Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Эколого-краеведческий практикум как средство свободного доступа учащихся в Природу
Автор: Горелова Елена Валерьевна

  Главная (введение) Тематический план Русские народные игры Экологические игры Методические наблюдения Методики описаний растений

Экологические игры

Представленные экологические игры лучше всего проводить на свежем воздухе. Так как они экологические, то предполагают использование природных материалов. Эти игры чуть сложнее в организации и требуют определенных знаний законов экологии, растений, животных. Но все же, это самые простые и доступные экологические игры, которые можно подготовить ведущему, пока ребята играют, например, в русскую народную игру «Колечко».

«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»

Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут объекты природы (листья растений, грибы, камни и т.д.). Игроки в каждой команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и т.д.).

Ход игры. Ведущий называет растение и порядковый номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названное растение (или другой природный объект). Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся растения.

Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Игра Узнай растение, июнь 2012 г.
Игра Узнай растение, июнь 2012 г.

«ЗАПОМНИ И НАЙДИ РАСТЕНИЕ»

Участники: дети разных возрастов.

Место проведения: лес, поле.

Оборудование: одноцветная ткань, образцы растений.

Ход игры. Участникам игры на 20-30 секунд показывают 10-15 разных растений, разложенных на ткани. После этого образцы накрывают, а участники в группах по несколько человек находят эти растения вокруг. Время для поисков 10-15 минут.

Варианты: определить по запаху, по вкусу, на ощупь. Можно использовать разные предметы.

В ходе игры можно рассказать об особенностях тех или иных растений, что, безусловно, развивает интерес к родной природе.

«АУКЦИОН ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК»

Оборудование: каждому игроку ручка, листочки бумаги (3-5 штук), мелкие «монеты» (30-40 штук можно вырезать из бумаги, заменить фасолинками и т.п.).

Ребятам дается задание подумать и записать на листочках различные ошибки, касающиеся окружающей среды, которые совершили вы, ваша семья, друзья, родственники или знакомые.

Примеры:

  • - чищу зубы под струей воды;
  • - напрасно включаю свет;
  • - обламываю ветки деревьев;
  • - забываю выключить телевизор;
  • - и т.п.

Затем ведущий собирает листочки с «экоошибками», из тех, которые повторяются, оставляет один листочек, и аукцион можно начинать со слов: -

«Кто купит экологическую ошибку – «У меня напрасно горит свет»? Начальная цена 5 монет. Кто больше всех заплатит, получает «экоошибку» с тем, чтобы не повторять ее в будущем. В конце игры дети сравнивают купленные ошибки. Поговорите с детьми о причинах их поступков, об их последствиях.

«ПАУТИНА ЖИЗНИ»

Оборудование: клубок толстых ниток.

Дети становятся в круг. Ведущий говорит, что иногда мы не осознаем, что все в природе, живое и неживое, взаимосвязано. Сейчас мы это продемонстрируем. Один игрок держит катушку ниток и начинает: «Я дерево. На мне живет белочка». Держит конец нитки, а клубок передает товарищу (белочке). «Белка» продолжает: «Я люблю орешки. Лещина, пожалуйста, лови клубок». Клубок продолжает свой путь к червячку, жабе, аисту (по пищевой цепи), почве, воздуху, болоту, небу, до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по нескольку раз.

А, что произойдет, если придет лесоруб и срубит дуб? Он не только уничтожит дерево, но и окажет влияние на жизнь всех организмов, которые были с ним связаны. Ведущий тянет за одну ниточку, и, возможно она порвется, тогда ребята наглядно увидят, что паутина жизни нарушена.

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Игра Паутина жизни, июнь 2012 г.
Игра Паутина жизни, июнь 2012 г.

«НЕПРИРОДНАЯ ТРОПА»

Оборудование: предметы, которые относятся и не относятся к природе, для каждого участника бумага и карандаш.

Ведущий заранее готовит трассу (примерно 30-50 метров) и на ней в укромных местах и на виду раскладывает примерно 20 разных предметов (цветные бусины, стаканчики, ботинок, хвойную веточку на лиственном дереве и др.). Дети стартуют с определенным интервалом и стараются запомнить как можно больше таких предметов. На финише они получают ручку и листочек и записывают все, что видели.

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Игра Неприродная тропа, июнь 2015 г.
Игра Неприродная тропа, июнь 2015 г.

