Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Становление методической работы и исследовательского метода изучения природы в юннатском движении
и дальнейшее его развитие в дополнительном эколого-биологическом образовании

Л. М. Орлова, методист МГСЮН

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Открытие 15 июня 1918 года в г. Москве Биологической станции юных любителей природы, первого внешкольного детского учреждения, положило начало юннатскому движению и государственной системе дополнительного образования детей в России.

Первый заведующий новым учреждением Борис Васильевич Всесвятский столкнулся с большой трудностью — отсутствием педагогов, готовых к работе с юными натуралистами. Этот вызвало необходимость создания различных форм методической работы, с помощью которых руководители кружков могли бы в кратчайшие сроки овладеть исследовательским методом изучения природы и новыми видами деятельности с детьми. Первоначально это были экскурсии, консультации, выставки, организованные для учителей кружки по изучению природы, краткосрочные курсы для ознакомления педагогов с природой и методами ее исследования, конференции.

С целью пропаганды идей Биостанции большое внимание уделялось проведению экскурсий, участниками которых были не только дети, но и рабочая молодежь, учителя школ и воспитатели детских домов. Неизменным успехом пользовались экскурсии на водоем, в лес и лесной питомник, а также тематические экскурсии «Цветение растений», «Жизнь птиц», «Жизнь насекомых». По инициативе Б. В. Всесвятского в Московской и близлежащих губерниях стали организовываться кружки по изучению природы. К 1923 году в различных районах Москвы и в уездах Московской губернии Биостанцией было организовано 15 учительских кружков, в которых занималось 450 человек. С ними проводилась систематическая экскурсионная и методическая работа…

Биостанция по крупицам накапливала опыт работы: педагоги обрабатывали краеведческий материал, разрабатывали методику экскурсий в природу, учебные программы. Разрабатывалась методика массовых исследований в области биологии, экологии, фенологии и сельского хозяйства. Помимо популяризации уже испытанных приемов сельского хозяйства в области огородничества, мелкого животноводства, птицеводства и пчеловодства, проводятся опыты, связанные с охраной природы: привлечение птиц в сады и парки для борьбы с насекомыми-вредителями, выяснение полезных качеств дикорастущих растений, подготовка к организации заповедника.

Результаты своего педагогического опыта Биостанция стремилась оперативно передавать учителям, а через них — в массовую практику школ. Реализации этой цели способствовали педагогические курсы, которые проводились начиная с лета 1919 года. Так как на курсах учителя занимались всего полтора месяца, в течение летнего периода 1919 года удалось провести три сессии. Впоследствии, когда продолжительность курсов выросла до 2,5 – 3 месяцев, в течение лета проводилась только одна сессия. Неприспособленность и теснота помещений Биостанции не позволяла проводить работу курсов в течение всего года.

На летних курсах Биостанции учителя практически знакомились с применением исследовательского метода в школе, сами использовали этот метод, учились применять в жизни знания, полученные путем исследовательской работы, составляли планы дальнейшей практической работы в школе. Связь между курсантами и Биостанцией не прекращалась после закрытия курсов. Идеи Биостанции и знания, полученные на курсах, учителя применяли в массовой практике, испытывая их в разнообразных условиях, и присылали на Биостанцию отчеты о проделанной работе. Периодически (не чаще одного раза в год) слушатели курсов приглашались на конференции, где обсуждались наиболее актуальные вопросы. Для Биостанции как опытно-педагогического учреждения итоги практической работы учителей, посетивших курсы, были очень важны. Главным организационным недостатком курсов являлась их краткосрочность, но этот недостаток частично компенсировался работой кружков для учителей.

Педагогические курсы и кружки для учителей, дополняя друг друга, развивались и совершенствовались. Принятое в 1920 году решение о выделении курсов в самостоятельное учреждение при Биостанции повлекло за собой расширение программы, увеличение количества курсантов и удлинение срока их пребывания на учебе…

Как уже отмечалось, одной из ведущих форм методической работы с педагогами были кружки учителей по ознакомлению с природой и освоению исследовательского метода при изучении природы. Учительские кружки с течением времени видоизменялись: росло их количество, расширялась география, помимо кружков по природоведению, появились кружки других наименований…

В процессе организации многоплановой и большой по объему работы БЮН появилась необходимость в централизованном методическом руководстве юннатским движением в стране. В январе 1926 года в соответствии с постановлением Президиума Коллегии Наркомпроса от 22. 09. 1925 года было создано Центральное бюро юных натуралистов — орган методического руководства юннатским движением. В 1925 году в № 52 «Еженедельника НКП» от 30 декабря было опубликовано Положение о ЦБЮН…

Базой для работы ЦБЮН стала Центральная Биологическая станция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева. Коллектив Биостанции на общественных началах участвовал в непосредственной работе ЦБЮН.

