспериментальная работа по формированию у школьников экологических представлений о мире как целостной системе, проведенная в Московском полевом учебном Центре «Экосистема», оказалась достаточно результативной. Экскурсии и проектно-исследовательская деятельность, в процессе проведения которых полноценно использовался ЭП подачи биологических знаний, позволили упорядочить их и привести к некоему единому целому.

На основании анализа рефлексированных ответов на проблемный вопрос анкеты (Приложение 1) учащихся, занимавшихся в «Центре», установлено, что экологическая картина мира формируется у 68,1% из них. Это более чем в два раза выше, чем среди школьников, не посещавших занятия в этом учреждении (31,9%). К тому же доля детей со сформированной общей ЭКМ и социологическо-биологической ЭКМ составила 47,2% и она в три раза выше по сравнению с учащимися, не посещавшими «Центр» (15,8%) (Рис.3).

Рис. 3. Доля школьников со сформированными уровнями общей экологической картины мира (по данным рефлексированных ответов):

Это означает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередь на формировании общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, связанных большей частью обязательно с социальным блоком, т.е. ЭКМ мировоззренческого плана. Школьники стали осознавать единство природы и человека, они рассуждали о балансе в природе, взаимосвязях на основе цепей питания и круговорота; в их пояснениях фигурирует личностная позиция, позиция невмешательства; есть понимание того, что любое воздействие на природу вызывает противодействие, отражающееся на самом человеке («Потому, что я, сделав что-нибудь против насекомых, нарушу природный баланс» (9 кл.); «Круговорот в природе: нет комаров – нет лягушек…- нет человека» (7 кл.); «Потому, что если они исчезнут, может нарушиться пищевая цепочка, а если они будут питаться соком, может все круто измениться» (7 кл.); «Природа закономерна и изменение чего-то приведет к неприятным последствиям» (11 кл.); «Исчезновение любого вида животных приведет к экологической катастрофе, к этому ведет и любое нарушение пищевых цепей» (10 кл.); «Иначе многие виды растений, животных исчезли бы совсем. В мире все так нормально, что нам (людям) противопоказано вмешиваться» (6 кл.).

Одновременно выявилась четкая закономерность формирования экологической картины мира в целом, от количества часов и вида занятий в «Центре» (соотносится с количеством посещений «Центра»). Только в процессе усвоения подпрограммы «Экологический ликбез» (за два посещения), ЭКМ формируется более чем у половины школьников (у 67,5%). При освоении подпрограммы «Эколог-исследователь» (третье и последующее посещение) их количество увеличивается еще на 10%. Среди 5-6-классников, посетивших «Центр» 1 раз ЭКМ сформировалась у 57% школьников , 2 раза – у 64%; среди 7-9-классников посетивших «Центр» 1 раз – у 61%, 2 раза – у 66,7%, 3 и более раз – у 70%; среди 10-11-классников посетивших «Центр» 2 раза у 71,5%, 3 и более раз – у 85,5%. То есть, у школьников, посетивших «Центр» в первый и второй раз и работающих по подпрограмме «Экологический ликбез», эффективность формирования экологической картины мира возросла в полтора-два раза, по сравнению со сверстниками, обучавшимися только по школьным программам (Рис. 4).

Рис. 4. Доля школьников со сформированными уровнями общей экологической картины мира (по группам классов):

Достоверность расчетов подтверждается тем, что «хи-квадрат эмпирическое» оказался в зоне значимости для всех трех групп классов, при ,что позволяет говорить о наличии различий между каждыми двумя эмпирическими распределениями – формированием ЭКМ у учащихся, обучающихся по школьным программам и формированием ЭКМ у учащихся, дополнительно освоивших подпрограмму «Центра» 1-2 года обучения – особенно существенных для 5-6 и 10-11 классов. Курс обучения по подпрограмме «Центра» «Эколог-исследователь» с уровня освоенной подпрограммы «Экологический ликбез» оказывает определенное влияние только на старшеклассников, их число со сформированной ЭКМ возрастает на 14%, и слабо влияет на дальнейшее увеличение количества школьников со сформированной ЭКМ, среди 7-9-классников (3,3%). Статистические различия между двумя эмпирическими распределениями незначимы даже для 10-11 классов

Скорее всего, прохождение курса «Эколог-исследователь» в 7-9 классах вызывает у многих учащихся существенные затруднения. Учащиеся находятся еще в начале этапа субъективной готовности к эколого-направленной деятельности, т.е. даже не все готовы к участию в пассивно-творческой деятельности под диспетчерским управлением педагога. Собственно и учащиеся 10-11 классов в «Центре» приобретают только первый опыт смены пассивной позиции в эколого-направленной деятельности на активную, осознанную, самостоятельную.

