Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В.А.КОРОСТЕЛЕВОЙ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности "География"

<<< Проблемный анализ | Содержание | Компетенции субъектов учебно-исследовательской деятельности >>>

Глава 2. Проблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной деятельности

2.3. Результаты проблемного анализа

Последовательное выполнение этапов проблемного анализа позволило, в конечном счёте, составить итоговую табл. 4, отражающую как ведущие, так и сопутствующие проблемы организации внеурочной исследовательской работы школьников по географии.

Таблица 4. Итоговый каталог проблем, связанных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное время

Группа Проблемы Количество упоминаний
Анализ литературных источников Результаты анкетирования Мнение автора Всего
учителей учащихся

Организационные (нормативно-правовые)

- отсутствие единой системы (стратегии) внедрения и развития исследовательской деятельности школьников и интеграции основного и дополнительного образования 5 0 0 0 5
- отсутствие единой системы норм и требований к организации исследовательской деятельности школьников 5 0 2 0 7
- отсутствие единой всероссийской конкурсной системы для оценки исследовательских работ школьников 5 2 2 1 10
- формализм в выполнении работы учителями и органами управления образованием всех уровней 7 1 1 1 10
- недостаточное финансирование, материально-техническое обеспечение, отсутствие системы стимулирования участников и организаторов исследовательской деятельности 17 6 6 1 30
- несоблюдение принципа добровольности выполнения исследовательских работ 1 0 11 0 12
- загруженность учителей, учащихся, недостаток времени на внеурочную деятельность 7 8 12 1 28
- трудности подготовки документов, необходимых для выездов, экспедиций, походов для сбора исследовательских данных 1 1 0 0 2
- отсутствие системы информатизации, способствующей обновлению профессиональных знаний и навыков учителей для организации исследовательской работы школьников 2 0 0 0 2

Проведённое исследование позволило определить актуальность каждой из трёх, выделенных автором, классификационных групп: наиболее актуальны методико-педагогические (284 упоминания), на втором месте находятся организационные (или нормативно-правовые) проблемы (106 упоминаний), самыми незначительными оказались психологические (всего 16 упоминаний) (диаграмма №1).

Диаграмма № 1

Полный перечень встречаемых в практике трудностей, связанных с организацией учебных исследований по географии во внеурочно время, включил в себя более 50 различных проблем. Среди них логично выделяется шестёрка лидеров:

  • невостребовательность школьной географии и географических знаний среди школьников (84 упоминания);
  • несформированные общеучебные навыки, в том числе навыки исследовательской деятельности (71 упоминание);
  • отсутствие мотивации учащихся для проведения самостоятельного исследования во внеурочное время (48 упоминаний);
  • недостаточная методико-педагогическая подготовка учителей, неготовность быть организатором учебно-исследовательской деятельности (37 упоминаний);
  • недостаточное финансирование, материально-техническое обеспечение, отсутствие системы стимулирования участников и организаторов исследовательской деятельности (30 упоминаний);
  • загруженность учителей, учащихся, недостаток времени на внеурочную деятельность (28 упоминаний).

В сумме они составляют 73% всех выявленных проблем. Нужно отметить, что 4 из 6 основных проблем относятся к группе методико-педагогических.

Интересно также сравнение результатов изучения литературных источников и анкетирование непосредственных участников образовательного процесса ( диаграмма №2).

Диаграмма № 2.

Глядя на диаграмму №2 очевидно, что на практике значительно возрастает доля методико-педагогических трудностей. Психологическая составляющая волнует опрошенных меньше всего (1%), что, по-видимому, связано с наличием других более острых проблем. В литературных источниках авторы стараются осветить тему организации учебных исследований как можно шире, поэтому упоминание о важности учёта психологических аспектов вполне закономерно.

Отдельный интерес имеют результаты анкетирования учителей и учащихся.

Анкетирование учителей установило, что почти 90% из них занимаются организацией исследовательской деятельности школьников, что в очередной раз подтверждает распространение данной образовательной технологии в современной школе и актуальность темы данной квалификационной работы (диаграмма №3).

Диаграмма № 3.

При этом у 60% опрошенных учителей возникли трудности с определением понятия «исследовательская деятельность», отличием её от проекта и обозначением основных целей учебного исследования (диаграмма №4). Таким образом, можно судить о недостаточном уровне методико-педагогической подготовки учителей.

Диаграмма № 4.

Анкетирование учащихся показало, что только 28% из них занимается проведением учебных исследований, ещё 36% хотели бы попробовать провести такое исследование, а 30% выразило нежелание заниматься подобным видом работы (диаграмма №5). Т. е. активность участников исследовательской деятельности во внеурочное время на настоящий момент можно считать средним или даже низким, если принять во внимание, что у некоторых опрошенных школьников проведение собственного исследования является обязательным.

Диаграмма № 5.

Опрос также зафиксировал, что школьная география и географические знания не пользуются популярностью среди современных школьников: только 28% опрошенных занимаются или хотели бы заниматься учебным исследованием в рамках этого предмета во внеурочное время (диаграмма №6).

Диаграмма № 6.

Результат анализа литературы показал, что много статей, посвящённых особенностям организации исследовательской работы школьников: на что обратить внимание, как, что и в какой последовательности делать, какие моменты важны в целом и зачем. Периодически встречаются предложения по модернизации данной части системы образования. О проблемах, возникающих в реальной деятельности современного учителя на пути организации исследований школьников, написано очень мало, некоторые приходиться буквально искать между строк. При этом нельзя утверждать, что в стране с формирующейся системой образования, нет проблем, особенно расценивая сам исследовательский подход как нововведение, связанное с преобразованием современного общества.

В большинстве случаев подразумевается, что перед тем как начать работать в вышеупомянутом направлении учитель изучит все особенности, этапы, методики, учтёт советы и опыт коллег, но в том числе, по мнению автора, нужно представлять с какими трудностями на данный момент можно столкнуться.

Таким образом, проведённое в рамках данной квалификационной работы исследование позволяет полноценно судить о ситуации, сложившейся в современной образовательной системе, связанной с организацией учебных исследований по географии во внеурочное время. Однако получение исключительно количественных данных было бы не достаточно для полноценного достижения поставленной автором цели. Для того чтобы данная квалификационная работа несла определённую ценность, необходимо раскрыть суть основных проблем, выявить их причины и определить пути решения. Этому будет посвящён следующий параграф.

<<< Проблемный анализ | Содержание | Компетенции субъектов учебно-исследовательской деятельности >>>

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016