Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИССЕРТАЦИЯ О.В.ГЛУШЕНКОВА


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

О.В.Глушенков
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ
диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Экскурсия: «Структура лесного сообщества» | Оглавление | Практические работы по теме: «Водная эрозия почв» >>>

ПРИЛОЖЕНИЕ 3б

Экскурсия по теме
«ВОДОЕМ КАК ЭКОСИСТЕМА»

Цель экскурсии: ознакомить учащихся со структурой водной экосистемы на примере реки; выявить взаимосвязи между средой обитания и видами растений, животных; установить принципы формирования экосистемы.

В ходе экскурсии учащимся предлагается определить, какой это водоем – стоячий или проточный; ознакомиться с некоторыми свойствами воды как вещества: с определением, прозрачности, цветности, наличия запаха, с помощью термометра измерить температуру, а затем ответить с чем связано агрегатное состояние воды на данный момент; предположить вероятное изменение этих свойств в связи с сезонностью; определить глубинные причины изменения агрегатного состояния.

При прохождении по берегу водоема внимание учащихся обращается на береговую растительность – какие из деревьев располагаются непосредственно у воды; как они связаны с водоемом; какие травянистые растения растут также близко к воде; предлагается выкопать неглубокую ямку в почве на месте их произрастания и предположить, не затопляются ли такие места при подъеме воды и не гибнут ли при этом затопляемые растения?

Обращается внимание, на тех, кто летает над водной поверхностью; нет ли лягушек по берегам и в воде; на насекомых, бегающих по воде. Обсуждается, что удерживает водомерок на поверхности водоема и предлагалось присмотреться, нет ли животных, которые прикрепились к поверхностной пленке снизу, и что это за животные; как все эти животные связаны с водоемом, с другими животными и растительным миром водоема?

С целью обеспечения возможности непосредственного знакомства с составом водных животных и растений, их приспособлений для обитания в воде, школьники разделялись в три группы для отлова водных организмов.

Задание для первой группы: Провести несколько раз в толще воды сачком, особенно среди зарослей подводных растений, и поймать разнообразных животных. Вынуть их из сачка в кювету с водой. Затем с помощью ложки переместить их в банку с водой.

Задание для второй группы: Драгой зачерпнуть ил со дна водоема. Вывалить содержимое драги в кювету с водой. С помощью ложки переместить всех животных, которых видно в банку с водой. Добавляя воды в кювету, промыть пробу, отлавливая всех замеченных животных.

Задание для третьей группы: Дотянуться и сорвать растения, растущие частично или полностью в воде (при необходимости воспользуйтесь драгой). Поместить их в банки с водой.

После выполнения заданий, обеспечившим всех материалом для изучения, учащимся предлагается ознакомиться с многообразием водных растений и животных и их приспособлениями к жизни в воде:

  • 1. Рассмотреть на свет воду в банках и выявить, имеется ли у нее зеленый оттенок; подумать и ответить какие зеленые растения придают ей этот оттенок; какие у них имеются приспособления для обитания в водной среде; есть ли у них ограничения в распространении по глубине; если есть, чем они обусловлены?
  • 2. Вынуть из банки с водой высшее водное растение и положить в кювету, объяснить, почему стебель у него сворачивается, а не остается прямостоячим как в толще воды; что позволяет ему удерживаться в вертикальном положении в воде; сделать разрез через стебель и лист рогоза и объяснить, что это за пустоты внутри, может быть они чем-то заполнены, для чего?
  • 3. Обратить внимание на другие растения вдоль берегов, нижняя часть которых погружена в воду, на растения с листьями на поверхности водоемов; определить по атласу-определителю, какие это растения; убедиться с помощью разрезов стебля и листа в наличии воздушной ткани у этих растений.
  • 4. Еще раз вынуть из воды и внимательно рассмотреть побеги высших водных растений, убедиться в наличии на его подводной части мельчайших бурых слизистых комочков и снова опустить в банку с водой эту часть растения, внимательно следя за комочками, затем рассмотреть, развернувшуюся в воде, гидру.
  • 5. Внимательно всмотреться в толщу воды в этой же банке, по активному движению обнаружить основной корм гидры – дафний и циклопов, полупрозрачных ракообразных менее 1 мм величиной.
  • 6. Рассмотреть более крупных представителей водной фауны, для удобства вылив содержимое банки в ванночку-кювет с белым дном; определить их по рисункам определителя; понаблюдать за движением и выяснить какие приспособления для движения имеются у каждого из них; понаблюдать за клопами, как они забирают воздух с поверхности; найти среди всех и рассмотрите животных с жарами; выявить место расположения жабр у каждого из них; выяснить, как дышат остальные животные; внимательно пронаблюдать, не нападают ли одни животные на других; определить, какой это тип взаимоотношений; выяснить, имеются ли защитные приспособления у некоторых животных, какие?

По возвращении учащимся ставится задача найти признаки и свидетельств влияния человека на водную экосистему (пленка от нефтепродуктов, пена, образуемая при попадании в воду синтетических моющих средств, мусор на поверхности и на дне водоема, «цветение» воды, антропогенная эрозия берегов); оценить возможные последствия такого влияния; высказать свое мнение по этому поводу; предложить способы решения этой проблемы; осуществить один из предложенных самими учащимися способов на деле, приняв посильное участие в уборке мусора на побережье.

В заключение экскурсии, делается обобщение увиденного и описывается экосистема водоема в целом. По окончании наблюдений все организмы сливаются вместе с водой в водоем.

<<< Экскурсия: «Структура лесного сообщества» | Оглавление | Практические работы по теме: «Водная эрозия почв» >>>

Экспериментальная часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016