Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Юннатское движение и дополнительное образование:
взаимоисключение или взаимодополнительность

Д. В. Моргун, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора МГСЮН

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Сегодня юннатское движение, с которого в нашей стране фактически началось дополнительное (внешкольное) образование, отмечает свое 90-летие. Вследствие перемен, которыми стабильно отличается наша образовательная система, и, особенно, тенденциями последних лет, неизвестно, будет ли необходимость в подготовке подобного сборника к 100-летию юннатства. Вернее, будет ли он, век юннатского и экологического детского движения?

Проблемы последних лет, однозначно наметившиеся в дополнительном образовании детей, действительно делают судьбу юннатского движения в стране неопределенной. По опыту изучения ситуации в некоторых регионах, могу сказать, что в нашей системе четко прослеживаются две тенденции: ликвидация эколого-биологических центров образования и станций юных натуралистов или их превращение в подчиненные отделы многопрофильных учебных заведений. Но на мой взгляд, такие пессимистичные перспективы связываются не столько с невостребованностью и недостаточным финансированием эколого-образовательных и юннатских организаций, а скорее с проблемами, зародившимися и развивающимися внутри самого юннатского движения.

Как писал в одной из своих работ по теоретической биологии замечательный эволюционист С. В. Мейен, его статья — не итог размышлений над определенной проблемой, а сами эти размышления. Так и эта статья — не «тризна» по юннатскому движению, а скорее рефлексия наших общих проблем, препятствующих развитию этого уникального детского и молодежного феномена.

Зачем говорить о том, что эволюция юннатского движения в экологическое образование, как и преобразование системы внешкольной работы в дополнительное образование в нашей стране прошли безболезненно и незаметно для сохранения юннатства как целостной, определенной детской субкультуры? Очевидно, что традиции, которые складывались в юннатских поколениях годами, как и ценности изучения и восприятия природы — сохранены не полностью и, наверное, все же нуждаются в возрождении.

Картина проблем и противоречий, имманентно заложенных в юннатском движении в настоящее время, сложилась из многолетнего опыта изучения эколого-образовательной ситуации в Москве. Более подробные сведения о том, каково сейчас распределение ресурсов дополнительного образования эколого-биологического профиля в Москве, рассматриваются в конце статьи. А в начале — те проблемы, которые сейчас представляются наиболее значимыми в юннатской среде и которые нуждаются, вероятно, в консолидированном, продуманном решении...

Проблема 1. Невозможность или сложность «вписать» юннатские кружки в формат системы дополнительного образования. Юннатское движение — изначально неформальное, но при этом хорошо организованное сообщество учеников и учителей, специалистов-биологов. Организация и отношения в этом сообществе основаны на соблюдении определенных этических норм исследовательской и научной среды, а также на правилах элементарной экологической культуры поведения в природе. Строго говоря, для руководителей кружков почти невозможно загнать неформальное, основанное на уважении и взаимном доверии образование в рамки расписания и учебной нагрузки, с определенным количеством учеников и с четким соответствием программе…

Проблема 2. Переход дополнительного образования из специализированных учреждений в общеобразовательные школы. Вероятна подмена ценностей натуралистического и экологического образования на организацию «содержательного» досуга детей в школе полного дня. На базе станций юных натуралистов и других учреждений дополнительного образования изначально формировались условия для грамотной, рациональной, а главное — профессиональной и научно-ориентированной деятельности школьников. Здесь дети и отдыхают от школьной классно-урочной системы, и в то же время их деятельность наполнена конкретным образовательным содержанием…

Проблема 3. Смена общественных ценностей, падение престижа научно-исследовательской и экологической работы; как следствие — отсутствие мотивации у детей для сознательного выбора в пользу юннатского кружка и эколого-биологических профессий. Особенно в последние годы результат очевиден — «недобор» учащихся в кружки, клубы и другие учебные объединения дополнительного образования…

Проблема 4. Одной из общих проблем является информационная и организационная изоляция биологических кружков. Она сопровождается огромным количеством однотипных мероприятий, проводимых для учреждения дополнительного образования. В распределении методических ресурсов и вообще в планировании их часто отсутствует четкая система. Так, формируются группы участников, посещающих только определенные мероприятия. В результате на чтениях, конференциях, конкурсах складывается стабильный контингент, не допускающий до участия сторонние организации. Замкнутость обосновывается традиционно сложившимися связями в юннатской среде. В истории юннатского движения широко известны примеры, можно сказать, соперничества между отдельными юннатскими коллективами. Такие периоды чередовались с временными примирениями, но затем некоторые юннатские кружки вновь расставались с чувством легкого взаимного отвращения…

Проблема 5. Фактическое отсутствие координационного центра дополнительного экологического образования, централизованной системы мероприятий, методической и нормативно-правовой поддержки из единого координационного центра. Функции координационного центра в нашей системе возложены на Федеральный детский эколого-биологический центр, организованный на базе Центральной станции юных натуралистов и экологов в Сокольниках.

