ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ >>> ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В.А.КОРОСТЕЛЕВОЙ

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности "География"

<<< Пути решения проблем организации географических исследований | Содержание | Проведение педагогического эксперимента >>>

Глава 3. ОГРАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Являясь наукой прикладного характера, методика должна иметь точку реализации, так как только в этом случае она оправдывает своё существование.

Как выяснилось в ходе проведения исследования в рамках данной квалификационной работы проблемы организации исследовательской деятельности школьников (даже методико-педагогические) имеют глубокие корни, упирающиеся в систему управления образованием и решить их только силами методистов, психологов и учителей вряд ли удастся.

В связи с этим организация такого эксперимента, который бы максимально объективно подтвердил или опроверг выдвинутую автором гипотезу крайне затруднительно.

Исходя из собственных возможностей и компетенций, автор сделал упор на методико-педагогический аспект процесса организации учебных исследований и приступил к экспериментальной части реализации квалификационной работы.

Цель педагогического эксперимента: опровергнуть или подтвердить гипотезу, выдвинутую перед написанием квалификационной работы.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что выявление проблем организации учебных исследований по географии во внеурочное время, их учёт и максимальное решение повысят эффективность использования данной образовательной технологии в географической подготовке школьников.

Суть эксперимента: при организации исследовательской работы учащихся принять во внимание и постараться максимально решить предварительно выявленные проблемы, проследить за изменениями процесса обучения и результатами учебной деятельности.

Педагогический эксперимент реализован на базе Московского полевого учебного центра «Экосистема».

Экспериментальная база

Ассоциация «Экосистема» – это некоммерческая общественная просветительская организация. Зарегистрирована в Москве в 1994 г. группой энтузиастов – педагогов-биологов и географов, работавших на тот момент в различных учреждениях дополнительно образования города Москвы. Ассоциация «Экосистема» задумывалась как методический и координационный центр, ориентированный на работу с образовательными учреждениями и общественными организациями, ведущими учебную, исследовательскую и природоохранную работу с детьми в природе. [2]

Основной целью является пропаганда натуралистического подхода (подробнее), т.е. исследовательской и проектной деятельности в образовании детей и внедрении методов полевого экологического образования в преподавании биологии, географии и экологии как в средней школе, так и в учреждениях дополнительного образования. [2]

Сотрудники Ассоциации считают, что нельзя учить биологии, географии и экологии по книжкам и в классных комнатах, детей надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу, где давать им возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, – почувствовать природу. [48]

Первоначальная цель Ассоциации заключалась в объединении кружков, клубов и иных образований юных экологов по всей России, использующих в своей работе методы полевого экологического образования и полевых учебных исследований, совершающих экскурсии и походы в природу, проводящих длительные экспедиции и полевые лагеря. В период с 1994 по 1997 г. Ассоциация работала в основном с учреждениями дополнительного образования из регионов России. [2]

Примерно с 1997 г. основным направлением деятельности Ассоциации стало проведение полевых экологических, биологически и географических практикумов для учащихся общеобразовательных школ города Москвы, а также разработка и распространение методических материалов для дополнительного образования и внеклассной работы в средней школе.

В перечень основных реализованных проектов Ассоциации «Экосистема» входят:

• 8 печатных определителей растений: деревья, кустарники, кустарнички и лианы средней полосы России в зимний период (в безлистном состоянии) и в летний период (в облиственном состоянии), травянистые растения (цветы) лесов, лугов и полей, водоемов и болот, а также первоцветы – в виде "таблиц-раскладушек";
  • 4 карманных полевых справочника-определителя животных средней полосы России: "Грибы", "Обитатели водоемов", "Птицы" и "Звери и их следы";
  • 10 компьютерных интерактивных определителей объектов природы России: грибы, деревья и кустарники зимой и летом, травянистые растения (дикорастущие цветы), насекомые-вредители леса, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, гнезда и голоса птиц, млекопитающие России;
  • 20 цветных определительных таблиц: грибы, лишайники, водоросли, листостебельные мхи, травянистые растения, древесные растения, водные беспозвоночные, дневные бабочки, пресноводные и проходные рыбы, амфибии и рептилии, птицы и млекопитающие;
  • 40 учебных видеофильмов по методикам и технологии организации научно-исследовательских (проектных) работ школьников в природе в разные сезоны года;
  • 65 методических пособий по методикам проведения проектных исследований в природе, учебно-исследовательским проектам и программам;
  • методическое пособие для учителей "Как организовать полевой экологический практикум". [48]

Основные направления деятельности в настоящее время:

1. Полевые практикумы для школьников. Практикумы проводятся круглогодично на собственной базе (Московский полевой учебный центр). На практикумы приезжают учащиеся 5-10 классов из общеобразовательных школ Москвы и живут от 2 до 4 дней. Обучение ведётся по четырём основным предметам: ботаника, зоология, водная экология и ландшафтоведение (физическая география). Педагогический коллектив состоит из 35 человек. Имеются также вспомогательные службы (столовая, учебные лаборатории, библиотека, конюшня).

2. Методическое обеспечение и подготовка педагогов дополнительного образования и учителей средней школы по организации полевых исследований школьников. В разработке данного направления участвует большая часть педагогического коллектива Ассоциации. Все методические разработки создаются на основе собственного опыта организации учебной исследовательской деятельности школьников в центре.