При дифференцированном анализе по группам классов, обращает на себя внимание высокая доля процента школьников со сформированной общей ЭКМ и близкой к ней по целостности социологическо-биологической ЭКМ, у тех, кто посещал занятия в «Центре», возрастающая по мере старшинства и усвоения программ «Центра». Причину столь высокой эффективности действия ЭП мы видим, прежде всего, в его обобщающей роли, которую не берет на себя ни один предмет в системе школьного биологического образования. Обобщая знание на уровне КМ, благодаря применению ЭП, мы тем самым поднимаемся над междисциплинарным уровнем обобщения и приходим к логическому единству знания. Отсюда следует, что проблема школьного биологического образования состоит в отсутствии возможности обобщения, а не в слабой базе биологических знаний обеспечиваемой школой.

Как выяснилось, почти все кто реально представляет КМ экологического плана обычно имеют уровневую ступень ЭКМ в подсознании. Поэтому формирование рефлексированных представлений о мире в их экологической интерпретации должно было привести к формированию подобных представлений и на подсознательном уровне.

Использование 1-й группы слов-символов: «трава, лисица, заяц, солнце» дало возможность определить прирост доли учащихся со сформированными уровнями естественноэкологической КМ онтологического плана (степень актуализации правила пищевой цепи в экосистемах) по сравнению с контрольными данными. Постепенное освоение программного материала «Центра» приводит к увеличению доли учащихся со сформированными уровнями естественноэкологической КМ на 5,4 – 16,5% (Рис.5).

Рис. 5. Доля школьников со сформированными уровнями естественнонаучной экологической картины мира:

Особенно благоприятно это отражается на старшеклассниках – среди 10-11-классников количество детей с ЕЭКМ увеличивается на 10,2%, среди 7-9-классников – на 7,6%, а среди 5-6-классников только на 2,7% (Рис.6).

Рис. 6. Доля школьников со сформированными уровнями естественнонаучной экологической картины мира (по группам классов):

И все таки, действие экологического принципа на формирование конкретных экологических закономерностей онтологического плана значительно слабее его мировоззренческого влияния. Рефлексированные ответы по решению ситуации на основе отношения к биологическому объекту тех же учащихся, но прошедших обучение в «Центре», показывают, что большинство из них имеет представление о пищевых цепях в природных сообществах и, соответственно, о формировании в этом случае ЭКМ, адекватных первому случаю (биологическая ЭКМ у 12% школьников, социологическо-биологическая ЭКМ – у 23%, не говоря уже о 21% со сформированной общей ЭКМ, актуализация которой произошла у школьников на этом же биологическом материале (Рис. 3 и 4).

Отсутствие в подсознании основ экологического теоретического знания в виде определений законов, их выражений в формулах или схемах совсем не означает непонимания их действия. КМ наряду с теоретическими абстракциями, концепциями, законами выступает и в эмоционально-чувственных образах. Экологический принцип, использующийся в эксперименте, ориентирует на отражение действительности в образной модельной форме, что позволяет создать детям для себя более ясную КМ.

Этот факт доказывает чистоту нашего педагогического эксперимента в плане использования конкретных подходов в обучении учащихся в «Центре». В полевом учебном Центре «Экосистема» не преподается «Экология» как предмет, то есть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. Знания учащиеся получают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологического принципа в их обучении биологии. Чтобы важные экологические закономерности стали превалирующими в подсознании учащихся, необходима целенаправленная работа по подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучения биологии в школе.

Вторая группа стимульных слов: «завод, воздух, планета Земля, человек», позволила выявить сформированность гуманитарноэкологической КМ на базе ЭКМ технологического направления. Результат оказался столь высок, а ответы столь однозначны, что сразу стало ясно, нельзя все это ставить в заслугу только системе биологического образования (Рис.7).

Рис. 7. Доля школьников со сформированными уровнями гуманитарной экологической картины мира:

Отношение к производству, как к источнику загрязнения нашей планеты сформировано средствами массовой информации. Роль биологического образования в этом случае сведена в большей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой СМИ, т.е. если и в биологии говорится о загрязнении среды производством, то информация, полученная из СМИ, заслуживает доверия и закрепляется.

В этом случае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципа оценить достаточно сложно. Тем не менее, на дифференцированном материале хорошо видно увеличении количества детей со сформированной надуровневой гуманитарноэкологической КМ и близкой к ней социологическо-технологической ЭКМ среди старшеклассников (7-11 кл), после освоения программ «Центра» (Рис.8).

Рис. 8. Доля школьников со сформированными уровнями гуманитарной экологической картины мира (по группам классов):

В картинах мира старшеклассников в большинстве своем прослеживается не только понимание технологических причин приводящих к загрязнению окружающей среды, но уже усматривается четкая личная позиция по отношению к негативному процессу загрязнения планеты. Они все больше начинают осознавать, что этот процесс в конечном итоге отражается на здоровье самого человека («Давайте представим себе город. Много промышленных предприятий есть в каждом городе. И каждый завод загрязняет воздух. Но ведь за каждым заводом стоит человек! И не один… А, к сожалению, на Земле запасы воздуха конечны! И если человек не станет с этим бороться, то его не останется!» (10 кл.); «Мне не хватает воздуха…, невозможно дышать…, на эту планету, на Землю пришел злой человек, который построил заводы…, скоро не станет жизни…, все задохнется…» (10 кл.); «Человек обязан модернизировать заводы, чтобы они не отравляли воздух на планете Земля» (10 кл.); «к сожалению, заводы производят не только полезные продукты, но загрязняют воздух, которым дышит каждый человек на нашей планете Земля» (11 кл.)).