Центральная станция юных натуралистов действительно была «колыбелью юннатского движения» в нашей стране, на ней в первую очередь зарождались традиции, которым посвящен этот сборник. Долгие годы она была подлинным координационным центром учебно-воспитательной, методической и оргмассовой работы, объединявшим вдохновителей и энтузиастов юннатского движения: ученых, опытников, педагогов…

Но к концу 1990-х гг. кружков не осталось и перечисленные объекты утрачены. К сожалению, в последние годы учреждение занимается почти исключительно проведением всероссийских массовых мероприятий по стандартной схеме. В них вовлечены немногочисленные постоянные сотрудники учреждения, а члены жюри привлекаются обычно из сторонних организаций. Библиотека, хранящая бесценные, уникальные архивы истории юннатского движения, до сих пор не систематизирована и не имеет доступного каталога. Методической работе в последние годы не уделялось достаточное внимание.

Сейчас постепенно восстанавливается материально-техническая база учреждения, проводятся ремонтные работы. Предполагается восстановить ряд утраченных объектов. Отрадно, что наконец возрождается учебно-воспитательная работа. Она ведется с октября 2007 г. по авторской программе в «Школе природолюбия», которую регулярно посещает несколько учеников. Летом 2008 г. организована профильная полевая школа в Ярославской области. Все это происходит благодаря тому, что в это учреждение вновь приходят работать, хотя бы временно, профессиональные биологи.

Однако такой координационный центр дополнительного экологического образования в настоящее время не может выполнить свою миссию в полном объеме. В нынешнем виде он фактически не координирует и не направляет деятельность учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, а предлагает им участвовать в своих мероприятиях, многие из которых «обременены» определенным оргвзносом. На конкурсы и олимпиады из регионов присылают огромные папки учебно-исследовательских работ юных натуралистов и экологов. Для организаторов эти работы — формальный повод участия в мероприятии. Интересные, инновационные учебные исследования юннатов не передаются соответствующим специалистам. Тезисы работ в единичных случаях публикуются в сборниках самого учреждения…

Проблема 6. В последние годы мы наблюдаем еще одну тенденцию: выход юннатского и детского экологического движения из научной среды в педагогическую. Проще говоря, кружками стали руководить скорее учителя, чем ученые. Это несколько противоречит исконным основаниям юннатского движения, когда первыми руководителями юннатских кружков были лучшие биологи своего времени. Но всегда ученый должен быть и прекрасным педагогом, увлекающим интересы детей за собой. Совсем недавно формальные сложности были связаны с проведением учебных занятий для школьников в ВУЗах и музеях Москвы, так как учебные помещения не всегда соответствуют санитарным нормам дополнительного образования.

Вновь обратимся к истории. Первыми руководителями юннатских кружков были ученые и исследователи, которые пытались передать ценности познания живого мира будущим поколениям. Педагогическая интуиция позволяла выбирать им нужные способы и формы трансляции собственного профессионального и жизненного, личного опыта. Дополнительное эколого-биологическое образование исторически формировалось как система образования детей ведущими специалистами-биологами, осуществляющими целенаправленную работу по профессиональной ориентации обучающихся. Не случайно П. П. Смолин одним из залогов эффективности обучения и воспитания называл необходимость общения юннатов с профессиональными учеными-биологами и натуралистами, представляющими наглядный образец бережного отношения к живой природе. Академическая и неформальная среда общения юннатов с известными учеными послужила плодотворной основой для развития целой школы юннатского движения, из которой вышла плеяда современных биологов-специалистов, занимающихся дополнительным образованием и продолжающих заложенные в юннатском движении традиции…

Проблема 7. Не менее сложной проблемой стала тотальная «экологизация» разных образовательных областей, поиск экологических проблем там, где их исконно не существует, а также кощунственное смешение понятий: экологией называют что угодно. В свое время аналогичная тенденция коснулась и слова «философия». Экологию связывают со всем подряд: «экология души» (?), «экология детства» (?) и т.д. Очень часто экологию ассоциируют только с охраной природы или синонимизируют с понятием «среда».

Невозможно отрицать, что современная экология как научное знание превратилась в междисциплинарную, комплексную научную парадигму, в последние годы значительно испытавшую влияние гуманитарного идеала научности. Гуманитарные методы проявили себя особенно в области социальной экологии, энвайронменталистики и прочно связали экологию с концепцией устойчивого развития цивилизации. Однако все это сильно «размыло» предметное поле экологии и ослабило ее содержательные границы…

***

Возможно, выбор этих проблем является отражением субъективного восприятия ситуации. При всех препятствиях и проблемах в настоящее время в России существует многообразная система учреждений дополнительного образования детей по эколого-биологической направленности, костяк которой составляют сохранившиеся примерно 60 % профильных учреждений на уровне субъектов Российской Федерации. По данным на 2006 г., всего в России дополнительным эколого-биологическим образованием занимаются 445 учреждений (центры, дворцы, дома, станции, клубы).

