Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Эколого-краеведческий практикум как средство свободного доступа учащихся в Природу
Автор: Горелова Елена Валерьевна

  Главная (введение) Тематический план Русские народные игры Экологические игры Методические наблюдения Методики описаний растений

Методические наблюдения и открытия

А теперь хочу написать свои наблюдения и методические открытия за время проведения практикума.

  • Практикум обязательно должен иметь день открытия и день закрытия, входную и итоговую диагностику, практический результат (гербарий, реферат, определитель растений, стенгазета).

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Стенгазета, июнь 2015 г.
Стенгазета, июнь 2015 г.

Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Монтируем гербарий, июнь 2012 г.
Монтируем гербарий, июнь 2012 г.

  • Практикум – это не школа, куда детей заставляют ходить, практикум дети посещают добровольно и нужно сделать все возможное, чтобы у них не сложилось впечатления, что их опять пытаются, что то заставить делать. Для этого я: устраиваю каждый день перерыв в нашей деятельности для пикника, всю деятельность стараюсь построить в игровой форме, а если нужно поработать серьезно, то главным стимулом к работе служит мое обещание последующих игр.
  •  

    Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Время пикника, июнь 2012 г.
    Время пикника, июнь 2012 г.

  • Практикум – это экологическая деятельность, поэтому правила поведения на природе (не рвать, не мять, не ломать, не топтать) должны работать четко и всегда. К концу практикума я искореняю в детях привычку просто так рвать листья с деревьев, цветы на газонах, ходить не по тротуару. Основной аргумент для детей младшего школьного возраста против этих действий – растения вам ничего не сделали, они просто растут и радуют нас своей красотой, а если вам некуда девать руки пока вы идете, то засуньте их в карманы. Срабатывает.
  • Практикум – это краеведческая деятельность, поэтому если есть возможность рассказать ребятам, пока мы идем или едем до природного объекта, о встретившемся по пути памятнике, названии улиц или интересном здании, то я это делаю.
  • Методическое открытие. К концу практикума ребята обязательно должны узнавать на улицах и в парках нашего города 10-15 видов древесных растений. Как этого добиться легко и не напрягаясь. В первый день практикума, когда занятие проходит на пришкольном участке, я предлагаю каждому ребенку выбрать себе понравившееся дерево или кустарник. За время практикума учащийся должен написать реферат по этому растению, засушить его гербарий, сделать визуальное описание по определенной методике, находить это растение везде, куда бы мы не шли, во время занятий. И вот мое открытие. К концу практикума каждый ребенок узнает не только свое растение, но и растения других ребят.

    Эколого-краеведческий практикум, Горелова Елена Валерьевна: Описываем свое растение, июнь 2016 г.
    Описываем свое растение, июнь 2016 г.

    Эту же методику можно применить при изучении, например: травянистых растений, птиц, насекомых.

  • Социальный опыт. Во время практикума мы постоянно пользуемся с ребятами общественным транспортом. И ребята всегда сами оплачивают свой проезд. Я столкнулась с тем, что некоторые дети никогда не пользуются общественным транспортом (их возят родители на машине или они не выезжают из своего района), некоторые не могут посчитать деньги, так за них всегда платят родители, а в учебном году учитель, заранее собирая деньги на проезд. Для ребят социально значимым становится данный аспект практикума. Они научаются ответственно относиться к деньгам, считать их.
  • Работа с родителями. Интересный опыт работы с родителями состоялся у меня на практикуме летом 2016 года. Я очень люблю природу, но я современный педагог и современные технологии мне не чужды, более того они помогают в нашей работе с современными детьми и их родителями. Современные телефоны имеют такую функцию как WhatsApp. Я каждый день, по мере возможности, старалась фотографировать ребят на практикуме и в конце каждого дня делала фотоотчет с описанием нашей деятельности родителям в группе, которую создала специально для практикума по WhatsApp. Родители были очень довольны, писали свои отзывы, предложения и пожелания. Очень актуально получилось. Буду использовать эти возможности и в дальнейшем.
  • Практикум – это хороший ресурс для набора материала при написании исследовательских работ. По окончании практикума нужно обязательно провести диагностику среди ребят и выяснить, что им понравилось больше всего и кто хочет написать исследовательскую работу и выступить с ней на конференции. Темы исследовательских работ по окончании практикума были у меня следующие: «Противоречивый ильм», «Древесные аллеи города», «Разнообразие древесной растительности пришкольного участка», «Лишайник, как индикатор», «Травы у нас под ногами» и д.р. Ребята с удовольствием их писали и успешно защищали на ежегодной городской научно-практической конференции «Люби и знай свой край!».
  • Практикум – это возможность неформального общения с детьми. Не зацикливайтесь на занятии, писанине, изучении. Говорите с детьми. Уверена, что в учебном году некогда, а практикум – это лето, это свобода, это время, когда можно, иногда, просто поговорить, никуда не спеша и выяснить интересные и важные стороны ребят.
  • Самое важное. Практикум – это мошка, комары, дождик, гусеницы, бабочки, паутина, пауки, клещи. И если вас все это пугает или вы этого просто не любите, то практикум – не для вас. Природу нужно любить всю, удивляться, любоваться, находить новое и показывать это новое с восхищением ребятам, чтобы они верили вам, верили, что Природа уникальна и ее нужно любить и уважать. Показывайте ребятам любую мелочь – цветочек, жучка, травинку, гусеничку, ведь эти создания такие уникальные, красивые и Природа их такими создала для чего то, говорите с детьми, почему именно такой цветок или насекомое, зачем им такая окраска, как распространяются семена растений, что у них для этого есть, зачем им дала Природа «крылышки» или крючки и т.д. и т.п. Каждый день делайте с детьми открытие!

  Главная (введение) Тематический план Русские народные игры Экологические игры Методические наблюдения Методики описаний растений



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:



Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!




В разделе Методические материалы нашего сайта Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) мультимедиа-определителей природных объектов России для Windows, полевых определителей для смартфонов и планшетов для Android и iOS, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", полевые определители "Птицы России", "Животные России", пособие для учителя "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе", а также mp3-диски "Голоса птиц средней полосы России" и "Голоса птиц России: Европейская часть, Урал, Сибирь".

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016