3. Дистанционное образование учителей по Интернету. Данный проект Ассоциация реализует с 1999 г. совместно с Государственным университетом штата Монтана (США). Педагоги «Экосистемы» разработали, адаптировали и перевели на английский язык задания для учителей, повышающих квалификацию по экологическом образованию. Обучение осуществляет университет в рамках серии сезонных курсов «Полевые экологические исследования с детьми». Учащимися курсов являются в основном учителя средних школ из США, России и других англоязычных стран. [2]

Особое место в работе Ассоциации "Экосистема" занимает Московский полевой учебный Центр (или биостанция) "Экосистема" – место, куда приезжают учиться понимать и чувствовать природу и дети, и взрослые.

Главная ценность места расположения Центра – это дикая природа (настолько, насколько она может быть "дикой" в окрестностях огромного мегаполиса). Несмотря на близкое соседство с городом (Центр находится всего в 15 км от Москвы, т.е. в 25 мин. от ближайшей станции метро), он окружен старыми 150-летними хвойными лесами, не тронутыми рубками, пожарами и свалками. Благодаря охранной зоне, проезд через которую осуществляется по специальным пропускам, здесь нет дачных поселков, водятся зайцы, лисы, встречаются кабаны и лоси, не говоря уже о птицах и насекомых.

Сам Центр (бывшее лесничество) находится вдалеке от населенных пунктов (ближайший поселок находится в 3-х километрах) и полностью окружен лесами. С одной стороны биостанция отделена от "цивилизации" рекой, с другой стороны – непроходимым болотом, с третьей стороны – охранной зоной с КПП и шлагбаумом. В четвертую сторону на многие километры тянется лес. Благодаря удаленности Центра от "цивилизации", кроме самих участников и немногочисленного обслуживающего персонала Центра на базе и в окрестностях никого из посторонних нет.

Основным направлением образовательной работы Центра являются учебные полевые практикумы для школьников, сутью которых является обучение детей реальной, "живой" биологии, географии и экологии. Учебные занятия проходят в отдельном "лабораторном" корпусе, который находится неподалеку от жилого корпуса и состоит из четырех лабораторий – ландшафтоведения, ботаники, зоологии и водной экологии. Занятия проводятся по авторским образовательным программам, разработанным педагогами экологического центра в 1994-1998 гг. и апробированным уже в течение более 10 лет. [48]

Учебная работа ведётся группами по 8-12 человек с педагогами учебного центра. В работе всех детских учебных мероприятий предусмотрены полевые занятия, занятия с коллекциями, приборами и оборудованием, лабораторная обработка результатов, конференция исследовательских работ (доклады), лекции по тематике мероприятия, вечерний «экологический» досуг.

Перед началом эксперимента автор провёл анализ собственной педагогической деятельности в рамках Полевого центра, а также деятельности коллег, определил перечень наиболее актуальных проблем организации исследовательской работы школьников. В качестве ведущих затруднений, как уже отмечалось ранее, брались только методико-педагогические:

• низкий интерес к географии и другим предметам естественного цикла,
  • отсутствие желания проводить самостоятельные исследовательские работы,
  • несформированность общеучебных умений и навыков, в том числе исследовательских.

Как показали результаты исследования (см. Главу 2), перечисленные проблемы существуют не только у сотрудников Московского полевого учебного центра, но и в большинстве учебных заведений. Однако особая форма организации обучения на биостанции «Экосистема» рождает ряд специфических затруднений:

• один предмет изучается целый день, хотя в течение занятий делаются перерывы, устраиваются игры на спорт-площадке, дети иногда устают от работы с 10 утра до 18 часов вечера;
  • недостаточно времени на проведение полноценного учебного исследования с осмыслением, рефлексией (всего день!);
  • условное соблюдение принципа добровольности проведения собственных учебных исследований, так как это входит в обязательную программу обучения на биостанции;
  • темы для исследований предлагают преподаватели биостанции, что в некоторой степени снижает интерес учащихся, хотя учителя стараются подобрать интересные темы;
  • восприятие Московского учебного полевого центра в качестве лагеря-отдыха, а не учебного заведения, и соответственно отсутствие рабочего настроя;
  • методическая сложность организации коллективных исследовательских работ (8-12 человек в группе);
  • отсутствие системности подготовки школьников, если в разных заездах с ними работают разные преподаватели, каждый со своей методикой;
  • отсутствие интеграции обязательного и дополнительного образования, то есть в школе не стимулируют интерес к предметам естественного цикла, не формируют общеучебные навыки, в том числе исследовательские.

Всё это объективно снижает результаты образовательно процесса.

Программа обучения в Московском полевом учебном центре включает в себя 4 приезда (желательно в разные сезоны). Обучение ведётся по четырём основным предметам: ботаника, зоология, водная экология и ландшафтоведение (физическая география):

• 1-2 приезды включает в себя курс «Ликвидация экологической безграмотности», то есть теоретическая подготовка по предметам; практические занятия на местности, в лаборатории.
  • 3-4 приезды посвящены проведению самостоятельных исследований на местности сначала с поддержкой преподавателя, затем максимально автономно.

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Экосистема"

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра "Экосистема":

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Статья о биостанции "Экосистема", написанная одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагеря,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.