Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В.А.КОРОСТЕЛЕВОЙ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности "География"

<<< Популярность школьной географии | Содержание | Организация педагогического эксперимента: экспериментальная база >>>

Глава 2. Проблемы организации географических
исследований школьников во внеурочной деятельности

2.5. Пути решения проблем организации географических исследований
школьников во внеурочной деятельности

Проанализированный материал позволяет прийти к заключению, что проблемы организации исследовательской деятельности школьников становятся объектом пристального внимания педагогов и ученых. В то же время пока отсутствуют комплексные исследования на эту тему, а, соответственно, и разработка решений возникших проблем.

Результаты проведённого исследования показали, что самые острые проблемы возникают в рамках методико-педагогической зоны ответственности: недостаточно развитые компетенции субъектов исследовательской деятельности, низкий уровень мотивации, нехватка методических пособий и т.д. (табл. 4) Второй строкой идут проблемы, связанные с нормативно-правовым аспектом организации исследовательской деятельности, которые во многом влияют на возникновение методико-педагогических. То есть, по сути, все возникающие проблемы, о которых упоминали учителя и учащиеся в ходе исследования, сводятся к системе организации образования в целом.

Таблица 4. Итоговый каталог проблем, связанных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное время

Группа Проблемы Количество упоминаний
Анализ литературных источников Результаты анкетирования Мнение автора Всего
учителей учащихся

Организационные (нормативно-правовые)

- отсутствие единой системы (стратегии) внедрения и развития исследовательской деятельности школьников и интеграции основного и дополнительного образования 5 0 0 0 5
- отсутствие единой системы норм и требований к организации исследовательской деятельности школьников 5 0 2 0 7
- отсутствие единой всероссийской конкурсной системы для оценки исследовательских работ школьников 5 2 2 1 10
- формализм в выполнении работы учителями и органами управления образованием всех уровней 7 1 1 1 10
- недостаточное финансирование, материально-техническое обеспечение, отсутствие системы стимулирования участников и организаторов исследовательской деятельности 17 6 6 1 30
- несоблюдение принципа добровольности выполнения исследовательских работ 1 0 11 0 12
- загруженность учителей, учащихся, недостаток времени на внеурочную деятельность 7 8 12 1 28
- трудности подготовки документов, необходимых для выездов, экспедиций, походов для сбора исследовательских данных 1 1 0 0 2
- отсутствие системы информатизации, способствующей обновлению профессиональных знаний и навыков учителей для организации исследовательской работы школьников 2 0 0 0 2

Внедряя всё новые технологии образования, которые, безусловно, нужны, аппарат управления образованием редко задумывается о том, как нововведения на практике встроятся в действующую систему. Одно только постановление «сверху» о необходимости проведения исследовательской работы среди школьников, только усугубит не без того сложную ситуацию современной школы, которую придётся в последствии исправлять.

Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. [22] Таким образом, внедрение технологии исследовательской деятельности должно включать следующее:

  • нормы организации учебно-исследовательской деятельности;
  • отдельно отведённые часы в программе;
  • систему методических разработок;
  • систему эффективного взаимодействия внедряемой технологии с прежней системой;
  • систему взаимного дополнения программ урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;
  • систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;
  • систему стимулирования работы как педагогов, так и учащихся;
  • пропаганду полезности и нужности этой образовательной технологии;
  • необходимую материально-техническую и информационную базу.

При организации исследовательской работы школьников важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. [27]

Перечисленные компоненты должны быть реализованы в единой слаженной системе, чтобы обеспечить эффективность работы данной образовательной технологии.

Результаты проведённого исследования подтверждают тот факт, что и половины из перечисленного не было сделано.

То есть, по сути, произошло принятие ФГОС и «спуск других различных указов сверху», а условий для реализации их не было создано, поэтому и начали возникать многочисленные проблемы в организации исследовательской работы школьников.

Глядя правде в глаза, нужно признать, что при сложившихся в настоящее время условиях в образовательной системе практически невозможно организовать полноценную исследовательскую работу школьников во внеурочное время.

За последнее десятилетие в ряде школ страны технология учебного исследования была удачно претворена в жизнь в качестве экспериментальной. Их администрация и педагогический коллектив вложили в это огромные усилия. По мнению автора, при массовом внедрении исследовательской работы в систему образования нужно максимально эффективно использовать уже наработанный опыт этих учебных заведений. К тому же, стоит отметить, что литературных источников, посвященных как раз опыту организации исследовательской деятельности во внеурочное время очень много:

  • печатные сборники статей (например, в библиографическом списке под номерами 13, 14, 29],
  • периодические печатные журналы «География в школе», «Исследовательская работа школьников»,
  • специализированные сайты в Интернет www.festival.1september.ru, www.researcher.ru.

Таким образом, можно сделать вывод, что система отечественного образования далека от идеала и постоянно стремится к совершенству путём реформ, которые помимо ориентации на социальный заказ должны улучшать систему изнутри. Для этого нужны комплексные, подобные этому, исследования самой системы с целью выявления проблем.

Совокупность и острота выявленных проблем, связанных с организацией учебных исследований по географии во внеурочное время, говорит о необходимости их решения. Пример возможных методических преобразований, позволяющих доказать возможности использования полученных результатов, представлен в качестве педагогического эксперимента в следующей главе.

<<< Популярность школьной географии | Содержание | Организация педагогического эксперимента: экспериментальная база >>>

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"



Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты


Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!



Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016