Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В.А.КОРОСТЕЛЕВОЙ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности "География"

<<< Результаты проблемного анализа | Содержание | Мотивация на проведение самостоятельного исследования >>>

Глава 2. Проблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной деятельности

2.4. Характеристика основных проблем

С целью создания максимально полноценной картины процесса организации учебных исследований по географии во внеурочное время автором для характеристики были выбраны самые актуальные по результатам исследования проблемы:

  • низкий уровень компетенций субъектов учебно-исследовательской деятельности
  • отсутствие мотивации учащихся для проведения самостоятельного исследования во внеурочное время
  • не востребованность школьной географии и географических знаний среди школьников.

Компетенции субъектов учебно-исследовательской деятельности

Результаты проведённого исследования показали, что в наибольшей степени актуальны и волнуют участников системы образования недостаточно сформированные компетенции проведения исследовательской работы как учителей, так и учащихся. Для субъектов этого процесса набор компетенций, которыми они должны обладать для успешного сотрудничества различен: если ученику требуется только набор знаний, умений и навыков исследовательской работы (см. Гл. 1, § 1.2.), то учителю, помимо этого, нужен целый перечень особых умений по организации работы школьников.

Не смотря на структурную близость учебно-познавательной и исследовательской деятельности, приёмам последней следует специально обучать юного исследователя, что не только требует отдельного учебного времени, но и специальной подготовки педагога. [13, c.184]

Изменяется деятельность педагога. Она заключается в управлении процессом овладения способами получения знаний о природе и обществе, их закономерностях, об отношениях природы и человека и общества. В исследовании учащегося учитель выполняет функции помощника, координатора и вдохновителя юных исследователей в их поисковой деятельности. Реализация названных функций не только требует особой подготовки педагога, но и изменения его отношения к характеру взаимодействия учитель-ученик. [13, c.184]

Ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую захватывает и уводит от позиции исследователя. Если мы хотим развить исследовательскую позицию у учеников, то, прежде всего, следует работать над собой (учитель). Нам следует постоянно рефлектировать по отношению к собственной деятельности, отслеживая, что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы возводим для учеников. [13, c.77]

Прежде всего, любой организатор учебных исследовательских работ должен знать все особенности этого процесса: цели, принципы, структуру и т.д. Также он должен уметь:

  • заинтересовать школьников проведением исследований,
  • организовывать деятельность своих подопечных и свою собственную,
  • выстраивать особый стиль взаимодействия с учащимися,
  • выявлять особенности личности каждого учащегося и находить индивидуальный подход.

При этом у 60% опрошенных учителей возникли трудности с определением понятия «исследовательская деятельность», отличием её от проекта и обозначением основных целей учебного исследования (диаграмма №4). Таким образом, можно судить о недостаточном уровне методико-педагогической подготовки учителей.

Диаграмма № 4.

В проанализированных источниках чаще всего говорилось о неготовности учителей заниматься организацией самостоятельного поиска школьников.

Зачастую в отечественных ВУЗах, готовящих будущих учителей нет упора на формирование таких узконаправленных умений. Да и как быть с учителями со стажем, которые начинали работать ещё до активной пропаганды и внедрения технологии учебного исследования?

В большинстве педагогических вузов не осуществляется подготовка студентов по дисциплинам, обеспечивающим приобретение квалификации руководителя исследовательских работ школьников и использования исследования как педагогического метода работы в учебном процессе; в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров курсы, направленные на развитие навыков руководства исследованиями, представлены фрагментарно. [51]

В последнее время стали создаваться курсы повышения квалификации, включающие изучение основ организации следовательской работы школьников. В педагогических ВУЗах они могут встречаться только в качестве специальных курсов, курсов по выбору, дополнительных занятий и т.д. Нужно отметить ограниченность распространения подобных курсов и их доступность.

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагает лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой. [37, c.272]

Учителя, особенно “старой закалки”, не умеют правильно и продуктивно организовать и проконтролировать ход исследования ученика, не могут оказать помощь при затруднениях “маленького исследователя” в определении цели, предмета и объекта, выявлении гипотезы учебного исследования. Учителя так же не могут определить и правильно описать проблему по выбранной учеником теме и тем более научить выделять проблему самих школьников. [32]

Также ситуацию с низким уровнем компетентности учителей подтверждает возникновение путаницы в определении понятий «исследовательская деятельность» и схожих видов учебных работ.

Опираясь на собственный опыт, автор решил остановиться на этой проблеме, не смотря на то, что результаты проведённого исследования не свидетельствуют об её остроте (всего 3 упоминания и 9 констатирующих ответов в анкетах).