Основой деятельности Центрального бюро юных натуралистов в его руководстве юннатским движением стали следующие направления:

  • борьба за рост количества кружков юннатов;
  • письменные и устные консультации;
  • выезды и обследования юннатских кружков;
  • заседания расширенного пленума ЦБЮН;
  • создание местных бюро юннатов;
  • подготовка организаторов и руководителей юннатского движения;
  • разработка методических материалов;
  • издательская работа.

В целях подготовки учащихся к будущей профессии в кружках юных натуралистов проводилась работа, способствовавшая выявлению у ребят интереса к естествознанию, сельскому хозяйству. Но руководители кружков не могли обеспечить юннатов работой в интересующей их области. ЦБЮН совместно с Биостанцией нашли подступ к решению этой задачи. Школа при БЮН, вступив в договорные отношения с некоторыми организациями (Наркомзем, Госторг и др.) через кружки юннатов стала готовить для них работников средней квалификации…

В 1930 году участникам 1 Всесоюзного совещания педагогических работников биостанций, агробаз, детских сельскохозяйственных станций и бюро юннатов было принято решение о создании единого сельскохозяйственного движения, направленного на подъем и коллективизацию сельского хозяйства. Для руководства появившимся массовым молодежным движением был необходим периодический орган издания. Им стал журнал «За массовое опытничество», реорганизованный из журнала «Листки Биостанции…». Этот журнал издавался недолго. Начиная с 1931 года, главной задачей юннатских кружков стало содействие школе в повышении качества учебно-воспитательной работы, в повышении качества знаний учащихся по основам естественных наук. Необходимость в издании журнала «За массовое опытничество» отпала, и он прекратил свое существование.

С апреля 1928 года начал выходить популярный иллюстрированный естественнонаучный журнал «Юный натуралист» в качестве платного приложения к журналу «Знание — сила» (орган издания Центрального бюро юных натуралистов и Центрального бюро юных пионеров при ЦК ВЛКСМ). Новый журнал выходил один раз в месяц, имел объем два печатных листа и был рассчитан на детей 11-13 лет. Журнал «Юный натуралист» издавался по июнь 1941 года. В издании журнала был длительный перерыв с июля 1941 года по март 1956 года. В настоящее время учредителем журнала является ООО «Редакция журнала «Юный натуралист».

Федеральным детским эколого-биологическим центром (бывшая Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства) издается информационно-методический журнал «Юннатский вестник». Первый его номер вышел в 1997 году.

Для распространения опыта многогранной деятельности БЮН и становления методической работы на Биостанции немаловажным был тот факт, что ее руководитель Б. В. Всесвятский в своих публикациях, выступлениях перед разнообразной аудиторией раскрывал методические аспекты работы первого внешкольного учреждения для детей…

Для реализации поставленных задач коллектив Биостанции использовал материальную базу БЮН, имевшей к тому времени несколько структурных подразделений (Биостанция — центральное отделение, школа II ступени с интернатом, школа крестьянской молодежи, школа I ступени, детский сад. Последние три учреждения находились за городом, вблизи ст. Хотьково — Хотьковское отделение БЮН). Имелись также отделы и базы: растениеводная, звероводная и птицеводная базы, уголок животных, база исследовательского типа и постоянная методическая выставка.

На базе структурных подразделений и отделов проводилась большая часть производственно-педагогической, опытно-педагогической и исследовательской работы Биостанции: работали кружки юных натуралистов, кружки педагогов, кратковременные курсы учителей, школа II ступени и дошкольная площадка. Значительное внимание уделялось экскурсиям, в которых в течение года принимало участие в среднем 32000 человек. Биостанция являлась основной опорной базой для практической работы Центрального бюро юных натуралистов Главсоцвоса по методическому руководству кружками юных натуралистов…

Биостанция выполняла большой объем опытно-педагогической и исследовательской работы. Опытно-педагогическую работу направляло методическое бюро, исследовательскую — исследовательское бюро…

Педагогические идеи, положенные Биостанцией в основу юннатского движения и выраженные в лозунге «Ближе к природе и жизни!», нашли живой отклик у учителей естествознания и у учащихся. В различных регионах Российской Федерации при школах начали свою работу кружки юных натуралистов. Пути их возникновения были различными: они появлялись и как школьные естественно-исторические кружки, и как юношеские секции научно-краеведческих обществ. Но большинство кружков было организовано или непосредственно Биостанцией юных натуралистов имени К. А. Тимирязева, или под влиянием ее идей. Биостанция с самого начала являлась объединяющим центром, вокруг которого группировались кружки юных натуралистов. Рост количества кружков и их география позволяют проследить процесс становления юннатского движения. В 1918 году начал функционировать кружок юных натуралистов на БЮН; к 1920 году относится появление юношеских естественнонаучных кружков в Ленинграде; 1921 – 1922 годы характеризуются появлением кружков во многих регионах страны; в 1923 году численный рост кружков принял массовый характер; в 1924 год знаменуется формированием крупных объединений кружков: в Москве — при Зоопарке, в Ленинграде — при Педагогической биостанции (Биосад), а также в Смоленске, Твери, Краснодаре, Хабаровске, Яхроме, Реутове и других городах.