Ситуация по формированию ЭКМ технологического направления воспринимается двояко. Мы можем оценить этот факт как положительный, с точки зрения того, сколь многого можно добиться с помощью средств массовой информации, если эту энергию направить на формирование экологической культуры у населения. Сформировавшееся же однозначно негативное отношение к производству, как к губителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасения. Все-таки, в умах подрастающего поколения нужно формировать сбалансированное представление о насущной необходимости производственной деятельности для всего человечества и реальных возможностях сведения к минимуму вреда для окружающей среды и самого человека. На этом примере мы можем убедиться, сколь велика роль образования в формировании объективных знаний и представлений, в сравнении с другими социальными институтами.

Неожиданно высокой оказалась доля московских школьников со сформированной этической социологической ЭКМ (54%), свидетельствующая о проявлении у них экологической культуры поведения. Вероятно и в этом случае, кроме образовательных учреждений на ее формирование повлияли другие социальные институты такие как СМИ, семья. Формирование экологической культуры относится к воспитательному процессу, который наскоком не ускоришь и не усилишь. Краткосрочность пребывания учащихся в «Центре» не позволяет оказать существенное влияние на процесс формирования экологической культуры. Усилиями педагогов «Центра» удается лишь несколько повысить уровень экологической культуры школьников, переводя уже имеющиеся задатки в явное осознанное понимание взаимоотношений человека и природы, увеличив их долю до 62%, более явно это отражается на учащихся 7-9 классов (Рис.9 и 10).

Рис. 9. Доля школьников со сформированными уровнями социологической картины мира:

Доля школьников со сформированными уровнями социологической картины мира

Рис. 10. Доля школьников со сформированными уровнями социологической ЭКМ:

Доля школьников со сформированными уровнями социологической ЭКМ

Число школьников, в картине мира которых чувствуется лишь внутреннее осуждение некультурного поведения человека на природе, с каждым посещением «Центра» уменьшается. Они переходят в разряд тех, кто уже имеет представление о каких-то реальных действиях по уменьшению негативного воздействия человека на окружающую среду: предлагают сжигать или выносить мусор, не оставлять непотушенными костры («Из леса нельзя уйти, не потушив костер, и не убрав упаковки от еды и прочую грязь « (6 кл.); «После еды все упаковки, надо выбросить в мусорку, или взять с собой. Перед уходом из леса надо погасить костер» (9 кл.); «Товарищи! Разжигая в лесу костер, не забудьте его затушить. А упаковки от принесенной еды, забирайте с собой» (11 кл.)) .

Зависимость формирования на подсознании у школьников ЭКМ различных уровней от сформированности у них реальных представлений о мире экологического характера доказывается расчетом коэффициента сходства Чекановского-Съеренсена между наличием реальных и выявленных подсознательных представлений. Если у учащихся, работающих по школьной программе коэффициенты сходства между наличием уровней рефлективной ОЭКМ и наличием уровней выявленных на подсознании ЕЭКМ, ГЭКМ, СЭКМ соответственно равны 0,5187; 0,5054; 0,5211, что говорит нам о 50% совпадении их проявления, то возрастание количества школьников со сформированными уровнями ОЭКМ в результате освоения экспериментальной программы на 31,9% привело к увеличению коэффициентов сходства до 0,7075; 0,7765; 0,6328, что свидетельствует об определенной зависимости их формирования. К тому же доля школьников, имеющих только подсознательные представления экологического характера, после усвоения экспериментальной программы уменьшается с 57% до 30%, а не имеющих подобных представлений вообще с 10,5% до 4,5%. При этом между уровнями ЕЭКМ, ГЭКМ, СЭКМ, выявленными на подсознании сохраняются пропорциональные соотношения 0,7532; 0,7451; 0,6607 до эксперимента 0,7776; 0,7868; 0,6864 после эксперимента.

Достоверность расчетов подтверждена вычислением коэффициента корреляции «», для которого значимость рассчитывается как Тф. Результаты расчета Тф для всех вышеприведенных соотношений отражены на Рис.11

Рис.11. Корреляционные плеяды основных уровней картин мира:

Корреляционные плеяды основных уровней картин мира

до эксперимента                                                         после эксперимента

- все значения Тф попали в зону значимости, т.е. зависимость формирования на подсознании у школьников ЭКМ различных уровней от сформированности у них реальных представлений о мире экологического характера имеется.

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.