Личный опыт автора в данном случае основывается на посещении ряда конкурсов и конференций учебно-исследовательских работ (Табл. 3) и позволяет утверждать, что на практике не только дети, но и педагоги с организаторами вышеназванных мероприятий очень часто не видят разницу между исследовательской, проектной работой и другими схожими видами деятельности школьников.

Таблица 3. Мероприятия, посещенные в ходе исследования

Название Сроки проведения Место проведения
Открытая городская научно-практическая конференция «Уроки Д.С. Лихачева» 3 декабря 2010 г. ГОУ Гимназия № 1503
XII Окружная научно-практическая конференция «Дети - творцы XXI века» 28 января 2011 г. ГОУ СОШ № 1290
XVIII Конференция исследовательских работ "Смолинские чтения" 17 марта 2011 г. Государственный Дарвиновский музей и биологический кружок "ВООП"
Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского 11-15 апреля 2011 г. Дом научно-технического творчества молодежи, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, «Лицей на Донской» №1553
Конкурс проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе Москвы» 25-27 апреля 2011 г. Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Российский Университет Дружбы Народов

С одной стороны эту ошибку нельзя прировнять к критичной, но она порождает ряд нежелательных последствий: путаются цели, способы и результаты творческой работы школьников, смешиваются требования к ним в конкурсах, затрудняется работа экспертов по их оценке, не достигаются образовательные задачи, а в итоге работа может не оправдать ожидания самого юного исследователя.

В связи с широким распространением замеченной проблемы, выделение сходств и различий между этими понятиями было важным теоретическим этапом при написании данной квалификационной работы (§ 1.2.2), прежде всего с точки зрения применения её в образовательной практике.

Ситуацию с развитием компетентностей учителей подстёгивает недостаточное количество методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников (6 упоминаний в ходе исследования) и отсутствие системы информатизации, способствующей обновлению профессиональных знаний и навыков учителей (2 упоминания).

Серьёзная проблема российской системы образования заключается и в том, что при достаточно высоком уровне компетентности школьников в предметном материале школьных дисциплин, к сожалению, часто наблюдается малоэффективное практическое использование знаний. Наблюдаемый феномен связан, в числе прочего, с низким уровнем усвоения школьниками методологических компонентов, то есть общенаучных и специальных методов и приёмов, на которых базируется теоретическое и практическое использование предметных знаний естественнонаучных дисциплин. [13, c.331]

Зачастую предполагается, что получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. [13, c.272]

Процессуальную основу исследования составляют методы научного познания, которые выступают атрибутами целесообразной деятельности, в противоположность неосмысленному, нецелесообразному поиску путём проб ошибок. Следует отметить, что, хотя методы научного познания и входят в содержание образования (Приложение №1), специальное обучение им, как правило, не осуществляется. Однако приобщение юных исследователей к методам научного познания становится необходимой процедурой, причём не только с целью вооружения их инструментами осуществления поисковой деятельности, но и для формирования определённого отношения к ней. Важно, что школьники в ходе этого убеждаются в объективности, общезначимости, воспроизводимости, необходимости и эффективности метода научного познания как способа гарантирующего достижения результатов поиска. [13, c.184]

В требованиях ФГОС дан перечень умений выпускника школы среднего основного образования (Приложение №1) и подразумевается, что они должны формироваться в течение всего обучения в школе, начиная с начальной ступени образования, а не перед выпускными экзаменами, но зачастую мы не имеем этого на выходе. До сих пор подавляющее внимание делается только на объём знаний школьника.

Безусловно, научить проводить исследования можно только в процессе самого исследования, но отдельные умения (такие как постановка цели, анализ, сравнение, прогнозирование, планирование, разработка стратегии) могут и должны развиваться вне зависимости от используемых образовательных технологий. Специалисты департамента образования Москвы убеждены, что овладение самостоятельной исследовательской деятельностью в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. [27]

Гораздо эффективней в этом плане формировать соответствующие компетенции в течение всего образовательного процесса или вводить специальный тренинг, спецкурс по развитию исследовательских способностей учащихся. [37, c.272]

Проведённое исследование показало, что у школьников очень часто возникают трудности со сбором и анализом информации (25 упоминаний в анкетах), с формулировкой цели, задач и выводов (20 упоминаний). Такая ситуация на прямую влияет на заинтересованность ребят в учебных исследованиях, потому что, если какое занятие вызывает слишком много затруднений, то от него легче отказаться, учитывая ещё, что оно не входит в строгие урочные рамки.

<<< Результаты проблемного анализа | Содержание | Мотивация на проведение самостоятельного исследования >>>

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016