В целях обмена опытом работы кружков, наряду с конференциями, проводились и съезды юных натуралистов…

Важным итогом работы I съезда было определение новой фазы натуралистического движения, характеризующейся тесной связью юннатской работы с жизнью. Съезд предложил создать Всесоюзное объединение юных натуралистов (ВОЮН), определил его руководящий орган — Центральное бюро. Съезд отметил, что в основе юннатского движения лежат воспринятые Биостанцией идеи К. А. Тимирязева. Съезд принял ряд резолюций, в том числе о проведении «Дня леса», где отмечалось, что День леса — наиболее приемлемая форма общественно полезной натуралистической деятельности, которая должна носить практический характер по охране и возрождению лесов.

Таким образом, организационное оформление юннатское движение получило на I Всесоюзном съезде юных натуралистов в июне 1924 года.

Некоторые организационные формы методической работы, заложенные в первые годы деятельности Биологической станции юных натуралистов имени К. А. Тимирязева, используются в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности и в настоящее время, другие — появились позднее и с течением времени усовершенствовались…

В связи с реформированием образования и получением внешкольными учреждениями статуса образовательных учреждений изменились и расширились функции методической работы: она стала многофункциональной. Наиболее характерными для методической работы учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности стали следующие функции: информационная, аналитическая, образовательная, организационная, диагностическая, исследовательская, координационная, прогностическая, внедренческая, экспертная, издательская.

Педагогическая практика подтвердила жизнеспособность исследовательского метода изучения природы, разработанного педагогами Биологической станции юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. В настоящее время учебно-исследовательская работа обучающихся — один из главных компонентов экологического образования детей. В учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности разработаны и реализуются образовательные программы, включающие исследовательскую и опытническую работу обучающихся непосредственно в природе, в лабораториях, на учебно-опытных участках, в трудовых объединениях школьников.

Эта работа проводится в содружестве с учеными научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. На результатах учебно-исследовательской работы положительно сказывается непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в образовательном процессе, в разработке тематики учебно-исследовательской и опытнической работы, что ведет к повышению качества образовательной деятельности, преемственности образовательных уровней, к развитию творческих способностей обучающихся. Под руководством ученых и педагогов дети овладевают технологией исследовательской работы (выбор темы — постановка проблемы — изучение теории — овладение методикой исследования — анализ — обобщение — выводы — рекомендации).

Наблюдения и результаты исследований, проведенных в научных обществах обучающихся, в научных комплексных экспедициях, на учебно-опытных участках, оформляются в виде различных исследовательских работ: реферативных, описательных, экспериментальных и др. С этими работами юные исследователи выступают на различных конференциях регионального и всероссийского уровня.

Основной объем учебно-исследовательской работы с обучающимися образовательных учреждений г. Москвы проводится в период поездки детей в природу — от однодневных экскурсий до многодневных экспедиций. Итоги такой работы подводятся на городской конференции экспедиционных экологических отрядов, которую начиная с 1984 года проводит Московская городская станция юных натуралистов. XXII конференция состоялась 25 ноября 2007 года.

Учебно-исследовательская деятельность на МГСЮН в последние годы проводится по зоологическому и ботаническому направлению, а также в области комплексного исследования экосистем, в том числе — на территории города. Приоритетными направлениями учебно-исследовательской работы на данный момент являются:

  • экология городской среды;
  • биоиндикация состояния воздушной и водной среды Московского региона;
  • ландшафтная экология и радиоэкология;
  • видеоэкология;
  • зональные и региональные ботанические исследования;
  • орнитологические исследования;
  • энтомологические исследования.

Таким образом, учебными исследованиями юннатов охвачены и традиционные объекты общей экологии, и урбоэкологические явления и процессы.

Готовясь к 90-летию юннатского движения, работники Московской городской станции юных натуралистов, бережно храня традиции, испытанные временем, находятся в поиске инновационных форм экологического образования детей и молодежи, что емко сформулировано в девизе работы МГСЮН «Стремиться к новому, сохраняя старое!».


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016