В 2006 году была попытка проанализировать проблемы, которые возникают в регионах и мешают развитию юннатского движения. По результатам анкетирования региональных учреждений эколого-биологической направленности можно выделить следующие общие тенденции:

1. В большинстве региональных учреждений преобладают традиционные формы организации дополнительного образования (чаще всего упоминается кружковая работа); преимущество отдается таким формам, как «школьное лесничество», «производственная ученическая бригада», «экспедиции», «экскурсии, лекции, семинары, практикумы» и др. Инновационные формы работы упомянуты у трети учреждений. Учреждения работают в рамках экспериментальных площадок, однако тематика педагогического эксперимента не прояснена.

2. Проблема для многих регионов — отсутствие четкой иерархии в сети регионального дополнительного образования. Например, в регионе существует сеть учебно-производственных бригад, лишенных единого координационного центра. Такая ситуация воспринимается как конкуренция между районными или муниципальными учреждениями, работающими в одном направлении; однако это лишь свидетельствует об «анархии» и при этом сильных методических ресурсах на местах.

3. Примерно в половине из опрошенных учреждений существует четкая позиция в вопросах создания модели непрерывного экологического образования. Это указывает на характерную тенденцию неопределенности позиции учреждений дополнительного образования (УДО) в контексте непрерывного образования. В опрошенных учреждениях в большей степени развиваются целевые региональные программы, системы локальных мероприятий по охране природы; при этом концептуальное и социокультурное значение УДО в области непрерывного экологического образования разрабатывается слабо.

4. Положительная тенденция: почти во всех учреждениях проводятся собственные региональные конференции по учебно-исследовательской деятельности обучающихся, эколого-биологические олимпиады, эколого-туристические слеты и конкурсы, массовые экологические праздники всероссийского и регионального значения. При этом лишь одно из проанкетированных учреждений участвовало в нескольких международных программах.

5. Другая положительная тенденция. Во всех региональных учреждениях обучающиеся занимаются учебно-исследовательской работой, соответствующей ключевым профильным направлениям: растениеводство, животноводство, зоология, ботаника, экомониторинг, краеведение и др. Общие положительные моменты: почти во всех учреждениях результаты работ подвержены научной рефлексии, обрабатываются руководителем совместно со специалистами НИИ и ВУЗов; работы представляются на региональных мероприятиях, однако не публикуются (!). В среднем, не менее 30 (но не более 100, как можно предположить из аналитических справок) обучающихся от учреждения стабильно занимаются исследовательской работой. Хочется отметить, что это небольшая цифра с учетом 1,5-3 тысяч обучающихся в региональных учреждениях.

6. Большинство программ, реализуемых в учреждениях, относятся к адаптированным, модифицированным и экспериментальным. Среднее количество образовательных программ на учреждение — 20-30; с учетом указанного выше числа учеников, видимо, программное обеспечение недостаточно.

7. Муниципальные учреждения больше и регулярно работают со школами, чем региональные. Они более связаны с сельским и лесным хозяйством, при них или под их опекой работают ученические производственные бригады и школьные лесничества. На базе муниципальных учреждений детские общественные движения формируются чаще и продуктивнее, чем на региональных.

8. Тенденция «двоевластия»: нередко городское и региональное учреждение расположены в одном городе; целевая аудитория учреждений одинакова; уровень проведения мероприятий нередко не отличается. Статус их взаимоотношений в анкетах не проясняется. Непонятно, как они организуют свое образовательное пространство в регионе, как организована сеть учреждений, занимающихся вопросами экологического просвещения и воспитания. Мало внимания региональные УДО уделяют вопросам интеграции с школьным образованием; неизвестно, какого рода методическую поддержку оказывают они школам.

9. Общая проблема учреждений заключается в нечеткости концептуальной позиции развития и позиционирования организации. Нередко УДО реализует образовательные программы, далекие от эколого-биологической направленности, лишь для того чтобы добиться стабильности учебных объединений и выполнения учебного плана. Если сокращение учебного плана объективно представляется логичным выводом, то при введении «подушевого» финансирования со следующего года резко снизится энтузиазм педагогов и, следовательно, ухудшится качество их работы.

10. Судя по анкетам, в региональных УДО мало внимания уделяется вопросам допрофессиональной подготовки. По результатам анкетирования неизвестно, как реализуется связь УДО и ВУЗа; существует ли устойчивая система поощрения одаренных детей, занимающихся в УДО, в рамках их профессиональной ориентации?

Здесь приводятся только те общие проблемы, которые непосредственно связаны с указанными в начале статьи особенностями юннатского движения последних лет. Видно, что в таком контексте заострение собственных проблем кружков выглядит сложнее. Возникает глобальный вопрос — в целом о сохранении системы традиций внешкольной работы с детьми…

Иногда создается впечатление, что обе стороны: юннатское течение и дополнительное образование готовы к сотрудничеству. Они могут заключить взаимовыгодный договор. Но пока мы часто наблюдаем их параллельное развитие — движение к фактически одной и той же цели. Юннатство сформировало прочную образовательную базу, ценности которой могут быть унаследованы. Стремимся к новому, сохраняя старое.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016