«ФОТОГРАФ И ФОТОАППАРАТ»

Ребята делятся на пары. Один участник играет роль фотографа, другой – роль его фотоаппарата. «Фотограф» ведет свой «фотоаппарат» с закрытыми глазами, в поисках красивых и интересных видов. Когда «фотограф» находит то, что ему понравилось, он направляет «объектив» (т.е. голову) «фотоаппарата» на объект съемки. Затем «фотограф» нажимает затвор (дергает ухо) и «фотоаппарат» открывает глаза на 3-5 секунд. После того как «фотограф» сделал несколько снимков, ребята меняются ролями. Когда все игроки побудут и «фотографами» и «фотоаппаратами», раздайте им по одной карточке размером 3 на 5 см. и скажите: «Вспомните один из снимков, которые вы сделали, будучи фотоаппаратом. Нарисуйте его на карточке и отдайте своему «фотографу».

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Игра Фотограф и фотоаппарат, июнь 2016 г.
Игра Фотограф и фотоаппарат, июнь 2016 г.

«УЧЕНЫЕ НА НОВОМ КОНТИНЕНТЕ»

Ход игры. Ученые попали на новый континент, кругом незнакомая природа, необходимо определить все растения, деревья и дать им новые названия.

Ученые разделяются на несколько групп (примерно 4 группы) по 3 человека и расходятся по разным сторонам. Каждая группа выбирает какое-то растение, рассматривает его, запоминает все особенности.

Затем все группы собираются в круг, каждая группа ученых начинает описывать свое растение. Сначала одна группа рассказывает, например, цветки розовые, листья сидячие, тычинок восемь и т.д. Другие группы ученых идут разыскивать это растение. Когда они его находят, возвращаются в круг. Если растение найдено правильно, то дают ему новое название, например, ромашка солнцевидная и т.д. Затем другая группа ученых рассказывает о своем растении и т.д.

Когда все растения найдены, даны новые названия, эти растения можно прихватить с собой домой, в лагерь, в школу и там по определителю растений найти уже название, которое есть у каждого из растений.

2-й вариант. В лагерь возвращаются с растениями даже не для того, чтобы найти название растения, а посмотреть, известно ли это растение уже или нет.

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Определяем растения, июнь 2011 г.
Определяем растения, июнь 2011 г.

Экологические и русские народные игры я заимствую у следующих авторов:

  • Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. - Владивосток: ИСАР - Дальний Восток. - 1999. Это моя настольная книга и почти все экологические игры взяты из нее.
  • Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. - Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с. – ISBN 5-7797-0098-2. Очень познавательная книга, где в доступной и творческой форме раскрываются многие вопросы экологии.
  • Животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель животных юга Дальнего Востока России. – Фонд «Феникс», WCS, ДВГУ. – ISBN5-7311-0333-Х. Эта уникальная книга, где собрана информация обо всех животных ДВ.
  • Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель / В.Ю. Баркалов, А.Э. Врищ, П.В. Крестов, В.В. Якубов; ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS; отв. Ред. А.Э. Врищ. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 476 с.: ил. – ISBN 978-7444-2296-7. Эта уникальная книга, где собрана информация обо всех растениях ДВ.
  • Сильвия Сзабова. Экоигры в школе и вне школы. ДВ ИСАР и Издательская Программа по Экологическому Образованию «Листья в ладонях». – Владивосток, 1994. – 46с., илл. Это небольшая книжица, но в ней собраны простые, доступные и интересные экологические игры.
  • Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки/ Сост., запись и обраб. Г.М. Науменко; Рис. Л.Н. Корчёмкина. – М.: Дет. лит., 1988. – 206 с.: ил. – ISBN 5-08-001171-8.

  Главная (введение) Тематический план Русские народные игры Экологические игры Методические наблюдения Методики описаний растений



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:



Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




В разделе Методические материалы нашего сайта Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) мультимедиа-определителей природных объектов России для Windows, полевых определителей для смартфонов и планшетов для Android и iOS, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", полевые определители "Птицы России", "Животные России", пособие для учителя "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе", а также mp3-диски "Голоса птиц средней полосы России" и "Голоса птиц России: Европейская часть, Урал, Сибирь".

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Экологический Центр Экосистема на Facebook Видеоканал Экосистема

Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016