ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Глоссарий | Оглавление | Экскурсия «Водоем как экосистема» >>>

ПРИЛОЖЕНИЕ 3а

Экскурсия по теме
«СТРУКТУРА ЛЕСНОГО СООБЩЕСТВА»

Цель экскурсии: ознакомить учащихся со структурой лесной экосистемы на примере хвойного леса; выявления взаимосвязи между видами растений, животных, грибов, бактерий; установления принципов формирования экосистемы.

В ходе экскурсии учащимся предлагалось:

• 1. Обсудить текущее время года, ответив на вопросы: «На основании каких фактов вы так считаете? Чем обусловлено проявление этих фактов, каковы их глубинные причины? Какая из причин, на ваш взгляд, является основной – определяющей все сезонные изменения в природе?»
  • 2. Внимательно осмотреться и сказать: «Какие растения произрастают в этом лесу? Как бы вы назвали этот лес? Почему вы дали этому лесу такое название?», а затем уточнить название типа леса, исходя из господствующих в нем растений.
  • 3. Разделить увиденные растения по жизненным формам; определить, как они расположены относительно друг друга в пространстве; подумать, почему у различных видов деревьев и кустарников, произрастающих в лесу, разная высота; определить, какие растения находятся у самой земли и решить, в чем причина их такого расположения растений в лесу; дать название такому типу расположения растений.

При затруднениях с ответом по поводу причин, обуславливающих расположение растений в хвойном лесу, обращается внимание учащихся на растительность поляны и предлагается объяснить, почему на ней значительно больше видов трав и растут они гуще; почему появились на поляне лиственные деревья; чего им не хватало для произрастания под пологом хвойных пород; рассмотреть и сравнить растения из-под елового полога и с поляны и решить, какие приспособления возникли у растений наземного яруса в связи с недостатком освещения в ельнике (дополнительно обращается внимание на длину побегов, цвет и ширину листовых пластинок).

Для изучения состава и жизнедеятельности других организмов леса учащиеся разделялись в группы по 2 (З) человека и самостоятельно выполняли задания. Во время выполнения любого из заданий они должны были обращать внимание на следы жизнедеятельности млекопитающих (кротовины, норы, ходы грызунов); гнезда птиц; дупла; не оставляйте без внимания муравейники, помет крупных животных, падаль; отмечать бумажной меткой на кустике интересные объекты, к которым по окончании групповых работ мы подойти и обсудить заинтересовавшие объекты, выяснить их значение.

Задание для первой пары. Тщательно осмотрите стволы, ветви и листья деревьев и кустарников с каждой стороны. Обнаруженных животных снимите вручную, стряхивая в мешок сачка или «обкашивая» кроны сачком. Определите с помощью определителя пойманных беспозвоночных до семейства. Из видовых характеристик представителей данного семейства узнайте об образе жизни этих животных.

Задание для второй пары. Внимательно осмотрите листву растений. Найдите среди здоровых листьев поврежденные листогрызущими и сосущими насекомыми. Обратите внимание, нет ли на них или рядом тех, кто нанес растениям эти повреждения. Определите, что это за животные. Образцы повреждений соберите в папку для повреждений.

Задание для третьей пары. Найдите и осмотрите пни и мертвые стволы деревьев, как упавших, так и стоящих. Обратите внимание на отверстия в коре и на притаившихся насекомых в щелях коры. С помощью ножа или топорика аккуратно отделите кору от древесины. Рассмотрите ходы короедов, заболонников, отверстия ходов, уходящих в глубь древесины. Если обнаружите личинок насекомых и взрослых беспозвоночных животных, поместите их в садок. Обратите внимание на белые, густо ветвящиеся нити между корой и древесиной, предположите их принадлежность. Образцы коры и, по возможности, древесины с ходами и нитями грибницы отделите и поместите в папку.

Задание для четвертой пары. По ходу вашего движения переворачивайте валежины и отловите тех, кто прятался под ними. Затем заложите пробную площадку размером 50х50 см. Выберите с нее лесную подстилку и тщательно разберите ее на листе бумаги. Выкопайте почвенный слой с пробной площадки, переберите почву, выбрав всех попавшихся животных. Определите, к каким группам относятся обнаруженные вами животные, прочтите об их образе жизни? Обратите внимание на белые ветвящиеся нити, какому организму они принадлежат? Подумайте, почему в лесах не происходит накопление опада, и кто участвует в разложении лесной подстилки? Затем отройте неглубокую траншейку, которая понадобится нам, когда мы соберемся вместе.

Задание для пятой пары. Найдите деревья, пораженные трутовиками, а также пни и крупные опавшие сучья, пораженные «красной» и «белой» гнилью. Отберите несколько экземпляров. Выясните, что это за организмы, чем они питаются? Как вы думаете, гниение дерева и разложение трупа животных происходит по причине питания одних и тех же организмов или разных?

Задание для шестой пары. Обратите внимание на птиц. Даже если вы не можете определить их видовую принадлежность, по разнице в песне постарайтесь приблизительно установить количество видов в пределах слышимости. По определителю птиц предположите, какие из них могут обитать в этом лесу, узнайте какой образ жизни они ведут.

По окончании групповой работы учащиеся собирались около четвертой пары. Учащимся предлагалось поделиться своими наблюдениями, показать свои сборы, сделать выводы по проделанной работе, ответить на вопросы: «Как вы думаете, может ли каждый из обнаруженных вами организмов существовать в одиночку (автономно) без всего окружения и почему; в чем вы видите их зависимость друг от друга; в какие взаимоотношения они вступают, пояснив на примере изученных объектов.

После подведения итогов по самостоятельной работе учащимся предлагалось обратить внимание на рядом расположенное другое сообщество, подумать, что определяет глубинные причины сложения сообщества; выяснить по почвенному разрезу, к какому типу относится почва, выяснить взаимосвязь между типом почвы и типом леса, произрастающего на ней.

В заключение учащимся, используя выводы о причинах сезонных явлений, сделанные в начале экскурсии предлагается подумать над причинами различия экосистем в разных районах земного шара, составить целостную картину экосистемы леса.

Перед возвращением учащиеся выпускают всех изъятых животных в то место, где они были пойманы. Образцы коры с грибницей, сучья с гнилью тоже оставлялись в лесу. Возвращаясь по тропинке, обращалось внимание учащихся на то, обо что они все время спотыкаются и предлагалось подумать: «Если это корни деревьев, почему их не видно рядом, чуть в стороне от тропинки; какое влияние в этом случае оказывает человек на лесную экосистему; не встретили ли мы другие факты влияния человека и какие выводы можно из этого сделать?».

<<< Глоссарий | Оглавление | Экскурсия «Водоем как экосистема» >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.